Судья Кораева В.Б. | № 33-1990 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 04 августа 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Игнатенко Т.А. |
судей | Самойленко В.Г. |
Пырч Н.В. | |
при секретаре | Уховой Н.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Абдулбагиева И.А. о. к Управлению Пенсионного фонда России в г.Мончегорске Мурманской области и Государственному областному учреждению Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения о признании права на выплату пособий и компенсаций, как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также компенсации морального вреда по кассационной жалобе Абдулбагиева И.А.о. на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 13 мая 2010 года, по которому постановлено:
«Отказать Абдулбагиеву И.А.о. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда России в г.Мончегорске Мурманской области и Государственному областному учреждению Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения о признании права на выплату пособий и компенсаций, как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также компенсации морального вреда».
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., возражения против кассационной жалобы представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Мончегорске Мурманской области Семаковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Абдулбагиев И.А.о. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Мончегорске Мурманской области и Комитету социальной защиты населения г. Мончегорска (в настоящее время Государственное областное учреждение Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения) о признании права на выплату пособий и компенсаций, как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также выплате пенсии и денежной компенсации причиненного бездействием ответчика морального вреда.
В обоснование иска истец указал, что в 1987 году, находясь на военных сборах в СА, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где получил большую дозу радиационного облучения. С 1990 года является инвалидом *.
Ссылаясь на Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», просил признать за ним право на выплату пособий и компенсаций как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать ответчиков восстановить его пенсионное дело и документы, дающие право на указанные льготы, и обязать УПФ РФ в г. Мончегорске произвести компенсационные выплаты и ежемесячное пенсионное обеспечение, начиная с 1999 года, а также взыскать компенсацию морального вреда.
В судебное заседание истец Абдулбагиев И.А.о. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – ГУ - УПФ РФ в г. Мончегорске Дружинина И.В. иск не признала.
Представитель ответчика – ГОУ - Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения (после реорганизации КСЗН) Козина Т.П. иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Абдулбагиев И.А.о. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на те же доводы, которые послужили основанием для обращения с иском в суд.
В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Мончегорске и ГОУ - Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Абдулбагиев И.А.о. и представитель ГОУ - Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что применению подлежит Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Принимая во внимание положения данного Закона в редакции, действовавшей на 1999 г., суд первой инстанции установил, что в силу ст. 13 п.1 действие Закона распространяется на инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы - граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регламентировано ст. 29 Закона, возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусматривалось ст. 14 п.25 Закона.
Пункт 25 ст.14 Закона (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ) устанавливал, что в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация инвалидам * - в размере 2500 рублей.
Истец в подтверждение обоснованности своих требований представил суду письменные доказательства: удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 15.10.1991г., справку от 23.04.1997г. об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 06.05.1987 г. по 22.06.1987г., справку ВТЭ от 05.07.1994г. о ** группе инвалидности вследствие аварии на ЧАЭС, экспертное заключение о причиной связи заболевания с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС от 18.06.1991г., выданные ему компетентными органами Азербайджанской Республики; а также выданное истцу Мончегорским комитетом соцзащиты населения 12.01.2000г. удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Согласно данного удостоверения истец имел право на компенсации и льготы, установленные приведенным выше Законом.
Принимая во внимание заявительный характер, предусмотренный ст.33 Закона (в редакции, действовавшей на 1999г.), судом проверено имело ли место обращение истца за пенсией в соответствии со ст. 29 п.1 Закона. Истцом такие доказательства до 2008г. суду первой инстанции в силу ст. 56, ст.12 ч.1 ГПК РФ не представлены.
Ответчиком представлены суду письменные доказательства об отсутствии пенсионного дела истца в Управлении Пенсионного фона РФ в г.Мончегорске за период с 1995 г. по 2000 г. В справке УПР указано, что проверены хранящиеся в архиве пенсионные дела и лицевые счета, срок хранения которых 75 лет, сведения о получении истцом пенсии и ежемесячной денежной выплаты отсутствуют л.д. 39). Из протокола судебного заседания от 13.05.2010г. следует, что судом обозревались: книга реестра пенсионных дел и лицевых счетов (по инвалидности), начата в 1994г., алфавитные книги за период с 1965 по 2003г.г., ведомости на списание архивных пенсионных дел по сроку в 2003г. и 2008г.; данных об истце - как о получателе пенсии - не установлено л.д.96).
Из объяснений в суде представителя органа социальной защиты населения следует, что в результате проведенного служебного расследования сведения о том, что истец обращался за выплатой пенсии и компенсаций в Комитет социальной защиты населения в 1999г. либо до 2001г. (момент передачи пенсионных дел УПФ) не установлены. В результате расследования были найдены документы, касающиеся изъятия в 2002 г. у истца признанного ошибочно выданным удостоверения инвалида от 12.01.2000г., что подтверждается письменными доказательствами л.д. 57, 60, 61-62, 63-66).
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец обращался в соответствии с положением ст. 14 п.15 Закона и «Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607) – с представлением об этом заявления и приложением предусмотренных Порядком документов (в т.ч. копии удостоверения инвалида) судом не установлены и такие доказательства истцом суду не представлены.
Суд установил, что выданное истцу удостоверение инвалида в связи с аварией на ЧАЭС признано компетентным органом Российской Федерации недействительным, в соответствии с требованиями действующего законодательство удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1987г. заменено истцом лишь в 2010г.
Указанные обстоятельства подтверждают возражения ответчиков в суде о том, что при отсутствии этих документов истец не имел возможности реализовать свое право на пенсионное обеспечение и получение компенсационных выплат с 1999г. по 2010г. по указанному выше Закону.
На основе исследованных материалов дела, суд установил также, что истец в 2008г. обратился в УПФ в г.Мончегорске за получением устной консультации по поводу назначения ему пенсии по инвалидности в связи с аварией на ЧАЭС и пенсионным органом ему был назван перечень документов, которые он должен представить вместе с заявлением о назначении пенсии л.д. 46, 52, 59). Однако, истец заявление не представил, 14.07.2009г. по письменному приглашению в УПФ (в связи с поступившей жалобой) не явился л.д. 51). Данных о том, что им в 2008 г. ставился вопрос и о выплате ежемесячной денежной компенсации или иных выплатах, судом не установлено.
Оценка доказательств, в т.ч. выписке из лицевого счета в сберегательном банке дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ и результат данной оценки приведен в решении. Из материалов дела не следует, что истцом заявлялось суду ходатайство о вызове в судебное заседание свидетелей с указанием их фамилии и места жительства.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и иную оценку доказательств, которые судебная коллегия находит ошибочными.
Суд правильно указал в решении на то, что истец не лишен возможности реализовать права, гарантированные Законом РФ «Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в порядке, установленном законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 13 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулбагиева И.А.о. – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |