Об отмене постановления Избирательной комиссии МО `О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурм обл. Думы пятого созыва`



Дело №3-32/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года.Мурманский областной суд в составе:Председательствующего, судьи Пырч Н.В.

при секретаре Уховой Н.Г.

с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б., представителя Мурманского областного отделения политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации» по доверенности Быховского А.В., представителя Избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Горлова М.Ю., представителей Мурманской областной Думы по доверенности Латыева А.В. и Загорского Д.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

Гражданское дело по заявлению Регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления Избирательной комиссии Мурманской области от 03 сентября 2011 года № 5\29 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва».

Установил:

03 сентября 2011года Избирательной комиссией Мурманской области было принято постановление № 5/29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва», по которому была определена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва в количестве 18 округов и были возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва.

06 сентября 2011 года данное постановление было опубликовано в Мурманской областной газете № 166 « Мурманский Вестник».

Не согласившись с указанным постановлением Избирательной комиссии Мурманской области, региональное отделение политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице Мурманского областного отделения обратилось в суд с заявлением об его отмене, ссылаясь на противоречия требованиям действующего федерального законодательства при принятии постановления.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в нарушение пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее Федеральный закон № 67-ФЗ) Избирательная комиссия Мурманской области не определила и не внесла схему округов в Мурманскую областную Думу, в связи с чем законодательный орган не утвердил схему избирательных округов. Поэтому при отсутствии утвержденной Мурманской областной Думой новой схемы избирательных округов должна быть применена на выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва прежняя схема, утвержденная постановлением Мурманской областной Думы от 28 сентября 2006 года № 2783, которая соответствует требованиям действующего законодательства. Считает, что прежняя схема, которая предусматривала схему двухмандатных избирательных округов, продолжает действовать, поскольку не признавалась судом недействующей.

Кроме того, Избирательная комиссия Мурманской области самостоятельно определила новую схему одномандатных избирательных округов, чем нарушила подпункт «б» пункта 3 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку вместо применения изменения границ в прежней схеме двухмандатных избирательных округов определила новую схему одномандатных избирательных округов.

Поэтому Избирательная комиссия Мурманской области превысила установленные законом полномочия.

В дополнительном заявлении указал, что в оспариваемой схеме в ряде округов г. Мурманска неправильно указаны наименование улиц, чем допущено их фактическое переименование и нарушение пункта 2 ст. 6 Решения Совета депутатов города Мурманска от 23 июня 2011 года № 38-493 «О порядке присвоения наименований территориям проживания граждан в городе Мурманске и их переименования».

Кроме того, из всех Мурманских одномандатных избирательных округов с № 1 по № 6 и с Кольского одномандатного избирательного округа № 8 исчезла целиком улица Южная, относящаяся к Первомайскому району г. Мурманска, что лишило всех жителей, проживающих на этой улице, права принимать участие в выборах, гарантированное им статьей 32 Конституции Российской Федерации.

В нарушение пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ на графическом изображении схемы избирательных округов, опубликованной официально, не имеется границ муниципального образования, населенных пунктов, номеров избирательных округов.

Считает, что допущенные нарушения избирательной комиссией Мурманской области нарушают права избирателей и кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва.

Кроме того, при формировании избирательных округов были нарушены требования подпункта «в» пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, так как ряд избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва были образованы из территорий, не граничащих между собой, а поэтому никакой единой территории, которую должен составлять избирательный округ, как того требует вышеуказанная норма закона не существует.

В нарушение пункта 5 статьи 18 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 5, 7 Устава Мурманской области территории муниципальных образований были разделены от двух и более частей и присоединены к различным округам.

Так, часть муниципального образования города Мурманска была присоединена к Кольскому одномандатному избирательному округу № 8.

Кольский район Мурманской области разделен на 5 округов, поэтому Кольский район как целостная единая территория не указана в оспариваемой схеме.

Муниципальные образования Тулома, город Заозерск, город Мончегорск, город Оленегорск были разделены на 2 округа.

Считает, при такой «нарезке округов» депутаты Мурманской областной Думы будут представлять интересы только избирателей, а интересы муниципальных образований никто представлять не будет.

Заявитель просит отменить постановление Избирательной комиссии Мурманской области от 03 сентября 2011 года № 5/29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва», признать его недействующим с момента принятия как несоответствующее требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Быховский А.В. поддержал заявленные требования.

Представитель Избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Горлов М.Ю. требования заявителя не признал, указав на то, что Избирательная комиссия Мурманской области вправе была принять 03 сентября 2011 года постановление № 5/29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва».

Кроме того, при формировании одномандатных избирательных округов не нарушила требования федерального законодательства и законов Мурманской области.

Представители Мурманской областной Думы по доверенности Латыев А.В. и Загорский Д.С. с заявлением не согласились, ссылаясь на соответствие требованиям федерального законодательства оспариваемого постановления Избирательной комиссии Мурманской области.

Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив показания свидетелей, заслушав заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Мурманский областной суд не находит оснований для отмены постановления Избирательной комиссии Мурманской области от 03 сентября 2011 года № 5/29.

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно пункту 2 статьи 18 названного Федерального закона избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Аналогичное положение содержит пункт 7 статьи 10 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года № 1364-01-ЗМО « О выборах депутатов Мурманской областной Думы».

Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, проект схемы должен быть определен не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы и соответствовать требованиям, установленным законом к содержанию схемы. Представленный проект схемы подлежит утверждению соответствующим законодательным органом государственной власти в срок не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в которой должны быть назначены выборы.

Как установлено судом и подтверждено представленными документами, в марте 2007 года были избраны депутаты Мурманской областной Думы четвертого созыва на установленный пятилетний срок с окончанием полномочий в марте 2012 года.

Законом Мурманской области от 14 июня 2011 года № 1353-01-ЗМО «О сокращении срока полномочий Мурманской областной Думы четвертого созыва» предусмотрено, что в соответствии с пунктом 6 статьи 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва сократить срок полномочий Мурманской областной Думы четвертого созыва до 4 декабря 2011 года.

Настоящий Закон вступил в силу со дня официального опубликования – 15 июня 2011 года.

С учетом приведенных норм закона, предельным сроком для Избирательной комиссии Мурманской области по определению схемы избирательных округов являлся срок 15 июня 2011 года, а для утверждения данной схемы Мурманской областной Думы срок 16 августа 2011 года.

Между тем, на указанные даты схема избирательных округов Избирательной комиссией Мурманской области не была внесена в Мурманскую областную Думу, и соответственно не было принято решение об её утверждении законодательным органом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Президентом Российской Федерации не были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Также не было принято решения о назначении даты выборов законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Законом Мурманской области от 12 июля 2011года № 1383-01-ЗМО «О внесении изменения в статью 56 Устава Мурманской области», вступившим в законную силу на двенадцатый день после его официального опубликования (опубликован в газете «Мурманский Вестник» 20.07.2011года) были внесены изменения в состав депутатов. Данные изменения вступили в законную силу 01 августа 2011 года и не распространялись на правоотношения, связанные с осуществлением полномочий Мурманской областной Думы четвертого созыва.

Согласно статье 56 Устава Мурманской области областная Дума избирается в составе 36 депутатов сроком на 5 лет.

Соответственно, депутатский корпус Мурманской областной Думы увеличился с 32 на 36 мандатов и для проведения выборов депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва был определен состав областной Думы численностью 36 депутатов.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва», вступившего в законную силу с момента опубликования 30 августа 2011 года, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 4 декабря 2011 года.

Постановлением Мурманской областной Думы от 31 августа 2011 года № 2673 «О назначении даты выборов депутатов Мурманской областной Думы» выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва назначены на 4 декабря 2011 года.

Данное постановление было опубликовано 03 сентября 2011 года в газете « Мурманский Вестник» и с этого момента вступило в силу.

В ходе судебного заседания установлено, что Избирательная комиссия Мурманской области с момента принятия Закона Мурманской области о сокращении срока полномочий Мурманской областной Думы четвертого созыва 15 июня 2011 года и непринятием до 31 августа 2011 года решения о назначении выборов на 04 декабря 2011 года не могла определить схему избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва. Эти обстоятельства объективно не позволяли соблюсти общий порядок утверждения схемы избирательных округов, установленный пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ ( в ред. от 25.07.2011г.) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поэтому возникли правовые основания для принятия решения об утверждении схемы избирательных округов Избирательной комиссией Мурманской области, являющейся в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года № 1364-01-ЗМО « О выборах депутатов Мурманской областной Думы» государственным органом Мурманской области, организующим подготовку и проведение выборов депутатов Думы.

После опубликования 03 сентября 2011 года постановления Мурманской областной Думы от 31 августа 2011 года № 2673 о назначении выборов депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва на 04 декабря 2011 года, Избирательная комиссия Мурманской области в установленный законом срок приняла решение по определению схемы избирательных округов.

Указанные полномочия имелись у Избирательной комиссии Мурманской области на основании пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ( далее Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ)

Так, в силу пункта 3 статьи 18 названного Федерального закона, если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:

а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;

б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Согласно пункту 7 статьи 18 указанного Федерального закона опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 9 и 10 статьи 10 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы».

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что по истечению установленных законом сроков по утверждению схемы избирательных округов избирательная комиссия вправе принять решение о проведении выборов по прежней схеме округов, а в случае, если прежняя схема не соответствует требованиям федерального закона, вправе определить новую схему избирательных округов и утвердить её в пятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом закон не содержит каких-либо ограничений по выбору вида избирательных округов.

Как следует из материалов дела, постановлением Мурманской областной Думы от 28 сентября 2006 года № 2783 была утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы четвертого созыва, по которой было определено восемь двухмандатных избирательных округов на 16 депутатских мандатов. ( л.д. 6-10)

На момент проведения выборов депутатов Мурманской областной Думы четвертого созыва состав областной Думы составлял 32 депутата. Численность депутатского корпуса была увеличена на основании Закона Мурманской области от 12.07.2011 № 1383-01-ЗМО, вступившего в силу 01 августа 2011 года, о внесении изменений в статью 56 Устава Мурманской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Устава Мурманской области Мурманская областная Дума избирается в составе 36 депутатов.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Мурманской области « О выборах депутатов Мурманской областной Думы» половина от установленного числа депутатов Мурманской областной Думы (18) избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с требованиями Федерального закона и данного Закона.

После внесения изменений в Устав Мурманской области увеличивших численность депутатов Мурманской областной Думы с 32 до 36, схема избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы четвертого созыва (избиралось 16 депутатов по восьми двухмандатным округам), утвержденная постановлением Мурманской областной Думы от 26.09.2006 № 2783 (далее- прежняя схема избирательных округов), перестала соответствовать требованиям Федерального закона.

Согласно пункту 30 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Прежняя схема избирательных округов, по которой избиралось 16 депутатов, не соответствовала пункту 30 статьи 2 Федерального закона, поскольку увеличение числа депутатов повлекло изменение избирательных округов. По мажоритарной избирательной системе в Мурманскую областную Думу должно быть избрано 18 депутатов и соответственно должно быть определено указанное число депутатских мандатов, распределяемых по округам.

Кроме того, представитель заявителя и свидетель С. в ходе судебного заседания согласились, что увеличение количества депутатов объективно не позволяло применить прежнюю схему в прежнем виде и требовало её изменение.

Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому прежняя схема избирательных округов, предусматривающая избрание только 16 депутатов областной Думы по мажоритарной избирательной системе, нарушала избирательные права граждан, так как ограничивала их возможность участвовать в выборах полного состава депутатского корпуса Мурманской областной Думы в соответствии с Уставом Мурманской области и Законом Мурманской области.

В соответствии с подпунктом « в» статьи 23 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта РФ реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведении выборов.

С учетом установленных по делу обстоятельств, подтвержденных собранными по делу доказательствами, исходя из вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что превышения полномочий со стороны Избирательной комиссии Мурманской области при утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва не имелось.

Ссылка заявителя о превышении полномочий со стороны Избирательной комиссии Мурманской области ошибочна и свидетельствует о неправильном толковании закона.

Доводы заявителя о том, что новую схему избирательных округов возможно было определить и утвердить только в случае признания судом прежней схемы не соответствующей закону и не подлежащей применению основаны на ошибочном толковании подпункта «б» пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ.

По мнению суда, правовых оснований для обращения Избирательной комиссии Мурманской области в суд для признания прежней схемы избирательных округов недействующей и не подлежащей применению на выборах депутатов областной Думы пятого созыва не имелось.

Является несостоятельной ссылка заявителя на невозможность применения избирательной комиссией схемы одномандатных избирательных округов, как не основанная на требованиях закона.

Подпункт «б» пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ предусматривает полномочия избирательной комиссии по утверждению новой схемы избирательных округов и не содержит каких-либо ограничений по выбору вида избирательных округов.

Кроме того, пункт 1 статьи 10 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года № 1364-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы» предусматривает возможность проведения выборов в Думу, как по одномандатным, так и многомандатным округам.

Доводы заявителя о внесении прежнюю схему двухмандатных избирательных округов только изменений по количеству мандатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку прежняя схема избирательных округов не соответствовала требованиям Федерального закона и не могла быть применена по выборам депутатов областной Думы пятого созыва.

Проверяя заявленные требования Мурманского областного отделения политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации» о нарушении Избирательной комиссией Мурманской области пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ в части отсутствия на графическом изображении схемы избирательных округов, опубликованной официально, границ муниципального образования, населенных пунктов, номеров избирательных округов, суд не усматривает нарушений указанной нормы закона.

Обязательные требования к схеме избирательных округов, установленные пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены Избирательной комиссией Мурманской области в текстовом содержании схемы. Изложенное содержание по избирательным округам позволяет избирателям с учетом места проживания установить свой избирательный округ и место нахождения избирательной комиссии.

Закон не содержит обязательных требований к содержанию графического изображения.

Поэтому приведенные в этой части доводы заявителя не могут быть признаны состоятельными.

В ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы заявителя о том, что наименовании ряда улиц города Мурманска указаны в схеме не в соответствии с их официальным наименованием и допущены сокращения.

Однако это нарушение само по себе не может повлечь недействительность всей схемы, поскольку носит устранимый характер путем внесения поправок.

Кроме того, допущенное сокращение наименование улиц не влечет какую-либо неопределенность в определении избирателями своего избирательного округа, поскольку вторых улиц как Буркова, Маркса, Журбы, Морозова в городе Мурманске не имеется и для населения города их наименование общеизвестно.

В данном случае принятая и опубликованная схема одномандатных избирательных округов соответствует требованиям закона и допущенные в ней сокращение наименования ряд улиц города Мурманска не могут служить поводом для её отмены.

Проверяя требования заявления в части того, что при определении схемы избирательных округов по городу Мурманску не была включена улица Южная, относящаяся к Первомайскому округу города Мурманска, суд не усматривает нарушений требований закона по следующим основаниям.

Порядок образования избирательных участков, участков референдума определен статьей 19 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 названной статьи избирательные участки, участки референдума образуются на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.

В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

В силу п. 6 этой же статьи сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

Согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Такой порядок определен Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центризбиркома РФ от 06.11.1997 №134/973- 11 (в ред. от 22.12.2010).

Названым порядком установлена государственная система регистрации (учета) избирателей в целях обеспечения гарантий и реализаций избирательных прав и права на участие в референдуме в целях обеспечения гарантий и реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и представляет собой комплекс мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях.

Системное толкование вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что основополагающим по формированию избирательных округов является сведения о числе избирателей, а не указание улиц, входящих в границы избирательного округа.

Как установлено по делу, действительно улица Южная, находящая в Первомайском районе города Мурманска, не была указана в схеме избирательных округов. Основанием для не включения данной улицы явились данные главы муниципального образования города Мурманска об отсутствии проживающих и зарегистрированных граждан на этой улице.

Также Избирательная комиссия, используя официальные сведения ГАС « Выборы» по состоянию на 01 июля 2011 года, об отсутствии проживающих и зарегистрированных граждан на улице Южная в городе Мурманска не включила её при формировании схемы одномандатных избирательных округов.

Допрошенный в судебном заседании председатель /.../ г.Мурманска Ш., пояснил, что не включение улицы Южная при формировании избирательных округов ввиду отсутствия избирателей не свидетельствует о нарушении закона, поскольку критерием при формировании избирательных округов и участков является учет избирателей. При этом должны использоваться официальные сведения на 01 января и 01 июля.

В ходе судебного заседания представителем заявителя в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были опровергнуты доводы избирательной комиссии и показания свидетеля об отсутствии избирателей, проживающих на улице Южная в городе Мурманске.

При таких обстоятельствах суд полагает, что нарушений требований закона при формировании избирательных округов в части не включения улицы Южная города Мурманска не имеется.

Кроме того, суд, проверяя требования заявителя о том, что при формировании избирательных округов Избирательной комиссией Мурманской области были нарушены требования подпункта «в» пункта 4 и пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как ряд избирательных округов был образован из территорий, не граничащих между собой и не были учтены территории муниципальных образований, пришел к выводу, что Избирательной комиссией Мурманской области не допущено нарушений приведенных норм закона.

Так, в силу подпункта « а» пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением требования о примерном равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

Согласно подпункту «в» пункта 4 статьи 18 названного Федерального закона избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Избирательный округ - это территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Системное толкование вышеуказанных норм закона, позволяет сделать вывод о том, что обязательным условием при формировании избирательных округов должно быть соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%.

В данном случае схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва определена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с соблюдением принципов равенства округов по числу избирателей, единства территорий избирательных округов, которые граничат между собой. Соблюдение примерного равенства избирательных округов обеспечивает действие основополагающего принципа - равного избирательного права.

При образовании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва соблюдено также требование пп. "в" п. 4 ст. 18 Федерального закона, в силу которого избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При определении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва Избирательной комиссией Мурманской области учитывалось административно-территориальное устройство Мурманской области. При этом, учитывались требования, установленные Законом Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области».

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускается образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования.

Закон не содержит условий, устанавливающих необходимость непосредственных границ между муниципальными образованиями, входящими в состав избирательного округа.

Поскольку Избирательная комиссия Мурманской области при определении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва обязательные требования, предъявляемые к схеме, выполнила, то суд не усматривает оснований для её отмены.

Приведенный довод заявителя о неправильной «нарезке избирательных округов» является несостоятельным, поскольку при формировании избирательных округов были соблюдены принцип равенства, принцип единства территорий и единство образованных избирательных округов.

Ссылки заявителя на нарушения избирательных прав избирателей и кандидатов в депутаты областной Думы не подтверждены. Участники избирательного процесса вправе принять участие в выборах как путем реализации активного, так и пассивного избирательного права. Оспариваемая заявителем схема избирательных округов препятствий к осуществлению этих прав не создает.

Следует отметить, что 03 сентября 2011 года началась избирательная компания по выборам депутатов в Мурманскую областную Думу, назначенным на 04 декабря 2011 года. Эти выборы проходят не в обычном порядке, а в результате законодательного сокращения срока полномочий Мурманской областной Думы.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Исходя из данной нормы закона и установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для отмены постановления Избирательной комиссии Мурманской области от 03 сентября 2011 года № 5/29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва», поскольку оспариваемое постановление соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принято Избирательной комиссией Мурманской области в пределах компетенции.

Руководствуясь статьями 191-197, 253, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице Мурманского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления избирательной комиссии Мурманской области от 03 сентября 2011 года № 5\29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва», о признании его недействующим с момента принятия как несоответствующее требованиям действующего законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: Пырч Н.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 октября 2011 года.

Председательствующий, судья: