о взыскании задолженности по заработной плате



Судья Брандина Н.В.

№ 33-2754

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

03 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Горчаковой Е.В.

судей

Игнатенко Т.А.

Яцун Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Барановой Е.И., Соколовой Е.И., Никифоровой Е.И., Ефремовой Е.И., Клевиной Е.И. к 83 Комендатуре охраны и обслуживания управления флота о взыскании задолженности по заработной плате,

по кассационной жалобе истицы Ефремовой Е.И. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2010 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Барановой Е.И., Соколовой Е.И., Никифоровой Е.И., Ефремовой Е.И., Клевиной Е.И. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Яцун Е.М., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Баранова Е.И., Соколова Н.П., Никифорова С.Н., Ефремова Т.А., Клевина М.Е. обратились в суд с иском к 83 Комендатуре охраны и обслуживания управления флота (далее 83 КООУФ) о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что работают в 83 КООУ СФ в должности стрелков ВОХР.

С 1 декабря 2008 года дополнительными соглашениями к трудовым договорам на основании Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» Соколовой Н.П., Никифоровой С.Н., Ефремовой Т.А., Клевиной М.Е. установлены должностные оклады в размере ** рублей, а Барановой Е.И. – ** рублей. Указанные оклады установлены с учетом повышения на 15%-ную надбавку, выплачиваемую за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны особо важных и режимных объектов.

Истцы указали, что работодатель выплачивает им, также, надбавку в размере 50% за охрану складов вооружения, причем начисление этой надбавки производит на должностной оклад без учета его повышения на 15%.

Полагают, что эта надбавка должна им начисляться на повышенный должностной оклад, указанный в дополнительном соглашении к договору.

Просили взыскать перерасчет заработной платы исходя из повышенного оклада за период с декабря 2008 года по июль 2010 года с учетом индексации роста цен в порядке статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации и признать за ними право в дальнейшем производить на начисление 50%-ной надбавки на повышенный должностной оклад.

Истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика - 83 КООУ СФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представил письменное мнение по иску, в котором иск не признал.

Представитель ответчика - ФБУ в/ч 77171 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - ФЭУ СФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном мнении на иск указал, что требования истцов являются обоснованными.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе истица Ефремова Т.А., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым ее иск удовлетворить.

В обоснование кассационной жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с иском в суд.

Также указывает, что она как стрелок ВОХР, имеет право на повышение должностного оклада на 15 % за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов. Поскольку режим ее рабочего времени включает в себя ежемесячно более 5 смен (караулов) при 24-часовом графике работы, то она имеет право на ежемесячное повышение должностного оклада на 15 процентов. В связи с этим, указывает, что начисление компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу должно производиться исходя из должностного оклада в размере ** рублей, т.е. из повышенного должностного оклада.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истицы Баранова Е.И., Соколова Н.П., Никифорова С.Н., Ефремова Т.А., Клевина М.Е.; представители ответчиков- 83 КООУФ и ФБУ в/ч 77171, представитель третьего лица - ФЭУ СФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

Согласно положениям статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министра обороны № 555 от 10.11.2008 года утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2).

Согласно пункту 6 указанного Положения рабочим других бюджетных учреждений и воинских частей тарифные ставки устанавливаются руководителем бюджетного учреждения (воинской части) в размерах, предусмотренных для соответствующей группы по размерам тарифных ставок (таблицы № 84 и 83 раздела II приложения № 1 к настоящему Приказу).

Согласно таблицам 84, 83 должностной оклад рабочих (стрелка) III группы установлен в размере ** руб., II группы – ** руб.

Разделом III Приказа № 555 определены особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей, в частности, установления должностных окладов, пунктом 49 п.п. «в» которого предусмотрено повышение должностного оклада (тарифной ставки) рабочим воинских частей за работу в особых условиях за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов на 15%.

Пунктом 9 Положения гражданскому персоналу, имеющему право на повышение, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). В случаях, когда гражданский персонал имеет право на повышения одновременно по нескольким основаниям, размеры повышений складываются и на сумму процентов увеличивается должностной оклад (тарифная ставка).

Пунктом 52 раздела III подраздела Приложения № 2 «Условия, размеры и порядок установления выплат компенсационного характера» гражданскому персоналу (работникам военизированной охраны) арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 процентов.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истицы работают в 83 КООУФ в должности стрелков ВОХР: Баранова Е.И. с ***2008, Соколова Н.П. – с ***1993, Никифорова С.Н. – с ***2001, Ефремова Т.А. – с ***2003; Клевина М.Е. – с ***1997.

Дополнительными соглашениями к трудовому договору стрелкам ВОХР – Соколовой Н.П., Никифоровой С.Н.. Ефремовой Т.А., Клевиной М.Е. с ***2008 года в связи с введением новых систем оплаты труда на основании Приказа МО РФ от 10.11.2008 № 555 установлен должностной оклад в размере ** рублей, т.е. новые оклады, увеличенные на размер повышения - 15% надбавку за несение боевого дежурства. Барановой Е.И., как стрелку II группы тарифных ставок, должностной оклад установлен в сумме ** рублей ** копеек, а с ***2010 ей установлена III группа, в связи с чем, ее должностной оклад составил, также, ** рублей.

Разрешив спор и отказав в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что размер должностного оклада устанавливается в фиксированном размере, выплата которого не зависит от особенностей труда.

При этом, суд обоснованно исходил из того, что 50%-ная выплата к должностному окладу по охране вооружения и боеприпасов является компенсационной выплатой к должностному окладу в связи с особыми условиями труда работников, а не повышением должностного оклада, порядок которого предусмотрен п.9 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации...

Так, пунктом 9 раздела I «Положения о системе оплаты труда...» предусмотрено увеличение гражданскому персоналу, имеющему право на повышение, должностного оклада на размер повышения (надбавки), с установлением нового должностного оклада.

Стрелкам ВОХР пунктом 49 «в» раздела III Приказа № 555 предусмотрено повышение должностного оклада на 15%-ную надбавку за несение боевого дежурства, однако указанное повышение оклада предполагается при наличии определенных обстоятельств, а именно при условии несения работником боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караула) при 12-часовом или не менее 5 смен (караула) при 24-часовом графике работы.

Проанализировав указанные нормы, суд пришел к правильному выводу, что указанная величина должностного оклада истиц не является постоянной, зависит от графика работы и количества отработанных стрелком ВОХР смен в течение месяца.

Согласно справке 83 КООУФ компенсационная выплата гражданскому персоналу команды ВОХР по хранению вооружения и боеприпасов в размере 50% закладывалась в фонд заработной платы без учета 15 процентов повышения тарифной ставки л.д. 71/.

Вместе с тем, требования истиц сводятся к перерасчету 50%-ной компенсационной выплаты на повышенный оклад с учетом 15%-ной надбавки за несение боевого дежурства, установленного трудовым договором.

При таком положении судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о правильности начисления ответчиком 50% -ной компенсационной выплаты к окладам рабочих (стрелка ВОХР), установленных в таблицах 83, 84 Приказа № 555, т.е. в фиксированном размере.

Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в решении суда, судебная коллегия соглашается с ними, находит их правильными.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к ошибочному толкованию норм права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении суда основаниям. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им в решении суда, дана правильная правовая оценка, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к его отмене, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу истицы Ефремовой Е.И. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: