о признании недействительной ст.12 Закона Мурманской области №1290-01-ЗМО `Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов`



Дело №3-10/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года.Мурманский областной суд в составе:Председательствующего, судьи Пырч Н.В.

при секретаре Уховой Н.Г.

с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры Ивановой Н.В., представителей Мурманской областной Думы по доверенности Латыева А.В. и Полыновой В.П., представителя Губернатора Мурманской области по доверенности от ***.2011 года № *** Черновой М.Б. и представителя Правительства Мурманской области по доверенности от ***.2011 года № *** Юриновой Е.Ю..

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

Гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Мурманской области о признании недействующей статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Установил:

16 декабря 2010 года Мурманской областной Думой был принят Закон Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

24 декабря 2010 года данный Закон подписан Губернатором Мурманской области и 25 декабря 2010 года был опубликован в печатном издании Мурманской областной газете № 245-246 « Мурманский Вестник».

Статьей 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлена особенность предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 названного Закона субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, установленным Правительством Мурманской области.

Пунктами 2, 3, и 4 статьи 12 вышеуказанного Закона Мурманской области определено установить получателем субсидии в сумме 115972,2 тыс. рублей социально ориентированную некоммерческую организацию - Мурманскую региональную общественную организацию "Здоровье", на организацию и проведение учебно-тренировочных и оздоровительных сборов областных и муниципальных спортивных команд, на организацию оздоровления и лечения ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов труда Мурманской области, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на организацию отдыха и оздоровление работников государственных областных и муниципальных учреждений и их детей, участников постоянно действующих хореографических коллективов государственных областных и муниципальных культурно-досуговых учреждений.

Установить получателем субсидии в сумме 5900,0 тыс. рублей социально ориентированную некоммерческую организацию - Мурманское областное отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" на подготовку и выпуск многотомных изданий "Победители", "Труженики военного тыла", "Ветераны боевых действий" и на организацию и проведение мероприятий гражданско-патриотического направления.

Установить получателем субсидии в сумме 220,0 тыс. рублей социально ориентированную некоммерческую организацию - Мурманское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, для обеспечения деятельности общественной организации.

Исполняющий обязанности прокурора Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с заявлением о признании недействующей статьи 12 названного Закона Мурманской области с момента её принятия, ссылаясь на то, что данная норма противоречит требованиям части 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (в редакции ФЗ от 05.04.2010 года № 40-ФЗ) « О некоммерческих организациях», статье 69.1, подпункту 2 пункта 2 и пункту 3 статьи 78, пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и региональному законодательству.

Кроме того, данная норма закона принята Мурманской областной Думой с превышением своих полномочий, поскольку в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставление субсидий некоммерческим организациям из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом.

В соответствии с пунктами 17, 33 статьи 6 Закона Мурманской области от 11.12.2007 года № 919-01-ЗМО « О бюджетном процессе в Мурманской области» Правительство Мурманской области утверждает категории и ( или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок их предоставления, а также утверждает порядок возврата субсидий в случае нарушений условий, установленных при их предоставлении; устанавливает порядок определения объема и предоставления субсидий иным некоммерческим организациям.

Статьей 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» определены конкретные получатели бюджетных средств с указанием конкретной суммы субсидии, а не предельный размер бюджетных ассигнований на цели, связанные с реализацией Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях».

При этом нормативный правовой акт органа государственной власти области, которым утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе критерии их отбора, до настоящего времени не принят.

При принятии статьи 12 вышеуказанного Закона Мурманской области по определению социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве получателей субсидий за счет средств областного бюджета Мурманская областная Дума вышла за пределы предоставленных ей действующим законодательством полномочий, поскольку самостоятельно произвела отбор некоммерческих организаций, имеющих право на получение бюджетных средств.

Прокурор считает, что в статье 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» содержатся коррупционные факторы, определенные в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также определенные в подпунктах « а» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96.

В связи с нарушением действующего законодательства прокурором области в Мурманскую областную Думу и Губернатору Мурманской области были внесены представления, которые оставлены без удовлетворения.

Исполняющий обязанности прокурора Мурманской области просил суд о признании недействующей статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с момента принятия нормативного правого акта.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Иванова Н.В. поддержала заявление, дав аналогичные объяснения, дополнив, что оспариваемая норма Закона Мурманской области принята Мурманской областной Думой не только с нарушением компетенции, но и с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку законодательный орган не провел антикоррупционную экспертизу данной нормы закона, хотя исходя из положений Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такая экспертиза должна быть проведена.

Представители Мурманской областной Думы по доверенности Латыев А.В. и Полынова В.П. с заявлением не согласились, указав на то, что порядок рассмотрения проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждение отнесено к полномочиям законодательного ( представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации как это предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и подпунктом «а» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 28.12.2010 г № 406-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции Мурманской областной Думы относится установление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, запрещающих определять в законе о бюджете субъекта Российской Федерации получателей субсидий и размеры субсидий.

Статьей 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлены особенности предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, а именно установлены конкретные получатели субсидий на основании статьи 31.1 Федерального закона « О некоммерческих организациях» и размеры субсидий.

Конкретных получателей субсидий определили в соответствии с подпунктами 1 и 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» с учетом того, что они ранее были участниками долгосрочных целевым программ и им ранее предоставлялись субсидии, установленные Законом Мурманской области о бюджете.

Также на основании пункта 18 статьи 5 Закона Мурманской области от 11.12.2007 года № 919-01-ЗМО « О бюджетном процессе в Мурманской области» Мурманская областная Дума вправе устанавливать порядок предоставления субсидий юридическим лицам ( за исключением субсидий государственным ( муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Кроме того, пунктом 1 статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» определено, что субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, установленным Правительством Мурманской области. Поэтому во исполнение данного Закона должен быть принят Правительством Мурманской области порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям.

Считали, что оспариваемая норма Закона Мурманской области соответствует требованиям Федерального закона « О некоммерческих организациях», Бюджетному кодексу Российской Федерации, а также законодательству Мурманской области и принята в пределах компетенции законодательного органа.

Представитель Губернатора Мурманской области по доверенности Чернова М.Б. с заявлением прокурора не согласилась, указав на соответствие статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» требованиям Федерального закона « О некоммерческих организациях», Бюджетному кодексу Российской Федерации, законодательству Мурманской области.

Считала, что данная норма принята в пределах компетенции Мурманской областной Думы и не содержит коррупционных факторов.

Представитель Правительства Мурманской области по доверенности Юринова Е.Ю. полагала, что оспариваемая прокурором статья 12 Закона Мурманской области принята не в пределах предоставленных полномочий Мурманской областной Думе. Вопрос о предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям должен разрешаться Правительством Мурманской области.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав специалиста, Мурманский областной суд находит заявление исполняющего обязанности прокурора Мурманской области о признании недействующей статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В целях реализации названного полномочия 16 декабря 2010 года Мурманской областной Думой был принят Закон Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», опубликованный в печатном издании Мурманской областной газете № 245-246 « Мурманский Вестник».

Подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Правовое регулирование отношений в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ « О некоммерческих организациях».

В силу пункта 5 статьи 31.1 указанного Федерального закона оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, редакция статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» была предложена депутатами Мурманской областной Думы во втором чтении в порядке статьи 29 Закона Мурманской области от 11.12.2007 года № 919-01-ЗМО « О бюджетном процессе в Мурманской области» путем внесения поправок в проект закона. В предложенной редакции статья 12 указанного Закона была принята Мурманской областной Думой, опубликована и подлежала исполнению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, установленным Правительством Мурманской области. ( далее -Закон)

Пунктами 2 статьи 12 вышеуказанного Закона Мурманской области определено установить получателем субсидии в сумме 115972,2 тыс. рублей социально ориентированную некоммерческую организацию - Мурманскую региональную общественную организацию "Здоровье", на организацию и проведение учебно-тренировочных и оздоровительных сборов областных и муниципальных спортивных команд, на организацию оздоровления и лечения ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов труда Мурманской области, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на организацию отдыха и оздоровление работников государственных областных и муниципальных учреждений и их детей, участников постоянно действующих хореографических коллективов государственных областных и муниципальных культурно-досуговых учреждений.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона установлена получателем субсидии в сумме 5900,0 тыс. рублей социально ориентированная некоммерческая организация - Мурманское областное отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" на подготовку и выпуск многотомных изданий "Победители", "Труженики военного тыла", "Ветераны боевых действий" и на организацию и проведение мероприятий гражданско-патриотического направления.

Пунктом 4 статьи 12 Закона установлено, что получателем субсидии в сумме 220,0 тыс. рублей является социально ориентированная некоммерческая организация - Мурманское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, для обеспечения деятельности общественной организации.

Из содержания статьи 12 обжалуемого Закона следует, что Мурманская областная Дума произвела отбор социально ориентированных некоммерческих организаций, определив конкретно три общественные организации по получению бюджетных ассигнований с указанием конкретной суммы предоставленной субсидии из бюджета Мурманской области.

Однако такое принятие нормативного правового акта не отнесено к компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Проверяя полномочия Мурманской областной Думы по вопросу предоставления субсидии конкретным некоммерческим организациям, как указано в оспариваемой статье 12 Закона Мурманской области, суд исходит из того, что формы государственной поддержки некоммерческим организациям в виде предоставления субсидий регулируются бюджетным законодательством.

Федеральное законодательство регламентирует бюджетные отношения, в том числе устанавливает основы бюджетного процесса, которые обязательны для всех субъектов указанных правоотношений.

Так, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что бюджетные ассигнования –это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. При этом главный распорядитель бюджетных средств вправе распределить бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам. ( статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий некоммерческим организациям, согласно которым в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Системное толкование вышеприведенных норм материального права в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что закон о бюджете должен предусматривать случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных ( муниципальных ) учреждений субсидий, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, принимаемый высшим исполнительным органом, должен определять цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата в случае нарушений условий.

Мурманская областная Дума при определении конкретных получателей бюджетных ассигнований, приведенных в статье 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», фактически самостоятельно произвела отбор некоммерческих организаций. При этом указание в статье на конкретные суммы предоставленных субсидии для трех общественных организаций нельзя расценить как установление предельного размера бюджетных ассигнований на цели, связанные с реализацией Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях».

Таким образом, Мурманский областной суд приходит к выводу о том, что самостоятельный отбор некоммерческих организаций и фактическое распределение бюджетных ассигнований, произведенный законодательным органом Мурманской области, при отсутствии нормативно-правового акта высшего органа исполнительной власти субъекта – Правительства Мурманской области о целях, условиях и порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям и о порядке возврата этой субсидии свидетельствует о превышении Мурманской областной Думой своих полномочий.

Также анализ положений пункта 18 статьи 5 Закона Мурманской области от 11 декабря 2007 года № 919-01-ЗМО « О бюджетном процессе в Мурманской области» и пунктов 17, 33 статьи 6 названного Закона Мурманской области, предусматривающие бюджетные полномочий Мурманской областной Думы и бюджетные полномочий Правительства Мурманской области, позволяет сделать вывод о том, что при принятии статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Мурманская областная Дума вышла за пределы предоставленных ей действующим законодательством полномочий.

Кроме того, оспариваемые положения статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не отвечают перечисленным в вышеуказанных положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации требованиям. Так, в данной норме закона не определены необходимые цели, условия и порядок предоставления субсидий, не установлен порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из содержания статьи 12 Закона Мурманской области следует, что социально ориентированные некоммерческие организации определены без критериев отбора и объективных характеристик этих организаций.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, исходя из требований положений федерального законодательства и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Мурманский областной суд полагает, что статья 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Также данная статья противоречит принципам равенства и правовой определенности.

Ссылка представителей Мурманской областной Думы и представителя Губернатора Мурманской области на принятие статьи 12 Закона Мурманской области в пределах компетенции Мурманской областной Думы ошибочна и свидетельствует о неправильном толковании положений статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи.

Доводы представителей Мурманской областной Думы и представителя Губернатора Мурманской области о том, что Мурманская областная Дума самостоятельно вправе определить конкретных получателей субсидий в порядке подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несостоятельны и основаны на неправильном толковании закона.

В данном случае положения статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» и Бюджетного кодекса Российской Федерации не предоставляют право законодательному органу субъекта Российской Федерации самостоятельно производить отбор социально ориентированных некоммерческих организаций и определять каждой организации сумму предоставленных субсидий, поскольку исходя из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации у этих организаций возникает право требования предоставленной субсидии, а у субъекта Российской Федерации в результате принятия закона возникают расходные обязательства.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителей Мурманской областной Думы о том, что три общественные организации, указанные в статье 12 оспариваемого Закона Мурманской области, определены с учетом того, что общественные организации: Мурманская региональная общественная организация «Здоровья» и Мурманское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ранее были участниками долгосрочных целевых программ, а Мурманскому областному отделению Международного общественного фонда « Российский фонд мира» предоставлялись субсидии ранее на основании закона о бюджете по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в предыдущие годы имелись долгосрочные целевые программы, где указанные общественные организации были участниками этих программ и им предоставлялись субсидии. При этом именно Правительство Мурманской области производило отбор социально ориентированных некоммерческих организаций и предоставляло субсидии из областного бюджета на основании принятого нормативного правового акта – постановления, в котором отражались все требования, предусмотренные положениями статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем на основании изданных Правительством Мурманской области постановлений принимался Закон о бюджете.

В 2011 году вышеперечисленные общественные организации не являются участниками долгосрочных целевых программ, что не отрицалось заинтересованными лицами в ходе судебного заседания.

Мурманский областной суд, оценивая показания свидетеля Кашаповой Е.В. – аудитора контрольно-счетной палаты Мурманской области, относится к ним критически по вышеприведенным основаниям.

Признавая статью 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» противоречащей федеральному законодательству, суд соглашается с суждением прокурора о превышении полномочий Мурманской областной Думой при принятии данной нормы и её не соответствии требованиям федерального законодательства.

Между тем, суд находит ошибочным суждение прокурора о нарушении Мурманской областной Думой процедуры принятия нормативного правового акта в связи с тем, что не была проведена антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта.

Исходя из положений Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов носит рекомендательный характер. Поэтому отсутствие заключения антикоррупционной экспертизы оспариваемой статьи не может быть расценено как нарушение порядка принятия нормативного правового акта.

Кроме того, на проект Закона о бюджете было дано соответствующее заключение в соответствии с указанными требованиями Федерального закона.

Ссылка прокурора на то, что в оспариваемой статье содержатся коррупционные факторы, является ошибочной.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из данной нормы закона, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года № 48, а также учитывая, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт не применялся и на основании него не были выделены бюджетные средства, то суд полагает возможным признать статью 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» недействующей со момента принятия нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 191-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Мурманской области о признании недействующей статьи 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» удовлетворить.

Признать статью 12 Закона Мурманской области № 1290-01- ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» недействующей с момента принятия нормативного правового акта.

После вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение об этом решении подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован признанный недействующим нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: Н.В. Пырч

Решение суда изготовлено в окончательной форме 19 апреля 2011г.

Председательствующий, судья: