Судья Карташов Е.В. 33-1656
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск 30 июня 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Симакова А.В. |
cудей | Перминовой С.В. |
Кузнецовой Т.А. | |
с участием прокурора | Коньялыоглу И.Б. |
при секретаре | Блохиной Е.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения «Печенгская квартирно-эксплуатационная часть района» к Елисееву А.А., Елисеевой Н.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья,
по кассационной жалобе Елисеева А.А. на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23 апреля 2010 года, которым постановлено:
«Иск федерального государственного учреждения «Печенгская квартирно-эксплуатационая часть района» удовлетворить.
Выселить Елисеева А.А., ... года рождения, Елисееву Н.В., ... года рождения, и ЕКА, ... года рождения, из квартиры, расположенной по адресу: ..., без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать солидарно с Елисеева А.А., Елисеевой Н.В. в доход бюджета муниципального образования Печенгский район государственную пошлину в сумме *** рублей»,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б. о законности решение, судебная коллегия
установила:
ФГУ «Печенгская КЭЧ района» обратилось в суд с иском к Елисееву А.А. и Елисеевой Н.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.
Свои требования истец мотивировал тем, что ... года военнослужащему Елисееву А.А. и членам его семьи от * была предоставлена служебная квартира в закрытом военном городке № ... по адресу: п. ....
... года Елисеев А.А. уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, вследствие чего договор найма специализированного жилого помещения считается прекращенным, ответчики обязаны освободить и сдать в установленном законом порядке занимаемую служебную жилую квартиру, что до настоящего времени ими не сделано.
В судебном заседании представитель ФГУ «Печенгская КЭЧ района» - Демина О.А. настаивала на удовлетворении иска.
Елисеев А.А. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что проживает в закрытом военном городке, в связи с чем, по программе переселения имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Елисеева Н.В. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в её отсутствие, представила заявление о несогласии с иском, поскольку из-за отсутствия работы вынуждена выехать с постоянного места жительства, в настоящее время с ребенком проживает у своих родителей в городе ... без регистрации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Елисеев А.А. просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, считая, что решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда в решении не соответствуют протоколу судебного заседания. По мнению Елисеева А.А., независимо от основания увольнения с военной службы он не может быть выселен из служебного жилого помещения, поскольку проживает в военном городке и подлежит отселению.
Елисеев А.А., Елисеева Н.В., представитель ФГУ «Печенгская КЭЧ района» и представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, что в силу части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, к возникшим отношениям надлежащим образом применил нормы материального права.
Согласно абзацам 2 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25 декабря 2009), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в абзаце 12 пункта 1 статьи 15 названного закона, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, военнослужащий Елисеев А.А. с ... года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части ... от ... года № ... военнослужащему Елисееву А.А. была предоставлена на состав семьи служебная двухкомнатная квартира по адресу: ....
Между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части ... и Елисеевым А.А. заключен жилищный договор о предоставлении указанной служебной квартиры на период прохождения военной службы по контракту.
Пунктом 9.1 договора предусмотрено условие расторжения жилищного договора - досрочное увольнение военнослужащего. Пунктом 10 установлено, что, в случае расторжения договора военнослужащий и совместно проживающие с ним члены семьи обязаны освободить предоставленное им служебное помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и данным договором.
Согласно справке по форме 9, ответчики Елисеевы и их несовершеннолетний сын ЕК, ... года рождения, зарегистрированы ... года в спорной квартире по месту жительства.
Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от ... года № ... произведено увольнение Елисеева А.А. с военной службы в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с ... года ответчик исключен из списка части.
Обсуждая заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Елисеев А.А. досрочно уволен с военной службы, что в силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
При этом ответчики не относятся к категории лиц, перечисленных в пунктах 1 – 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья.
Нормы статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», устанавливающие дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, на ответчиков также не распространяются.
Судом учтены положения абзаца 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым, служебные жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семьи, только на срок прохождения военной службы.
Тщательно исследовав обстоятельства дела, оценив их по правилам статьи 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчики и их несовершеннолетний ребенок подлежат выселению из служебного помещения без предоставления другого жилья.
Довод кассационной жалобы Елисеева А.А. о том, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, он имеет право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с проживанием в закрытом военном городке, нельзя признать обоснованным.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года № 80.
Согласно пункту данной 28 Инструкции, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
В силу пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для участия в подпрограмме военнослужащие, указанные в пункте 5 Правил, подают в воинские части, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, наряду с другими документами, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Таким образом, условием получения государственного жилищного сертификата является включение в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Доказательств того, что Елисеев А.А. и члены его семьи признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) ответчиками в суд не представлено.
При этом, как следует из протокола судебного заседания от 25 марта 2010 года, судом предлагалось Елисееву А.А. предъявить в суд необходимые документы, в связи с чем, судебное заседание было отложено на 23 апреля 2010 года. При рассмотрении дела по существу таких доказательств ответчиками в суд не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда об удовлетворении иска соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Решение принято с правильным применением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 362 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда города Мурманска от 23 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Елисеева А.А. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: