Заявление о признании незаконным действия администрации муниципального образования



Судья Карташов Е.В.

33-2103

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

11 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Синицы А.П.

судей

Сергус Г.В.

Кузнецовой Т.А.

при секретаре

Гедымы О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Михайлова Н.В. о признании незаконными действий (бездействия) администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района в части лишения его возможности получения государственного жилищного сертификата в 2009-2010 годах, возложении обязанности на администрацию муниципального образования городское поселение Заполярный и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области восстановить его в списках граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2009-2010 годы,

по кассационной жалобе Михайлова Н.В. на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 10 июня 2010 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении заявления Михайлова Н.В. о признании незаконными действий (бездействия) администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области в части лишения его возможности получения государственного жилищного сертификата в 2009-2010 годах, возложении обязанности на администрацию муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области восстановить его в списках граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2009-2010 годы отказать».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения представителя Михайлова Н.В. – Михайловой В.Я., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Михайлов Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района в части лишения его возможности получения государственного жилищного сертификата в 2009-2010 годах, возложении обязанности на администрацию муниципального образования городское поселение Заполярный и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области восстановить его в списках граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2009-2010 годы.

В обоснование заявленного требования указал на то, что является пенсионером по старости, его стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера, составляет ... лет ... месяца. С ... года он состоит на учете на получение жилищной субсидии с целью выезда из районов Крайнего Севера.

... года им было подано заявление и необходимые документы для включения его и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы.

Однако 11 сентября 2009 года ему стало известно, что еще до 30 мая 2009 года ему требовалось предоставить ряд документов, а до 25 мая 2009 подтвердить свое желание на получение государственного жилищного сертификата.

18 ноября 2009 года ему повторно вручено уведомление о необходимости предоставления в срок до 01 декабря 2009 года документов об отсутствии собственности в Белгородской области, нотариально заверенное заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, также повторно запрошены документы, которые уже имелись в материалах учетного дела.

По мнению Михайлова Н.В., несвоевременное вручение уведомления и истребование повторных документов, изменение номера учетного дела нарушает его права на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании Михайлов Н.В. свое заявление поддержал.

Представители администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Барабаш Т.И. и Попова Е.В. с заявлением не согласились, мотивировав тем, что Михайлов Н.В. был включен в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2009 год под № ***, включенных в резерв.

18 мая 2009 года ему было направлено уведомление о предоставлении необходимых документов. Повторное уведомление направлено 18 ноября 2009 года. 24 ноября 2009 года Михайлов Н.В. подтвердил свое желание на получение государственного жилищного сертификата и представил документы, после чего его учетное дело было передано в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. До настоящего времени Михайлов Н.В. и члены его семьи не исключены из списков граждан на получение государственного жилищного сертификата. Кроме того, Михайловым Н.В. подано заявление на участие в подпрограмме на 2011 год.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, которым был представлен письменный отзыв о несогласии с заявлением, поскольку в сводном списке граждан-получателей сертификатов на 2010 год Михайлов Н.В. не значился

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Михайлов Н.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Полагает, что суд не дал должной оценки халатности работников администрации муниципального образования Заполярный, которые неправильно указали его домашний адрес на конверте, в результате чего уведомление получено им лишь 11 сентября 2009 года. По этой причине он не смог в установленный срок предоставить необходимые документы.

В дальнейшем повторное уведомление также было направлено несвоевременно лишь 18 ноября 2009 года, то есть через две недели после окончания срока предоставления учетного дела в орган исполнительной власти. По мнению Михайлова Н.В. заинтересованные лица имеют возможность внести изменения в список граждан на 2010 год, включив его в данный список.

Михайлов Н.В., представитель администрации муниципального образования городское поселение Заполярный, представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены. В силу части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка указанных лиц не является препятствием к разбирательству дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлена очередность предоставления жилищных субсидий.

В частности, жилищные субсидии предоставляются в третью очередь пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 данного Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения списки граждан, являются основанием для предоставления социальных выплат для предоставления жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (подпункт «б» пункта 2).

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, предусмотрено право на участие в подпрограмме граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению об участии в подпрограмме граждан, указанных в пункте 5 Правил, установлен подпунктом «е» пункта 19 данных Правил.

В соответствии с пунктом 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу пункта 39 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.

В случае если размер социальных выплат по оформленным сертификатам превышает размер социальных выплат, установленный указанным приказом, или если в выписке из реестра выданных сертификатов указаны граждане, не включенные в сводный список на планируемый год, выписка из реестра выданных сертификатов возвращается в орган исполнительной власти, а перечисление средств социальной выплаты по сертификатам, включенным в эту выписку, не производится.

Судом установлено, что ... года Михайлов Н.В. обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы.

Распоряжением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 17 апреля 2009 года за № 67 Михайлов Н.В. был включен в резервный список граждан на получение жилищных сертификатов на 2009 год под № ....

В связи с тем, что при постановке на учет в 2000 году и подаче заявления в ... году Михайловым Н.В. не были представлены документы об отсутствии жилья в ... области, куда они с супругой были выписались и зарегистрированы в ... году, администрация муниципального образования городское поселение Заполярный письмом от 18 мая 2009 года истребовала соответствующие документы у Михайлова Н.В.

Данное уведомление в связи с ошибкой в указании адреса было получено Михайловым Н.В. 11 сентября 2009 года, что не отрицалось в судебном заседании заявителем и его супругой.

Вместе с тем, несвоевременное получение уведомления не препятствовало Михайлову Н.В. представить необходимые документы в срок до 04 ноября 2009 года, который был установлен Министерством строительства и территориального развития Мурманской области для лиц, включенных в резервный список и имеющих трудовой стаж не менее 40 лет.

Фактически запрашиваемые документы представлены Михайловым Н.В. в орган местного самоуправления лишь 24 ноября 2009 года, в связи с чем, учетное дело заявителя поступило в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области по истечении установленного срока.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что по смыслу приведенных выше норм законодательства граждане самостоятельно реализуют свое право на предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению № 1, к которому прилагают документы, указанные для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в подпункте «е» пункта 19 данных Правил.

Для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы предоставляет документы, указанные в пункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Из изложенного следует, что право на участие в подпрограмме носит заявительный характер, при этом на гражданина возложена обязанность по предоставлению необходимых документов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку Михайловым Н.В. не были представлены в установленный срок документы, предусмотренные Правилами, оснований для удовлетворения его заявления не имеется.

При этом судом учтены во взаимосвязи положения пункта 24 и пункта 39 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, не допускающих принятие органом местного самоуправления заявления после истечения установленного срока и выдачу сертификатов гражданам, не включенным в сводный список на планируемый год.

Таким образом, решение суда является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Решение вынесено судом с правильным применением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 362 и 364 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 10 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михайлова Н.В. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: