Дело № 7-478/2012 г.Нижний Новгород 16 августа 2012 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе М.А.А. на постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №******** от 13.06.2012 года и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13.07.2012 года, по делу об административном правонарушении по ч.1 чт.3.1 КоАП Нижегородской области, в отношении Главы администрации города Балахны М.А.А., УСТАНОВИЛ : Постановлением начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №******* от 13.06.2012 года Глава администрации города Балахны М.А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 чт.3.1 КоАП Нижегородской области в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13.07.2012 года постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №********* от 13.06.2012 года оставлено без изменения, жалоба М.А.А. – без удовлетворения. М.А.А. подал жалобу, в которой просит отменить постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №********* от 13.06.2012 года и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13.07.2012 года, вынесенные в его отношении, как незаконные, необоснованные, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Жалоба М.А.А. рассматривается при участии представителя М.А.А. – К.Е.В. (по доверенности), которой в судебном заседании разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы М.А.А., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, рассматривающий дело по жалобе, приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП Нижегородской области, нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Из материалов дела следует, что 24.05.2012 года Балахнинской городской прокуратурой на поднадзорной территории в целях обеспечения соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе проверки было установлено, что в районе дома №** по ул.********* г.******** имеется очаговый навал мусора, который образован на территории, подведомственной администрации г.Балахны, главой которой является М.А.А. По результатам проверки составлен акт проверки, в котором указаны нарушения с приложением фотоматериала. 01.06.2012 года Балахнинский городской прокурор Нижегородской области вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Главы администрации города Балахны М.А.А. по ч.1 ст.3.1 КоАП Нижегородской области - за нарушение федерального законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности. Усматривая в действиях М.А.А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, начальником Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области вынесено постановление №******** по делу об административном правонарушении о привлечении Главы администрации города Балахны М.А.А. к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей. Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в присутствии представителя М.А.А. по доверенности В.М.В. (л.д.48, 50). Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении инспекцией допущено не было. Согласно указанного постановления, имея возможность по соблюдению «Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г.Балахны Нижегородской области», утвержденных решением городской Думы г.Балахны от 14.04.2011 года №174, Глава администрации не выполнил обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих администрации г.Балахны объектов. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Главы администрации г.Балахны М.А.А., судья Балахнинского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.06.2012 года (л.д.53-54); акт проверки (л.д.55); фотографии (л.д.92-96); технический паспорт (л.д.60-61); выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.62-91); постановление по делу об административном правонарушении (л.д.48-49), объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, объяснения лица, вынесшего постановление и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к выводу об обоснованности привлечения Главы администрации г.Балахны М.А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.3.1 КоАП Нижегородской области. Вместе с тем, в соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 8 этой статьи. Статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение конкретных пунктов правил содержания территорий. Соответственно объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, образует нарушение установленных правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий, правил благоустройства. Правила благоустройства поселений в Нижегородской области регулируются Типовыми правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309 (в редакции от 08.02.2011 N 79). Во исполнение этих Правил для городских территорий, включая территории, прилегающие к границам зданий и ограждений г. Балахны Нижегородской области, решением городской Думы г. Балахны от 03.05.2007 №121 утверждены Правила благоустройства города Балахны, которыми определен порядок уборки и содержания указанных территорий. Требования названных Правил в сфере внешнего благоустройства обязательны к исполнению для всех юридических и физических лиц. Пункт 1.1 Общих положений Правил благоустройства города Балахны устанавливает, что Типовые правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области (далее - Правила) устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских и поселковых территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Нижегородской области, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3). Между тем, факт совершения Главой администрации города Балахны М.А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях не доказан, поскольку в ходе рассмотрения дела судьей областного суда выявлены неустранимые сомнения, которые в силу норм КоАП РФ толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В соответствии со ст.3 Правил благоустройства, субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны соблюдать требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории города Балахны (ч.1). Субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка исполняют предусмотренные Законом Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и настоящими Правилами обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих им объектов самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора (специализированные (подрядные) организации) или в силу закона. Условия договоров должны обеспечивать выполнение требований к уборке и содержанию объектов, установленных Законом Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и настоящими Правилами. При наличии указанных договоров и надлежащем исполнении заказчиком своих обязательств по договору ответственность за своевременное и надлежащее производство работ по уборке и содержанию объектов в соответствии с Законом Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и настоящими Правилами возлагается на лицо, осуществляющее соответствующие виды деятельности и заключившее такой договор. В случае передачи объектов в пользование обязанности по обеспечению чистоты и порядка соответствующих объектов определяются сторонами самостоятельно в соответствии с договором (ч.2). Согласно ст.36 Устава города Балахны на главу администрации возложены полномочия по формированию городской администрации и руководству ее деятельностью, в том числе назначение и освобождение от должности сотрудников администрации, в том числе заместителей представление интересов администрации в судах, взаимодействие с городской Думой города Балахны. Так из документов, представленных в дело, следует, что в соответствии с распоряжением администрации города Балахны от 25.06.2009г. №76-р «О распределении полномочий между главой администрации города Балахны и заместителями главы администрации» (л.д.33), решение вопроса местного значения организации благоустройства и озеленения территории поселения относится к компетенции заместителя главы администрации по обеспечению жизнедеятельности города (п.2.9, п.2.10). Решением Городской Думы г. Балахны №184 от 14.04.2011г. внесены изменения в решение Городской Думы от 06.04.2006г. №58 «Об утверждении структуры администрации города Балахны», с 15.04.2011г. должность заместителя главы администрации по обеспечению жизнедеятельности города переименована, новое название должности «заместитель главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству» (л.д.36). Заместитель глав администрации по жилищно-коммунальному хозяйству является должностным лицом администрации города Балахны, обладающий распорядительными полномочиями в области благоустройства территории города Балахны. Кроме того, заместитель главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет контроль и координирует работу МКУ «Городское управление градостроительства и коммунальной инфраструктуры», одним из видов, деятельности которого является разработка и согласование графиков вывоза ТБО и ЖБО, выявление и ликвидация стихийных свалок мусора; контроль за выполнением работ по вывозу ТБО и ЖБО. Данные обстоятельства не были проверены ни инспекцией административно-технического надзора при вынесении постановления о привлечении Главы администрации города Балахны М.А.А. ни при рассмотрении жалобы на постановление в Балахнинском городском суде, тогда как данное обстоятельство имеет первоочередное значение, для правильного рассмотрения данного дела. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Поскольку имеющий существенное значение вопрос об ответственном лице, на которое возложены полномочия по выявлению и ликвидации стихийных свалок мусора, а также контроль за выполнением работ по вывозу ТБО и ЖБО на указанном в оспариваемом постановлении участке территории, в рамках производства по делу об административном правонарушении всестороннее и полно исследован не был, выводы инспекции административно-технического надзора и Борского городского суда о наличии в действиях М.А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.1 КоАП Нижегородской области, являются недоказанными. В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление начальником Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №******** от 13.06.2012 года и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13.07.2012 года по жалобе Главы администрации города Балахна М.А.А. подлежат отмене, а на основании ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе, РЕШИЛ : Постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №********* от 13.06.2012 года о привлечении Главы администрации города Балахны М.А.А. к административной ответственности по ч.1 чт.3.1 КоАП Нижегородской области в виде административного штрафа в размере 3000 рублей - отменить. Решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13.07.2012 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области №********* от 13.06.2012 года – отменить. Производство по делу прекратить. Копию настоящего решения выслать в адрес М.А.А., Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, прокурора Балахнинского района Нижегородской области в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения. Судья областного суда : В.В.Самарцева