РЕШЕНИЕ г.Н.Новгород 24 февраля 2012 года судья Нижегородского областного суда Бушмина А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу А.О.Е. на постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2012 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО «…» по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ УСТАНОВИЛ: <…> государственным инспектором по охране природы по Приволжскому федеральному округу, ведущему специалисту-эксперту отдела геологического контроля и охраны недр, контроля и надзора за обращением с отходами Департамента Росприроднадзора по ПФО А.О.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, согласно которому ОАО «…» по Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, справке от 12.12.2011года №2966, данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности в части осуществления использования кислоты аккумуляторной серной отработанной - 2 класса опасности в производственном процессе для кислования волокна, масла автомобильные отработанные - 3 класса опасности в технологическом процессе для смазки подшипников, не имея лицензии на осуществление вида деятельности – использование указанных видов отходов 2-3 класса опасности. Постановлением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2012 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ОАО «…» прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Государственный инспектор по охране природы по Приволжскому федеральному округу А.О.Е. подала жалобу в Нижегородский областной суд, в которой просит отменить постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2012 года, так как судья не учел все обстоятельства по делу, а именно деятельность ОАО «…» по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности в части использования кислоты аккумуляторной серной отработанной (отход 2 класса опасности) в производственном процессе для кислования волокна, использования масла автомобильного отработанного (отход 3 класса опасности) в технологическом процессе для смазки подшипников является отдельным видом деятельности, подлежащим лицензированием. В судебном заседании от участников производства по делу об административном правонарушении отводов и ходатайств не поступило. В судебном заседании государственный инспектор по охране природы по Приволжскому федеральному округу А.О.Е., представитель Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу по доверенности Б. Я.Б. доводы жалобы поддержала. В судебном заседании законный представитель ОАО «…» Ч.О.Ю. по доверенности против удовлетворения жалобы возражал. Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа …на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В жалобе государственный инспектор по охране природы по Приволжскому федеральному округу А.О.Е. просит отменить постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2012 года и привлечь ОАО «…» к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Пределы рассмотрения дела об административном правонарушении и объем вопросов, которые могут быть решены при пересмотре решения по жалобе или протесту прокурора, определены частью 1 статьи 30.7 и частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ. Из положений части 1 статьи 30.7 КоАП РФ следует, что суд при пересмотре решения полномочен, в том числе, отменить постановление (решение) и прекратить производство по делу (пункт 3); отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение судье, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4). Правом отмены постановления (решения) и рассмотрения дела по существу путем вынесения постановления (решения) о назначении административного наказания суд, пересматривающий постановление (решение) по жалобе, не наделен. Вынесение такого судебного решения не предусмотрено положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так как жалоба содержит требование об отмене судебного решения в связи с тем, что оно, по мнению заявителя, является незаконным, то, исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, такое решение может быть отменено при условии существенного нарушения судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Суд, пересматривающий дело по жалобе, полагает, что судьей Арзамасского городского суда Нижегородской области не допущено существенных процессуальных нарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, наличие которых в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могло бы повлечь за собой отмену постановления, принятого по настоящему делу об административном правонарушении. Дело судьей рассмотрено с соблюдением правил подсудности. О месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности, были извещены (л.д.20-21) и в судебном заседании Арзамасского городского суда Нижегородской области участвовали. Обстоятельства, подлежащие выяснению, судьей Арзамасского городского суда Нижегородской области определены правильно, доказательства по делу собраны, представленным доказательствам судьей дана оценка. Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов; 13) эксплуатация химически опасных производственных объектов; 30) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Судьей правильно установлено, что основными видами деятельности ОАО «...» являются: производство воляльно-войлочной продукции; розничная торговля товарами народного потребления; выполнение строительно- монтажных работ, выработка и продажа тепловой энергии, что подтверждается уставом ОАО «…». В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N 785 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» кислота аккумуляторная серная отработанная – код 52100101 02 01 2 - классифицируются по 2 классу опасности для окружающей природной среды; масла автомобильные отработанные – код 54100202 02 03 3- классифицируются по 3 классу опасности для окружающей природной среды. Из объяснений представителя ОАО «…» Ч.О.Ю. в судебном заседании следует, что серная кислота аккумуляторная отработанная и масла машинные отработанные не утратили своих потребительских свойств. Серная кислота аккумуляторная, наряду с приобретаемой серной кислотой, относится к токсичным химическим веществам и используется в производстве валяльно-войлочной продукции в процессе кислования полуфабриката. Использование серной кислоты аккумуляторной относится к использованию, переработке и уничтожению химических веществ. Масла машинные относятся к воспламеняющим веществам и используются в качестве смазки подшипников оборудования, полностью потребляются для этих целей. ОАО «…» имеет лицензию №ЭХ-40-000504 (Ж) от 11.06.2010 года на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральный законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.06.2010 года. Лицензия действует до 11.06.2015 года. Под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п.3 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 30.06.2009 года № 202). Судьей Арзамасского городского суда правильно установлено, что ОАО «…» имеет лицензию №ВП-40-001859 (КС) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.06.2009 года. Лицензия действует до 11.06.2015 года. Согласно Перечню работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектах, к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 года № 599 в него входят: 1. Получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением использования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. 3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением переработки муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. 4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. 5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением транспортирования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. 6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 7. Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. В соответствии с действующими лицензиями ОАО «…» может осуществлять деятельность, связанную не только с использованием взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, но и деятельность, связанную с переработкой, хранением, транспортировкой и уничтожением этих объектов. Поэтому наличие таких лицензий является достаточным условием для дальнейшего использования кислоты аккумуляторной серной отработанной в производственном процессе кислования волокна, и для дальнейшего использования масла автомобильного отработанного в технологическом процессе для смазки подшипников. Судья Арзамасского городского суда пришел к правильному выводу, что у ОАО «…» не имеется необходимости в получении дополнительной лицензии по использованию отходов I - IV класса опасности - использования кислоты аккумуляторной серной отработанной в производственном процессе кислования волокна, и для использования масла автомобильного отработанного в технологическом процессе для смазки подшипников. Таким требованиям будет соответствовать специализированные организации, для которых деятельность с отходами является основной, однако такой вид деятельности для ОАО «…» основным не является. Поэтому судья городского суда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно прекратил производство по административному делу в отношении ОАО «…» по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. С учетом изложенного, соглашаясь с выводами судьи Арзамасского городского суда, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого постановления. Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2012 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО «…» по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу А. О.Е.– без удовлетворения. Судья областного суда: А.Е.Бушмина