Судья Веселкова Т.Г. | № 33-1870 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 21 июля 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Прокопенко Н.Б. |
судей | Истоминой И.В. |
Кузнецовой Т.А. | |
при секретаре | Жарко И.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Леонтьева В.А. к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о предоставлении жилья за пределами ЗАТО в первоочередном порядке
по кассационной жалобе Леонтьева В.А. на решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 15 июня 2010 года, по которому постановлено:
«Исковые требования Леонтьева В.А. к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о предоставлении жилья за пределами ЗАТО в первоочередном порядке - обязании решить в 2010 году вопросы переселения его на новое место жительства и обеспечения жильём за пределами ЗАТО по месту отселения г. Белгород -оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснение истца Леонтьева В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы - представителя ответчика Афониной В.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Леонтьев В.А. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о предоставлении жилья за пределами ЗАТО в первоочередном порядке.
В обоснование иска указал, что в 2002 году был поставлен на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Скалистый.
Непрерывный стаж работы в организациях (на объектах), расположенных в ЗАТО, на момент постановки на учет у истца составлял более 10 календарных лет.
В 2004 году он утратил производственную и служебную связь с предприятиями и объектами, осуществляющими деятельность в ЗАТО Скалистый и переехал с семьей в город Мурманск.
Ознакомившись со списками очередности для переселения граждан из ЗАТО Скалистый, истец посчитал, что его право, гарантированное пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О ЗАТО» на первоочередное обеспечение жильем, нарушено.
Указывает, что ежегодно комиссией не исполнялась норма пункта 6.1 Положения, т. е. не формировались списки граждан, утративших связь с ЗАТО, а фактически формировался перечень граждан, состоящих на учете и желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Скалистый, принимались решения о направлении предложений и выдаче смотровых ордеров гражданам, имеющим производственную и служебную связь с ЗАТО.
В связи с тем, что право истца на переселение и обеспечение жильем за пределами ЗАТО Скалистый не реализовано, он вынужден арендовать жилые помещения у физических лиц.
Вследствие необходимости осуществлять поиск жилого помещения для обеспечения нормальной жизнедеятельности в г. Мурманске, вести переговоры с арендодателями для заключения договоров, их продления, а также для определения величины платы за наем жилья, жить в чужих квартирах, осуществлять подготовку и организацию переездов, он и члены его семьи постоянно испытывают нервные стрессы и другие душевные потрясения, это отражается на отношениях с коллегами, на взаимоотношениях в семье, что возможно стало одной из причин язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Поэтому считает, что своими действиями ответчиком нанесены нравственные и физические страдания, то есть моральный вред.
Считает, что, отказывая ему в предоставлении жилья в первоочередном порядке, администрацией нарушено закрепленное статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод, так как он был поставлен в неравные условия с теми, кто, ожидая очереди, жил и работал в ЗАТО.
Леонтьев В.А. просил суд обязать ответчика решить вопросы его переселения на новое место жительства и обеспечения жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в 2010 году, а также взыскать с ответчика *** рублей в качестве возмещения морального вреда.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика решить в 2010 году вопросы переселения его на новое место жительства и обеспечения жильем за пределами ЗАТО по месту отселения, указанному в списках очередности для переселения граждан из ЗАТО Скалистый «общий», утвержденных распоряжениями главы муниципального образования «ЗАТО Скалистый».
Представитель ответчика Афонина В.С. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Леонтьев В.А. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Считает, что судом неправильно применены нормы, регламентирующие реализацию права на переселение и обеспечение жильем за пределами ЗАТО, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что судом не истребовались списки очередности граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, которые, по его мнению, должны были быть исследованы судом.
Кроме того, делает ссылку на то, что судом не дана оценка бездействию уполномоченных органов по решению вопросов его переселения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» № 3297-1 от 14 июля 1992 года устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Пунктом 2 статьи 7 данного Закона установлено, что переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства № 23 от 11 января 2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» предусмотрено право на первоочередное обеспечение жильем в случае переселения из ЗАТО.
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют:
лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, и утратившие с ней служебную связь;
лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет;
безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Судом установлено, что 06 мая 2005 года местная администрация муниципального образования «ЗАТО Скалистый» постановлением № 206 утвердила Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства», которым внесла согласованные изменения и дополнения в Положение № 308 от 03 июля 2001 года.
Данным Положением установлен порядок формирования списков очередности для переселения граждан из ЗАТО Скалистый. Согласно пункту 6.1 в декабре текущего года из числа граждан, принятых на учет в течение года и утративших связь с ЗАТО, комиссия формирует списки очередности (общий и льготный). Пунктом 6.2 Положения определено, что при формировании общего списка очередности определяющим является трудовой (служебный) стаж в льготном исчислении.
Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 857 «О преобразовании закрытых административно - территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно- территориальное образование Александровск Мурманской области», Законом Мурманской области от 28 ноября 2008 года № 1029-01-ЗМО «О муниципальном образовании закрытое административно-территориальное образование Александровск», администрация ЗАТО Скалистый реорганизована в форме слияния в администрацию ЗАТО Александровск, которая является ее правопреемником.
Материалами дела подтверждается, что *** года Леонтьев В.А. обратился с заявлением в комиссию по учету и обеспечению жильем граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Скалистый, предоставив необходимые документы и был принят на учет.
Поставив истца на учет для получения жилья за пределами ЗАТО и включив его в список нуждающихся лиц, Администрация ЗАТО Скалистый признала его право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО.
Распоряжением Администрации ЗАТО Скалистый от *** года № *** утверждены списки очередности для переселения граждан из ЗАТО Скалистый, льготный список, состоящий из *** семей, и общий список, состоящий из *** семей л.д. 72). Леонтьев В.А. включен в «общий» список очередности для переселения граждан из ЗАТО Скалистый. В настоящее время номер его очередности - *** л.д. 98).
Доводы истца о том, что он должен быть обеспечен жильем в первоочередном порядке в 2010 году и это обстоятельство не должно связываться с наличием других очередников, имеющих такое же право, суд правомерно признал несостоятельными, поскольку действующее законодательство, регулирующее порядок обеспечения граждан жильем за пределами ЗАТО, не устанавливает конкретные сроки предоставления жилья. Кроме того, предоставление жилья истцу вне установленной очередности, нарушило бы права других лиц, имеющих такое же право на получение жилья.
Доказательств того, что нарушены права истца неправильным или незаконным формированием очередности, суду не представлено.
Судом также обоснованно не принят довод истца о том, что нарушено его право на первоочередное получение жилья в г. ***, в связи с отсутствием списка граждан, поскольку это опровергнуто материалами дела.
Установив, что права истца нарушены не были, суд обоснованно не нашел оснований для возложения обязанности на администрацию ЗАТО Александровск по первоочередному предоставлению жилья истцу в 2010 году за пределами ЗАТО в г. *** и оставил исковые требования Леонтьева В.А. без удовлетворения.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что требование компенсации морального вреда является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Выводы суда основаны на собранных по делу доказательствах, которые суд правильно оценил по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в полном соответствии с правилами статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств не имеется.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 15 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Леонтьева В.А. - без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |