Дело №3-47 /2011г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2011 года.
Мурманский областной суд в составе:
Председательствующего, судьи Пырч Н.В.
при секретаре Дундиной Е.С.
с участием прокурора Прокуратуры Мурманской области
Коньялыоглу И.Б.
с участием представителя заявителя по доверенности Баранова Е.Н. и представителя Мурманской территориальной избирательной комиссии по доверенности Веденеевой С.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске
Гражданское дело по заявлению Иванова А.С. о нарушении избирательных прав.
Установил:
Решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года № 9\ 72 зарегистрирован кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6 Иванов А.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Иванов А.С. обратился в Мурманский областной суд с заявлением о нарушении избирательных прав, ссылаясь на то, что Мурманской территориальной избирательной комиссией были приняты решения №21/150 от 18.11.2011г. и №23/161 от 24.11.2011г. о создании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 4 декабря 2011 года в местах временного пребывания избирателей, а также решения №21/151 от 18.11.2011г. и №25/174 от 30.11.2011г. о закреплении предприятий с непрерывным циклом работы города Мурманска за избирательными участками для участия работающих избирателей в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 4 декабря 2011 года.
Считает, что организации, по заявлениям руководителей которых, Мурманской территориальной избирательной комиссией были созданы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 4 декабря 2011 года в местах временного пребывания избирателей и организации, которые закреплены за избирательными участками для участия работающих избирателей в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 4 декабря 2011 годя, не являются предприятиями с непрерывным циклом работы, в том смысле, в котором они указаны в законе о выборах.
Избиратели, имеющие место жительства в избирательном округе за пределами места работы и изъявившие желание голосовать по месту работы в другом избирательном округе, в случае выдачи соответствующего бюллетеня по мажоритарному округу, вынуждены будут голосовать за кандидата иной территории, но не имеют возможности голосовать за «своего» кандидата.
Просил обязать Мурманскую территориальную избирательную комиссию принять решение о выдаче на участках, образованных в соответствии с решениями №21/150 от 18.11.2011 г., №23/161 от 24.11.2011г., №21/151 от 18.11.2011г., №25/174 от 30.11.2011г. бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов.
В судебном заседании представитель Иванова А.С. по доверенности Баранов Е.Н. заявленные требования уточнил и просил суд возложить обязанность на Мурманскую территориальную избирательную комиссию совершить действия, направленные на недопущение нарушений избирательных прав кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6 Иванова А.С. путем принятия решения о выдаче бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов, поддержав основания заявления. Также указал, что с учетом созданных временных избирательных участках по месту работы граждане, обладающие активным избирательным правом исключены из списка избирателей по месту жительства по избирательным участкам одномандатного избирательного округа № 6. Тем самым, избиратели, проживающие на территории Мурманского одномандатного избирательного округа № 6, будут голосовать в другом избирательном округе, что нарушает права кандидата и соответственно не будет выявлено истинное волеизъявление избирателей, которые должны голосовать по месту своего жительства.
Представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии по доверенности Веденеевой С.Ю. с заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что реализация активного избирательного права избирателей должна осуществляться в порядке, установленном действующим избирательным законодательством. Поэтому те избиратели, которые лично изъявили желание голосовать по месту их временного пребывания на созданных участках по месту работы, включены в списки избирателей, соответственно должны выдаваться бюллетени для голосования по единому и мажоритарному избирательному округу.
Оснований для выдачи на избирательных участках, образованных в соответствии с решениями Мурманской территориальной избирательной комиссией № 21\150, № 21\151 от 18 ноября 2011 года, № 23\161 от 24 ноября 2011 года, № 25\174 от 01 декабря 2011 года бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов, не имеется.
Выслушав объяснения представителя заявителя Иванова А.С. по доверенности Баранова Е.Н., представителя Мурманской территориальной избирательной комиссии по доверенности Веденееву С.Ю., заключение прокурора Прокуратуры Мурманской области, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Ивановым А.С. требований.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В соответствии с пунктом 17 статьи 17 названного Федерального закона включение избирателей в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания возможно лишь по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Положениями пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна.
Порядок образования избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов на выборах депутатов Мурманской областной Думы определен статьей 11 Закона Мурманской области от 22.06.2011 г. № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной думы».
Исходя из системного толкования приведенных норм материального права, можно сделать вывод, что решение вопроса о месте голосования определяется конкретным избирателем самостоятельно. Избиратель вправе голосовать как по своему месту жительства или по месту временного пребывания и избирательная комиссия с учетом поступивших личных заявлений от избирателей образовывает избирательные комиссии по месту временного пребывания избирателей и этот перечень избирательных комиссий не является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, решениями Мурманской территориальной избирательной комиссии от 18 ноября 2011 года № 21/150 и № 21\151 на территории города Мурманска образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей в местах их временного пребывания на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 04 декабря 2011 года согласно приложению, в котором перечислены конкретные предприятия и указаны избирательные участки.
Аналогичное решение Мурманской территориальной избирательной комиссии принято 24 ноября 2011 года № 23/161, в соответствии с приложением к которому избирательные участки образованы по месту нахождения в г. Мурманске ряда государственных учреждений культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и других государственных областных учреждений ( всего 17 участков).
К территории Мурманского одномандатного избирательного округа № 6, по которому зарегистрирован кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва Иванов А.С., относятся созданные временные избирательные участки № 153 и № 740.
В ходе судебного заседания установлено, что по личным заявлениям избирателей, поступивших в избирательную комиссию, были образованы избирательные комиссии по месту их временного пребывания. В установленный законом срок был сформирован список избирателей, исходя из волеизъявления каждого избирателя о выборе места голосования. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Поэтому избиратель, обладая активным избирательным правом, самостоятельно определяет место голосования в день проведения выборов.
Включенные список избиратели на избирательном участке по месту их временного пребывания реализуют свое активное избирательное право в соответствии с действующим законодательством.
Действующее избирательное законодательство предусматривает, что гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке. ( п.10 статьи 17 ФЗ-67).
Следовательно, оснований для выдачи на избирательных участках, образованных в соответствии с решениями Мурманской территориальной избирательной комиссией № 21\150, № 21\151 от 18 ноября 2011 года, № 23\161 от 24 ноября 2011 года, № 25\174 от 01 декабря 2011 года бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов, не имеется.
Ссылка представителя заявителя о том, что избиратели вправе голосовать только по месту жительства являются ошибочными и свидетельствуют о неправильном толковании избирательного законодательства.
Приводимый довод представителя заявителя о нарушении прав избирателей в том, что избиратели, проживающие на территории Мурманского одномандатного избирательного округа № 6, вынуждены голосовать в другом избирательном округе при образовании избирательных участков по месту работы, является несостоятельным и никакими объективными данными не подтвержден. В данном случае образование избирательных участков по месту временного пребывания избирателя реализует активное право избирателя.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из требований действующего избирательного законодательства, суд приходит к выводу, что со стороны Мурманской территориальной избирательной комиссии нарушений избирательного законодательства не нарушено.
Отсутствуют нарушения прав кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва Иванова А.С.
Следовательно, не имеется оснований для возложении обязанности на Мурманскую территориальную избирательную комиссию совершить действия, направленные на недопущение нарушений избирательных прав кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6 Иванова Андрея Степановича путем принятия решения о выдаче бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов.
Руководствуясь статьями 191-197, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Иванова А.С. о возложении обязанности на Мурманскую территориальную избирательную комиссию совершить действия, направленные на недопущение нарушений избирательных прав кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6 Иванова А.С. путем принятия решения о выдаче бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов, отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий, судья: Пырч Н.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 04.12.2011 года.
Председательствующий, судья