Право на получение жилищной субсидии



Судья Свиродова Ж.А. № 33-1687

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 30 июня 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Симакова А.В.

cудей

Перминовой С.В.

Кузнецовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мустафина Р.Р. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии,

по кассационной жалобе представителя Мустафина Р.Р. – Никулиной Н.В. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 20 апреля 2010 года, которым постановлено:

«Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области зарегистрировать и поставить на учет в качестве гражданина, имеющего права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Мустафина Р.Р., ... года рождения, в удовлетворении остальных части требований – отказать»,

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия

установила:

Мустафин P.P. обратился в суд с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии, мотивировав заявленное требование тем, что со дня своего рождения ... года постоянно проживает в Мурманской области, является инвалидом. В целях реализации своих прав на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» направил ответчику по почте 24 ноября 2009 года заявление и необходимые документы для постановки на учет. Уведомлением от 15 декабря 2009 года отказано Министерством строительства и территориального развития Мурманской области в постановке на учет в связи с неподтверждением факта его прибытия в районы Крайнего Севера ранее ... года.

Считая данный отказ незаконным, Мустафин Р.Р. просил суд обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить его на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета с ... года, завести учетное дело, занести его в список инвалидов * группы, инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера, а также в единый список граждан, имеющих право на социальную выплату, сформированный до 15 февраля 2010 года.

Дело рассмотрено в отсутствие Мустафина Р.Р., извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Мустафина Р.Р. – Никулина Н.В. настаивала на удовлетворении иска.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения о несогласии с иском, поскольку Мустафиным Р.Р. не подтвержден период его проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ... года по ... года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителя Мустафина Р.Р. – Никулина Н.В. просит решение суда отменить, принять новое решение о постанове истца на учет в 15-дневный срок со дня регистрации его заявления, но не позднее 15 декабря 2009 года. Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области завести учетное дело, занести Мустафина Р.Р. в список инвалидов * группы, инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера, а также в единый список граждан, имеющих право на социальную выплату, сформированный до 15 февраля 2010 года.

По мнению представителя Мустафина Р.Р. – Никулиной Н.В., суд нарушил нормы материального и процессуального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела. Ответчик в письменном уведомлении не указал, какие документы Мустафиным Р.Р. не были представлены, а отсутствие регистрации по месту жительства, не является ограничением прав граждан. Суд в решении не указал, по каким основаниям Мустафину Р.Р. отказано в удовлетворении остальных требований, не указано в решении, с какого времени истец должен быть поставлен на учет.

Мустафин Р.Р., его представитель Никулина Н.В. и представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, что в силу части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решение суда.

Суд правильно установил обстоятельства дела, к возникшим отношениям надлежащим образом применил нормы материального права.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

На основании статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет не менее 15 календарных лет.

В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпункт «з» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан, на участие в подпрограмме.

Пунктом 6 Правил установлено, что участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 9 Положения установлен перечень документов для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, предоставляемых в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из содержания статей 2 и 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при постановке на учет должны представить документы, подтверждающие время их рождения и проживания в указанных районах и местностях.

Судом установлено, что Мустафин Р.Р., ... года рождения, родился в городе ... Мурманской области и является инвалидом с детства, что подтверждено материалами дела.

Со дня рождения у истца отсутствовала регистрация по месту жительства. Впервые истец зарегистрирован ... года по адресу: п. ... Мурманской области дом ... квартира ..., а с ... года по настоящее время зарегистрирован в городе ....

Обсуждая заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, истец, являясь инвалидом с детства, имел право быть постановленным на учет на получение социальной выплаты при условии документального подтверждения факта его рождения и времени проживания со дня рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом суд правильно руководствовался статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, которой предусмотрено, что инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Устанавливая условия предоставления социальной выплаты, выделяемой за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, федеральное законодательство ограничило круг лиц, имеющих право на получение финансовой поддержки государства, предусмотрев ряд условий, которые подлежали соблюдению.

В связи с отсутствием у истца документов, подтверждающих факт его проживания со дня рождения в районах Крайнего Севера, вопрос о праве истца на постановку на учет гражданин, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья разрешен при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о постановке истца на учет срок со дня регистрации его заявления, но не позднее 15 декабря 2009 года и включении истца в единый список граждан, имеющих право на социальную выплату, сформированный до 15 февраля 2010 года, нельзя признать обоснованными.

Таким образом, решение суда является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Решение вынесено судом с правильным применением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 362 и 364 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 20 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мустафина Р.Р. – Никулиной Н.В. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: