о признании недействующим Постановления Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП `О нормативах потребления газа населением при отсутсвии приборов учета газа` в части.



Дело №3-4/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года.Мурманский областной суд в составе:Председательствующего, судьи Пырч Н.В.

при секретаре Дундиной Е.С.

с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры

Репчанской О.В.

с участием заявителя Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области генерального директора Черненко А.С. и представителей по доверенностям Меньшиковой А.С. и Орловой А.А., представителя заявителя Муниципального унитарного предприятия «Городское газовое хозяйство» ЗАТО Заозерск по доверенности Городько А.А. и представителя Правительства Мурманской области по доверенности Кравченко М.Э.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

Гражданское дело по заявлениям Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области и Муниципального унитарного предприятия « Городское газовое хозяйство» ЗАТО Заозерск Мурманской области о признании недействующим Постановления Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП « О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» в части.

Установил:

21 декабря 2010 года Правительством Мурманской области было принято постановление № 600-ПП « О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», по которому были утверждены по муниципальным образованиям Мурманской области нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным углеводородным газом, подлежащих применению при отсутствии приборов учета газа на одного человека в месяц.

28 декабря 2010 года данное постановление было опубликовано в Мурманской областной газете № 247 « Мурманский Вестник».

Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области ( далее ОАО « Мурманоблгаз») обратилось в Мурманский областной суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП « О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», кроме ЗАТО Заозерск и ЗАТО поселок Видяево со дня его принятия, ссылаясь на то, что указанное постановление противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 « О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», пункту 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Также оспариваемый нормативный акт принят без учета Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2009 года № 340.

Общество является поставщиком газа, осуществляющим свою хозяйственную и экономическую деятельность на территории Мурманской области, кроме ЗАТО Заозерск и ЗАТО поселок Видяево.

Установление Правительством Мурманской области нормативов потребления газа ниже объема потребляемых услуг затрагивает интересы ОАО « Мурманоблгаз». Они экономически необоснованны, т.к. не использовались при расчетах розничных цен на сжиженный газ в 2011 году. Эксплуатационные затраты общества, а также затраты на приобретение и доставку газа в район Крайнего Севера возмещаться не будут, тем самым будут нарушены экономические и имущественные права ОАО « Мурманоблгаз».

Кроме того, Правительством Мурманской области нарушен порядок принятия данного постановления, поскольку расчет нормативов осуществлялся самостоятельно без учета мнения ОАО « Мурманоблгаз».

Поскольку постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП противоречит федеральному закону и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то заявитель просил признать его недействующим, кроме ЗАТО Заозерск и ЗАТО поселок Видяево, со дня принятия.

Муниципальное унитарное предприятие « Городское газовое хозяйство» ЗАТО Заозерск Мурманской области ( далее МУП « Горгаз» ЗАТО Заозерск) обратилось в Мурманский областной суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП « О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» в части установления норматива по ЗАТО Заозерск, ссылаясь на его противоречие федеральному закону и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного акта, приводя аналогичные мотивы.

В судебном заседании представители заявителя ОАО «Мурманоблгаз» генеральный директор Черненко А.С. и представители по доверенностям Меньшикова Л.М. и Орлова А.А. заявленные требования поддержали, дополнив, что Правительством Мурманской области при установлении нормативов потребления газа в оспариваемом постановлении были нарушены разделы 1, 2 и 4 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2009 года № 340. При этом расчет нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета не произведен и направленные ранее ОАО «Мурманоблгаз» предложения в Министерство энергетики и коммунального хозяйства Мурманской области расчеты по установленному порядку не были учтены при установлении нормативов, приведенных в постановлении Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 № 600-ПП.

В судебном заседании представитель заявителя МУП «Горгаз» ЗАТО Заозерск по доверенности Городько Л.С. заявленные требования поддержала, дав аналогичные объяснения, дополнив, что о принятом Правительством Мурманской области постановлении об установлении нормативов потребления газа по муниципальному образованию ЗАТО Заозерск узнали случайно. Каких-либо данных по газоснабжению ЗАТО Заозерск предприятие не предоставляло и исполнительный орган такие данные не запрашивал.

Представитель Правительства Мурманской области по доверенности Кравченко М.Э. с заявлениями не согласилась, указав на соответствие оспариваемого постановления требованиям действующего федерального законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, извещенного о времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежаще. В письменных возражениях на заявления просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителя заявителей, представителя заинтересованного лица Правительства Мурманской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры, полагавшей подлежащими удовлетворению заявления, Мурманский областной суд находит заявления ОАО «Мурманоблгаз» и МУП « Горгаз» ЗАТО Заозерск обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующему основанию.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 определен порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

21 декабря 2010 года Правительством Мурманской области как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции было принято постановление № 600-ПП « О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», опубликованное в официальном издании Мурманской области – в газете « Мурманский Вестник» № 247 от 28 декабря 2010 года и вступившее в законную силу с 10 января 2011 года.

Между тем, названное постановление не соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 « О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», пунктам 5, 10, 14, 20, 47, 48 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Так, согласно подпункту «в» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" ( далее Правила) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. В отношении газоснабжения при выборе единицы измерения для приготовления пищи и (или) подогрева воды используется куб. метр на 1 человека ( пункты 6, 7 Правил).

Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. ( пункт 14)

В соответствии с пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.

Пунктами 47 и 48 Правил установлено, что норматив газоснабжения определяется исходя из следующих основных направлений использования:

а) приготовление пищи с использованием газовых плит;

б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;

в) отопление при отсутствии централизованного отопления.

При использовании в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов (в зависимости от степени благоустройства) газа по нескольким направлениям одновременно норматив газоснабжения для населения, проживающего в таких домах, определяется исходя из суммы нормативов потребления по направлениям.

Определение нормативов газоснабжения производится дифференцированно в зависимости от направлений использования газа.

Подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения может производиться с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" предусмотрено, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.

Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации. ( пункт 3 постановления)

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 15 августа 2009 года № 340 была утверждена Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 02 ноября 2009 года № 15161.

Согласно пункту 2.1 указанной Методики нормы потребления сжиженного углеводородного газа ( далее СУГ) населением определяются по трем основным направлениям его использования: пищеприготовление; приготовление горячей воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд (включая стирку белья) в условиях отсутствия централизованного водоснабжения: при наличии газового водонагревателя; при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений.

В разделе 4 определены формулы нормы потребления СУГ расчетным методом.

Анализируя вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при определении норм потребления сжиженного углеводородного газа должны руководствоваться этими нормативно- правовыми актами и определить нормы потребления сжиженного углеводородного газа расчетным методом по формулам согласно установленной Методике расчета. При этом определение нормативов газоснабжения производится дифференцированно в зависимости от направления использования газа.

Как установлено по делу, в Мурманскую область поставляется сжиженный углеводородный газ через газоснабжающую организацию ОАО « Мурманоблгаз», который оказывает услуги по газоснабжению населению.

Поэтому при установлении Правительством Мурманской области нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа должно исходить из вышеприведенных нормативных актов, регулирующих установление нормативов потребления сжиженного углеводородного газа дифференцированно в зависимости от направления использования газа по формулам, установленным в методике расчета.

Из представленных документов следует, что Правительство Мурманской области при утверждении нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по муниципальным образованиям исходило из среднего фактического потребления за 2008 год.

В ходе судебного заседания представитель Правительства Мурманской области не отрицала того, что расчет нормативов не производился, никакой из методов ( метод аналогов или расчетный метод) не применялся, а были взяты данные потребления газа за 2008 год.

Между тем, установление среднего показателя по муниципальным образованиям Мурманской области не соответствует порядку определения норм потребления сжиженного углеводородного газа, который определяется дифференцированно в зависимости от направления использования газа по Методике расчета.

Кроме этого, в нарушение статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представитель заинтересованного лица соответствующие расчеты в суд не представила и не представила соответствующие доказательства, подтверждающие правомерность оспариваемого нормативного акта.

В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что при расчете нормативов газа были соблюдены требования нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, Правительством Мурманской области был нарушен порядок принятия нормативного акта.

Так, согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" расчет нормативов потребления газа населением при отсутствии прибора учета газа для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Из материалов дела видно, что данные требования выполнены не были. При утверждении нормативов потребления газа при отсутствии приборов учета Правительство Мурманской области самостоятельно приняло решение, не получив соответствующие данные от газоснабжающей организации.

ОАО « Мурманоблгаз» и МУП « Горгаз» ЗАТО Заозерск участия в расчете приведенных в оспариваемом постановлении нормативов потребления газа не принимало. Данный факт подтверждается объяснениями представителей заявителей и не отрицался представителем Правительства Мурманской области.

Поэтому суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о том, что постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП «О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», кроме ЗАТО поселок Видяево, подлежит признанию недействующим.

Положения данного нормативного правового акта затрагивают законные интересы и права юридических лиц – ОАО « Мурманоблгаз», являющегося гарантированным поставщиком сжиженного углеводородного газа, оказывающего услуги по поставке этого газа и осуществляющего свою деятельность на территории Мурманской области, и МУП « Горгаз» ЗАТО Заозерск осуществляющего свою деятельность на территории ЗАТО Заозерск и получающего сжиженный углеводородный газ у ОАО « Мурманоблгаз».

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из данной нормы закона, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года № 48, а также учитывая, что до вынесения решения суда оспариваемое постановление Правительства Мурманской области применялось и на основании него был установлен размер платы за газ, то суд полагает необходимым признать постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого нормативного акта с момента принятия представителями заявителя не представлено и по делу не имеется. Поэтому в удовлетворении требований заявителям в части признания недействующим указанного постановления с момента его принятия следует отказать.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителей и признании недействующим нормативного акта с момента вступления решения в законную силу, то на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителями судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 191-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

Заявления Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области и Муниципального унитарного предприятия « Городское газовое хозяйство» ЗАТО Заозерск Мурманской области о признании недействующим в части Постановления Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП «О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» удовлетворить частично.

Признать Постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 600-ПП «О нормативах потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», за исключением ЗАТО поселок Видяево, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

После вступления в законную силу решения суда в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Правительству Мурманской области опубликовать в том же средстве массовой информации, в которой был опубликован признанный недействующим нормативный правовой акт, сообщение о принятом решении суда.

Взыскать с Правительства Мурманской области в пользу Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области, понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.

Взыскать с Правительства Мурманской области в пользу Муниципального унитарного предприятия « Городское газовое хозяйство» ЗАТО Заозерск Мурманской области, понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий, судья: Пырч Н.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 13 февраля 2010 года.

Судья: