о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата



Судья - Горбатюк А.А.

№ 33-2674

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

20 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Сергус Г.В.

Синицы А.П.

при секретаре

Федотовой В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску военного прокурора Кандалакшского гарнизона в интересах Министерства финансов Российской Федерации к Якушенко А.М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата и процентов за пользование чужими денежными средствами по кассационному представлению помощника военного прокурора Кандалакшского гарнизона на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 19 августа 2010 года, по которому постановлено:

«В иске военному прокурору Кандалакшского гарнизона в интересах Министерства финансов РФ к Якушенко А.М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата в размере ... руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб. ... коп. - отказать».

Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснение прокурора Военной прокуратуры Северного флота Вайгачева В.Л., поддержавшего доводы кассационного представления, пояснения представителя истца Министерства финансов Российской Федерации Подольской Т.Н., считавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Военный прокурор Кандалакшского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился с иском к Якушенко А.М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование иска указал, что в результате проверки, проведенной военной прокуратурой, были выявлены обстоятельства причинения бывшей военнослужащей войсковой части № * Якушенко А.М. материального ущерба государству.

Указал, что с ... года ответчик проходила военную службу по контракту на различных должностях в войсковой части № *.

... года приказом командира войсковой части № ** была уволена с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и исключена из списков личного состава воинской части.

В период прохождения службы, Якушенко А.М. и члены ее семьи были включены в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ... года Якушенко А.М. был выдан государственный жилищный сертификат на сумму ... рублей для приобретения жилья в г. ....

При этом в ... году, по ходатайству командира войсковой части № * Якушенко И.С., мужу ответчика и членам их семьи решением Исполкома г. ... была предоставлена ... комнатная благоустроенная квартира, расположенная по адресу: г. ... ул. ... д. ... кв. .... В ... году ответчик приватизировала данную квартиру без участия в приватизации остальных членов семьи, а в ... году продала ее.

Истец считал, что, так как Якушенко А.М. не признавалась нуждающейся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, ранее была обеспечена государством, в лице администрации г. ..., жильем, собственником которого она являлась и которое впоследствии продала, искусственно ухудшив свои жилищные условия, то, следовательно, государственный жилищный сертификат был ею получен без законных на то оснований.

Помощник военного прокурора Баженов С.Е. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил взыскать с Якушенко А.М. в пользу Министерства Финансов РФ ... руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме ... руб. ... коп.

Представитель истца Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Ответчик Якушенко А.М. в судебном заседании иск не признала.

Ее представитель Стахович Н.А. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица войсковой части № 36138 Бизиков В.В. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица ФГУ «Мончегорская КЭЧ (района)» Дорубайло Н.А. в судебном заседании иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении помощник военного прокурора Кандалакшского гарнизона просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, в связи с нарушением судом норм материального права.

Указывает на то, что основным критерием получения государственного жилищного сертификата является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилья. Считает не основанной на законе ссылку суда о том, что принятие Якушенко А.М. ... года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, достаточно для включения ее в список участников подпрограммы.

Судом не проверена подлинность, представленного в судебное заседание, протокола жилищной комиссии от ... года, несмотря на то, что основания для этого имелись.

Кроме того, судом не учтен тот факт, что председателем заседания данной жилищной комиссии являлась сама Якушенко А.М.

В возражениях на кассационную жалобу Стахович Н.А.- представитель Якушенко А.М. просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик Якушенко А.М., ее представитель Стахович Н.А., представители третьего лица - войсковой части № 36138 Бизиков В.В., ФГУ «Мончегорская КЭЧ (района)», которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской; Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с, организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору асоциального найма с указанным федеральном органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального законе. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие -граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п. 14 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих).

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной, власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке; определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В разделе II вышеуказанных Правил содержатся основания признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», предусмотрено, что формой государственной финансовой; поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы», утвержденных данным постановлением, предусмотрено право на участие военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по ферме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнений с военной службы (службы) с указанием: основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (подпункт «а» пункт 19 Правил).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года № 215 утвержден Порядок формирования списков, состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов и выдачи государственных жилищных сертификатом, зарегистрированный в Минюсте РФ 17 июля 2006 года № 8102 (далее Порядок).

Согласно пункта 2 вышеуказанного Порядка для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма) – военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее именуются - Правила), граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке.

Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте «а» пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений.

Согласно пункта 3 Порядка, документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.

По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.

В случае включения заявителя в число граждан – участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

Как видно из материалов дела, с ... года Якушенко А.М. проходила военную службу по контракту на различных должностях в войсковой части № *.

... года приказом командира войсковой части № ** она была уволена с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и исключена из списков личного состава воинской части.

Разрешая возникший спор, суд правомерно исходил из того, что протоколом собрания жилищной комиссии в/ч * № ... от ... года майор Якушенко А.М. признана нуждающейся в получении жилья по месту службы (л.д. 48). Из справки Мончегорской КЭЧ (района) следует, что ответчик в установленном порядке была признана нуждающейся в получении жилой площади и состояла в автоматизированной базе данных системы «Учет» с ... года (л.д. 20).

Решением жилищной комиссии в/ч * от ... года ответчик была признана нуждающейся в получении жилой площади по избранному месту жительства в связи с предстоящим увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста (протокол № 9).

При этом, суд учел, что супругу ответчика майору Якушенко И.С. при прохождений военной службы в в/ч * в г. ... субсидии на строительство или покупку жилья не выделялись (л.д. 35).

Материалами дела подтверждено, что в ... года ответчик Якушенко А.М. обратилась с рапортом в жилищную комиссию в/ч 36138 с просьбой включить ее в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством».

Суд также исходил из того, что рассмотрев документы, представленные военнослужащим, жилищной комиссией было установлено, что Якушенко А.М. подлежала увольнению с военной службы в ... года в связи с наступлением предельного возраста пребывания на военной службе. Календарный срок выслуги на тот период составлял ... лет. Кроме того, суд правомерно учел, что ответчик состояла в автоматизированной базе данных системы «Учет» с ... года в Мончегорской КЭЧ района, при этом, дочь - Я. ... года рождения, являлась ..., училась в г. ..., а Якушенко А.М. и ее муж Якушенко И.С. были зарегистрированы при в/ч *, проживали в г. ... на условиях найма, жилья для постоянного проживания не имели.

Решением жилищной комиссии в/ч 36138 (в/ч * г. ...) Якушенко А.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, а также жилищной комиссией от ... года было принято решение ходатайствовать перед начальником Мончегорской КЭЧ района о включении Якушенко А.М. в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 49).

Впоследствии на майора Якушенко А.М. в в/ч 36138 было сформировано учетное дело, состоящее из документов, представленных ею в соответствии с Правилами выпуска и реализации Государственного жилищного сертификата.

Списки получателей ГЖС были направлены в Мончегорскую КЭЧ района на проверку и согласование в довольствующую КЭЧ района. Одновременно с указанными списками в КЭЧ района было направлено и учетное дело вместе с рапортом военнослужащего и решением жилищной комиссии.

Как видно из материалов дела, ... года Якушенко А.М. обратилась с заявлением на имя начальника Мончегорской КЭЧ района о выдаче жилищного сертификата в ... года Якушенко А.М. от Минобороны России получила государственный жилищный сертификат на состав семьи из ... человек, для приобретения жилья в г. ...

Установив данные обстоятельства, суд правомерно пришел к выводу о том, что решение жилищной комиссии от ... года о признании Якушенко А.М. нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным, а, следовательно, и государственный жилищный сертификат был получен Якушенко А.М. в соответствии с действующим законодательством.

Доводы военного прокурора о том, что ответчик в ... году от исполкома Совета депутатов Ковдорского района получила жилое помещение, а в ... году продала его, тем самым, ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем, не могла быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, суд обоснованно нашел несостоятельными, поскольку с момента совершения сделки по продаже квартиры прошло более пяти лет, установленных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве ограничения права граждан ухудшивших свои жилищные условия, состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, установив, что данная квартира на учете в КЭЧ не находилась, в хозяйственное (оперативное) управление не передавалась, не являлась собственностью Минобороны РФ, суд правильно расценил как необоснованные доводы истца о том, что в ... году Якушенко А.М. уже обеспечивалась государственным жильем.

Учитывая также, что с момента продажи ответчиком квартиры, расположенной по адресу: г. ... ул. ... д. ... кв. ..., прошло более ... лет, нельзя считать, что Якушенко А.М. была незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 19 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление помощника военного прокурора Кандалакшского гарнизона – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: