о взыскании материального ущерба



Судья – Княжеская Т.А. Дело 33-1859

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 14 июля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Кузнецовой Т.А.

Самойленко В.Г.

при секретаре Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Грязнова Д.Г.к ООО "***" о взыскании материального ущерба, причиненного пожаром, и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Грязнова Д.Г. на решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 07 июня 2010 года которым постановлено:

«В иске Грязнову Д.Г.к ООО "***" о взыскании материаль­ного ущерба, причиненного пожаром, и компенсации морального вреда -отказать. Взыскать с Грязнова Д.Г. в пользу ООО "***" расходы по оплате услуг эксперта в сумме *** рублей.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В., объяснения представителя Грязнова Д.Г. Горнаева А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя ООО "***" Башинской Н.Б., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

УСТАНОВИЛА

Грязнов Д.Г. обратился в суд с иском к ООО "***" о взыскании материального ущерба, причиненного пожаром, и компенсации морального вреда, указав в обоснование, что ... 2008 года между ним и ответчиком был заключен договор на сервисное обслужива­ние автомобиля "***", государственный регистрационный знак *** RUS Согласно указанному договору, ответчик также выступал в качестве продавца приобретенного им автомобиля, стоимостью *** рублей. Кроме того, за предпродажную подготовку автомобиля им было уплачено ответчику *** рублей. В соответствии с условия­ми договора на сервисное обслуживание, плановое техобслуживание его автомобиля было проведено ... 2009 года в "***", расположенном по адресу: город Мурманск, ***, что подтверждается отметкой в гарантийном свидетельстве. ... 2010 года, около 14.00 часов он обнаружил, что в его автомобиле неисправен привод крышки омывателя левой фары (крышка омывателя не закрывалась до конца). Около 21 часа 10 минут он приехал из города Мурманска в поселок Шонгуй и поставил автомобиль в гараж. Электричество в гараже было отключено при помощи рубильника, который располагался в средней части дальней стены гаража. В 22 часа 15 минут ему позвонил сосед по подъезду и сообщил, что за гаражом что-то горит. Открыв ворота гаража, он обнаружил, что гараж полностью заполнен едким дымом. В районе моторного отсе­ка автомобиля виднелись проблески огня. Согласно заключе­нию по причине возникновения пожара, происшедшего ... 2010 года в строении гаража По адресу: *** Мурманской области, *** между домами № ***, очаг пожара располагался в моторном отсеке автомобиля, при­чиной пожара явилась неисправность систем, механизмов и узлов транспортного средства. Как ему стало известно, ООО "***" в городе Мурманске не является авторизованным ди­лером компании "***". Также, по сообщению ООО "***", на территории Мурманской области отсутствуют авторизованные дилерские центры "***". Обслуживание только у официального дилера "***" является обязательным требованием условия гарантии на автомобиль, гарантия "***" не распространяется на ремонт, выполненный не дилером. О данном факте ответчиком он не был поставлен в известность," Просит расторгнуть договор на сервисное обслуживание авто­мобиля "***" от ... 2008 года, заключенный между ним и ответчи­ком, взыскать с ответчика стоимость уничтоженного в результате пожара автомобиля в сумме *** рублей, стоимость уничтоженного в результате пожара имущества - перфоратора "РВЫ 180 RE", стоимостью ***рубля ** копеек; дисковой пилы "GKC 66 СЕ", стоимостью *** рубль, углошлифовальной машины "PWS 6-115", стоимостью ***рубля ** копеек, моральный вред в размере *** рублей, и расходы по оплате госпошлины в сумме *** рублей ** копеек.

Истец Грязнов Д.Г. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании иско­вые требования уточнил, просит взыскать с ответчика стоимость уничтоженного пожаром ав­томобиля в размере *** рублей, стоимость уничтоженного имущества - дисковой пилы, углошлифовальной машины и перфоратора в общем размере *** рублей ** копеек, компен­сацию морального вреда в сумме *** рублей и расходы по госпошлине в сумме *** руб­лей ** копеек.

В судебном заседании представитель истца Горнаев А.И. исковые требования поддер­жал, пояснив при этом, что не согласен с выводом эксперта ГУ "Судебно-экспертное учрежде­ние федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по Мур­манской области" о причинах пожара в гараже истца и месте его первичного возгорания.

Представитель ответчика Башинская Н.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражения в письменном виде, пояснив при этом, что возгорание авто­мобиля истца произошло не в результате неправильной установки автосигнализации, а в ре­зультате аварийной работы электрооборудования в его гараже. В случае отказа истцу в иске, просит взыскать с ответчика расходы по оплате услуг эксперта, проводившего пожарно-техническую экспертизу, в сумме **руб.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Грязнов Д.Г. просит отменить решение суда т.к. судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. При вынесении решения по делу суд неправильно оценил обстоятельства имеющие значение для дела и вынес незаконное и необоснованное решение.

По определению суда была назначена пожарно-техническая экспертиза в ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Мурманской области».

Выводы эксперта по первому вопросу приведенные в заключении неверны и необоснованны. В описании о распространении огня во внутрь салона за счет кондуктивного перегрева несостоятельны, так как на самой перегородке явных следов явного перегрева не обнаружено. Кроме этого в экспертном заключении отсутствуют фотографии моторного отсека. Из этого можно сделать вывод, что эксперт делает неправильные выводы.

В исследовании по второму вопросу, что явилось причиной возникновения пожара, эксперт описывает, чаще всего, место расположения очага пожара связывается с местом наибольших термических повреждений. Однако окончательный вывод по очагу пожара можно сделать только по совокупности целого ряда данных, полученных в результате анализа термических повреждений, в сопоставлении с данными о динамике пожара и размещения материалов пожарной нагрузки, а также данных, содержащихся в показаниях участников тушения, очевидцев происшествия пожара и других свидетелей.

По мнению эксперта на основании анализа термических повреждений очаг пожара (место первоначального возгорания горения) находился в объеме гаража в дальней левой части.

По второму вопросу, какова причина возникновения пожара. Эксперт делает вывод, что причиной возникновения пожара (возгорания) явились тепловые проявления электрического тока, вызванные аварийным режимом работы электрооборудования. И этот вывод ничем не доказан. Установлено, что гараж был обесточен.

Суд рассматривая иск не обратил должного внимания, на тот факт, что на автомобиле «***» была установлена сигнализация, с грубейшими нарушении схемы подключения.

В судебном решении указано, что каких-либо доказательств, опровергающих доводы, изложенные в заключении эксперта сторонами суду представлено не было, как не было и оснований для назначения повторной пожарно-технической экспертизы.

Ни одного ходатайства о вызове и допросе специалиста со стороны истца судом удовлетворены не были. В экспертном государственном учреждении по Мурманской области комплексная экспертиза не может быть проведена по причине отсутствия специалистов. Суд необоснованно отказал истцу в назначении комплексной экспертизы в аналогичном экспертном учреждении в г. Санкт-Петербурге, которая могла иметь правильное значение для исхода дела.

Судом были нарушены права и обязанности истца и его представителя.

Ответчиком не выполнены условия потребителя в период гарантийного срока обслуживания автомобиля установленного заводом-изготовителем.

Кроме этого судом не удовлетворено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с его заболеванием. По состоянию здоровья он не мог принять участие в суде и высказать свое мнение по существу иска.

На основании изложенного кассатор просит отменить решение Первомайского районного суда г. Мурманска по делу № 2-733/2010 от 07 июня 2010 года полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание Грязнова Д.Г. т.к. о дате и месте рассмотрения дела он извещен, в силу ст.354 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 4 ФЗ "О защите прав потребителей" № 229-ФЗ от 07 февраля 1992 года, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (ис­полнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответст­вующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (ра­бота, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 7 ФЗ "О защите прав потребителей" № 229-ФЗ от 07 февраля 1992 года, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоро­вья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Тре­бования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здо­ровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в тече­ние установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполни­тель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспе­чения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 на­стоящего Закона.

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ "О защите прав потребителей" № 229-ФЗ от 07 февраля 1992 го­да, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктив­ных, производственных, рецептурных или и иных недостатков товара (работы, услуги), подле­жит возмещению в полном объеме.

Согласно ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, граж­дане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 18 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­ям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года, работники ор­ганизаций, а также граждане должны соблюдать на производстве и в быту требования пожар­ной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из положений ст. 56 ГПК РФ в силу которой стороны обязаны доказать суду те обстоятельства на которые они ссылаются в обоснование своих доводов и возражений.

Заслушав стороны, допросив экспертов, изучив материалы дела, материалы проверки ОГПН Кольского района по факту пожара, суд полагает исковые требования истца не подле­жащими удовлетворению поскольку истцом не представлено достаточных доказательств того, что причиной пожа­ра, уничтожившего принадлежащее истцу имущество, явилось неправильное подключение ус­тановленной ответчиком автомобильной сигнализации, в результате чего произошло короткое замыкание в цепях автомобильной электропроводки, которое и вызвало его возгорание.

При этом суд обоснованно принял во внимание заключение эксперта ГУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по Мурман­ской области" № 09-10 от 13 мая 2010 года, в соответствии с которым очаг пожара (место первоначального возникнове­ния горения) находился в объеме гаража в дальней левой части. Причиной возникновения по­жара (возгорания) явились тепловые проявления электрического тока, вызванные аварийным режимом работы электрооборудования гаража (электротехнических приборов, электропрово­док и устройств).

Как следует из показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства эксперта ГУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная по­жарная лаборатория по Мурманской области" С., очаг возгорания располагался в левой дальней части гаража истца, практически полностью уничтоженной огнем. Об этом так­же свидетельствуют очаговый конус, расположенный на стене соседнего со сгоревшим гаража. Причиной возникновения пожара явилась аварийная работа электрооборудования гаража, по­скольку при осмотре места происшествия были обнаружен электрический выключатель с при­знаками аварийной работы, что свидетельствует о том, что гараж обесточен не был.

В протоко­ле осмотра места происшествия аварийного режима работы автомобиля обнаружено не было, не было его обнаружено и в ходе осмотра автомобиля, проведенного им лично. На проводах охранной сигнализации, представленных на экспертизу, отсутствуют признаки аварийного ре­жима работы, и имеющиеся на нем повреждения изоляционного слоя с внешней стороны сви­детельствуют о высокотемпературном воздействии извне. Кроме того, характер повреждений автомобиля также говорит о том, что очаг возгорания возник не под капотом автомобиля, а вне его, в противном случае, огонь бы в первую очередь двинулся в салон автомобиля, повредил панель приборов, коврики и навесное оборудование, в то время как резиновый коврики в авто­мобиле целые, повреждены только верхние накладки боковых панелей, верхняя часть передних сидений и оплетка руля в верхней его части.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что причиной возникновения по­жара в гараже истца, уничтожившего принадлежащее ему имущество, явилась халатность са­мого истца, выразившаяся в несоблюдении требовании пожарной безопасности, а именно, в ненадлежащем содержании электрооборудования гаража.

Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.

Так в частности проверяя доводы истца относительно необоснованности выводов эксперта, суд правомерно не принял их во внимание т.к. не доверять заключению эксперта ГУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по Мурманской области" у суда оснований не имелось, поскольку он имеет свидетельство на право самостоятельного про­изводства пожарно-технической экспертизы по специализации "Реконструкция процесса воз­никновения и развития пожара", выданное Исследовательским центром экспертизы пожаров ФГУ ВНИИПО МЧС России, имеет высшее образование по квалификации "Инженер" по спе­циальности "Пожарная безопасность".

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы, изложенные в заключении эксперта С., а также доказательств, дающих основания не доверять выводам эксперта, сторонами суду также не представлено, как не было и оснований для назначения по гра­жданскому делу повторной пожарно-технической экспертизы.

Подтверждением выводов эксперта С., о причинах возникновения пожара явились, как правильно указывает суд, также показания самого истца, пояснившего суду, что принадлежащий ему гараж ни где не зарегистрирован, в эксплуатацию соответствующими органами не принимался, злектропроводку в гараже ему делал электрик ЖЭУ в частном порядке и акт приемки гаража на Предмет пожарной безопасности у него отсутствует.

Ссылки кассатора на то, что несмотря на его болезнь суд рассмотрел дело в его отсутствие на правильность вынесенного судом решения не влияют т.к. при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие. Поскольку кассатором не были представлены суду доказательства невозможности его явки в судебное заседание по состоянию здоровья (нахождение в стационаре) суд правомерно признал причину неявки неуважительной и рассмотрел дело.

Вопрос о судебных расходах разрешен судом в соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 07 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи