Дело №3-33 /2011г РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации при секретаре Дундиной Е.С. с участием прокурора Прокуратуры Мурманской области Тарасовой А.А. с участием заявителя Хоруженко В.В. и его представителя Королевой Н.М., председателя Комитета Мурманского регионального отделения политической партии « Патриоты России» Миронюка А.И., председателя Мурманской территориальной избирательной комиссии Шулаева В.Н. и представителя Мурманской территориальной избирательной комиссии Ивановой И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске Гражданское дело по заявлению Хоруженко В.В. об отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8. Установил: Решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года № 9\ 76 отказано в регистрации кандидату в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 Хоруженко В.В. на основании подпункта 3 пункта 24 статьи 27 Закона Мурманской области от 20 июня 2011 года № 1364-01 ЗМО « О выборах депутатов Мурманской областной Думы» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Не согласившись с данным решением, Хоруженко В.В. обратился в Мурманский областной суд с заявлением об его отмене, ссылаясь на незаконность принятого решения и нарушение его прав. В обоснование заявленных требований указал, что на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов в Мурманскую областную Думу. 20 сентября 2011 года Центральный политический Совет политической партии «Патриоты России» в соответствии с пунктом 9.3. Устава политической партии «Патриоты России», согласовал список кандидатов, представленных от Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России», на выборах в Мурманскую областную Думу пятого созыва по одномандатным округам, и внес его на внеочередную Конференцию Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» для утверждения. Среди прочих кандидатов была согласована и его кандидатура. 25 сентября 2011 г. внеочередная Конференция Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» на основании пункта 7.3 Устава партии, выдвинула его кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8. Поэтому 27 сентября 2011 года он представил в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы о выдвижении кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8, а именно: заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, копию паспорта, копию диплома, справку с места работы, сведения о размере и источниках доходов, выписку из протокола внеочередной Конференции Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» о выдвижении кандидатов в Мурманскую областную Думу по одномандатным округам. 6 октября 2011 года им были представлены в Мурманскую территориальную избирательную комиссию следующие документы: подписные листы с подписями избирателей; первый финансовый отчет (форма № 6,7); копия договора специального избирательного счета; выписка из лицевого счета; протокол об итогах сбора подписей, список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей; нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей; финансовые документы по оплате подписных листов. 12 октября 2011 года он получил итоговый протокол проверки подписей в поддержку о выдвижении кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы, по которому имелось достаточное количество достоверных и действительных подписей необходимых для регистрации кандидата. 13 октября 2011 года в порядке п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о его регистрации как кандидата в депутаты Мурманской областной Думы, его доверенное лицо Королева Н.М. дополнила сведения и представила в Мурманскую территориальную избирательную комиссию нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» и постановление Центрального политического Совета № 14/6 от 20.09.2011 г. о согласовании списка кандидатов, представленных от Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» на выборах в Мурманскую областную Думу пятого созыва по одномандатным округам. Однако решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года ему было отказано в регистрации в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва, в связи с отсутствием среди документов нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» и постановления Центрального политического Совета № 14/6 от 20 сентября 2011 года о согласовании списка кандидатов, представленных от Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» на выборах в Мурманскую областную Думу пятого созыва по одномандатным округам. Считает, что данное решение принято в нарушение требований закона и его прав, поскольку Мурманская территориальная избирательная комиссия (далее Мурманская ТИК, избирательная комиссия) в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не известила за три дня до рассмотрения вопроса о его регистрации о недостающих документах. Кроме того, в соответствии с законом факта отсутствия необходимых документов не имелось, поскольку требуемые документы были представлены за день до рассмотрения вопроса о регистрации. Также считает, что оспариваемое решение противоречит Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года № 784-О-О. Просит суд отменить решение Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года и возложить обязанность на Мурманскую ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8. В судебном заседании заявитель и его представитель Королева Н.М. заявленные требования поддержали, дополнив, что в соответствии с законом лично кандидат в депутаты Хоруженко В.В. сдал необходимые документы 27 сентября 2011 года и 06 октября 2011 года. При этом закон не требует обязательного личного представления кандидатом в избирательную комиссию иных документов, в том числе, предусмотренных подпунктами «а» и « г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В данном случае Хоруженко В.В. самостоятельно выявил недостающие сведения о себе и в установленный законом срок они были представлены в избирательную комиссию. Считают, что поскольку на момент принятия решения у Мурманской ТИК имелись все необходимые документы для регистрации, то оснований для отказа в регистрации по мотиву отсутствия документов не имелось. Председатель Комитета Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Миронюк А.И. заявленные требования Хоруженко В.В. поддержал, указав на нарушения избирательной комиссией требований закона при принятии решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва Хоруженко В.В. Председатель Мурманской территориальной избирательной комиссии Шулаев В.Н. с заявлением не согласился, указав на законность принятого 15 октября 2011 года решения об отказе в регистрации кандидату в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 Хоруженко В.В. Так, 27 сентября 2011 г. Хоруженко В.В. представил в Мурманскую ТИК для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 документы, установленные пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 22 Закона Мурманской области от 20 июня 2011 года № 1364-01 ЗМО « О выборах депутатов Мурманской областной Думы». Однако кандидатом не были представлены документы, установленные подпунктами «а» и «г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно: нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, и документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Хоруженко В.В., выдвигаемой в качестве кандидата, хотя такое согласование предусмотрено Уставом Политической партии «Патриоты России». Поэтому решением от 15 октября 2011 года Хоруженко В.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва на основании п.п. 3 п. 21 ст. 27 Закона Мурманской области «О выборах депутатов Мурманской областной Думы» в связи с отсутствием среди представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, установленных законом, а именно: нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» и документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Хоруженко В.В., выдвигаемой в качестве кандидата. Представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии по доверенности Иванова И.А. с заявлением не согласилась, поддержав позицию председателя Мурманской ТИК. Выслушав объяснения заявителя Хоруженко В.В. и его представителя Королеву Н.М., председателя Комитета Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Миронюка А.И., председателя Мурманской территориальной избирательной комиссии Шулаева В.Н. и представителя этой комиссии по доверенности Иванову И.А., заключение прокурора Прокуратуры Мурманской области, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Хоруженко В.В. Как установлено судом, постановлением Мурманской областной Думы от 31 августа 2011 года № 2673 «О назначении даты выборов депутатов Мурманской областной Думы» выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва были назначены на 4 декабря 2011 года. 03 сентября 2011года Избирательной комиссией Мурманской области было принято постановление № 5/29 « О схеме избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва и возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва», по которому была определена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва в количестве 18 округов и были возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва на территориальные избирательные комиссии. 06 сентября 2011 года данное постановление было опубликовано в Мурманской областной газете № 166 « Мурманский Вестник». Согласно пунктам 2 и 3 статьи 19 Закона Мурманской области от 20 июня 2011 года № 1364-01 ЗМО (в редакции от 01.09.2011г) « О выборах депутатов Мурманской областной Думы» выдвижение кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы по одномандатным (многомандатным) избирательным округам осуществляется в течение 30 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 9 статьи 10 настоящего Закона, - в течение 30 дней после дня официального опубликования схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, областных списков кандидатов, могут быть представлены в соответствующую избирательную комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения. Исходя из приведенной нормы закона и нормативных актов, кандидаты в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва представляют документы для уведомления и регистрации кандидата, необходимые в соответствии с требованиями закона, в установленный законом срок с 06 сентября 2011 года по 06 октября 2011 года 18 часов. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. Хоруженко В.В., не являясь членом политической партии «Патриоты России», был выдвинут на внеочередной Конференции Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России», состоявшейся 25 сентября 2011 года, наряду с другими лицами кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8. Об этом свидетельствует выписка из протокола Конференции от 25.09. 2011г. Как установлено пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12.06.2002г № 67-ФЗ в ред. От 25.07.2011г.) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Указанная норма закона определяет перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в заявлении, а также копий документов, подлежащих обязательному представлению в избирательную комиссию. Положениями пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Аналогичные положения закреплены в пунктах 1 и 3 статьи 22 Закона Мурманской области от 20 июня 2011 года № 1364-01 ЗМО ( в ред. от 01.09.2011г) « О выборах депутатов Мурманской областной Думы». Согласно пункту 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. Как установлено по делу и подтверждается материалами дела, 27 сентября 2011 года Хоруженко В.В. для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва представил лично в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы, установленные положениями пунктов 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ в ред. от 25.07.2011г.) 06 октября 2011 года в 18 часов он лично представил в Мурманскую территориальную избирательную комиссию следующие документы: подписные листы с подписями избирателей; первый финансовый отчет (форма № 6,7); копия договора специального избирательного счета; выписка из лицевого счета; протокол об итогах сбора подписей, список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей; нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей; финансовые документы по оплате подписных листов. Об этом свидетельствуют подтверждения о получении документов и копии соответствующих документов, представленные в избирательную комиссию. Однако в нарушение пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) лично кандидатом Хоруженко В.В. в установленные законом сроки до 18 часов 06 октября 2011 года не были представлены документы, которые необходимы для представления как кандидата от политической партии для уведомления и регистрации кандидата. В частности, Хоруженко В.В. не были представлены нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» и постановление Центрального политического Совета № 14/6 от 20 сентября 2011 года о согласовании списка кандидатов, представленных от Мурманского регионального отделения политической партии «Патриоты России» на выборах в Мурманскую областную Думу пятого созыва по одномандатным округам. Вместе с тем, представление нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, и документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, являлось обязательным для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Хоруженко В.В. Непредставление кандидатом Хоруженко В.В. предусмотренных законом документов в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта 3 пункта 21 статьи 27 Закона Мурманской области от 20 июня 2011 года № 1364-01 ЗМО (в ред. от 01.09.2011 года) « О выборах депутатов Мурманской областной Думы» послужило основанием для принятия Мурманской территориальной избирательной комиссией 15 октября 2011 года решения об отказе в регистрации кандидату в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 Хоруженко В. В. Факт предоставления вышеуказанных документов доверенным лицом кандидата Хоруженко В.В. – Королевой Н.М. 13 октября 2011 года, т.е. за пределами срока подачи документов ( срок 06.10.2011г. 18 часов) нельзя расценить как неполноту сведений о кандидате или несоблюдение требований закона к оформлению документов. В данном случае доверенное лицо Королева Н.М., статус которой определен четко положениями статьи 43 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.), не была наделена полномочиями для предоставления за кандидата документов. Кроме того, в силу пункта 14.5 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) документы, указанные в подпунктах « а» и «г» предоставляются в избирательную комиссию именно кандидатом, что в данном случае самим кандидатом не было исполнено. Поэтому избирательная комиссия правомерно не приняла их во внимание до рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты, признав это обстоятельство как отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Возможность внесения изменений в документы, перечисленные в пункте 14.5 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона, законом не предусмотрена. Только могут быть восполнены сведения о самом кандидате. Исходя из системного толкования вышеприведенных норм Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Мурманская территориальная избирательная комиссия не допустила нарушений требований данного Федерального закона и закона субъекта при принятии оспариваемого Хоруженко В.В. решения. Ссылка заявителя и его представителя о нарушении Мурманской ТИК положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ ( в ред. от 25.07.2011г.) является ошибочной, поскольку основана на неправильном толковании указанной нормы закона. По смыслу пункт 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В данном же случае у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять кандидата о непредоставлении требуемого законом документа. Как установлено в ходе рассмотрения дела, кандидат Хоруженко В.В. является первым представившим документы как кандидат, выдвинутый от Мурманского регионального отделения политической партии « Патриоты России», что подтверждается собранными по делу письменными доказательствами. Поэтому к возникшим правоотношениям не применим пункт 14.6. статьи 35 названного Федерального закона. Ссылки заявителя и его представителя Королевой Н.М. на положения, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010г. № 784-О-О, несостоятельны. Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. При рассмотрении дела нарушений требований избирательного законодательства со стороны Мурманской территориальной избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения не установлено. Не допущено нарушений избирательных прав заявителя Хоруженко В.В. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для отмены решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 и возложении обязанности на Мурманскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Хоруженко В.В. кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8. Соответственно, заявленные требования Хоруженко В.В. не подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 191-197, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Хоруженко В.В. об отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 и возложении обязанности на Мурманскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Хоруженко В.В. кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Кольскому одномандатному избирательному округу № 8 отказать. Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий, судья: Н.В. Пырч Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2011 года. Председательствующий, судья: