Судья - Беляева В.В. | № 33-2859 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 17 ноября 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Прокопенко Н.Б. |
судей | Сергус Г.В. |
Синицы А.П. | |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кононовой Е.И. к Военному комиссариату Мурманской области о признании незаконных действий по изменению размера должностного оклада, взыскании недополученных сумм заработной платы, оспаривании дополнительного соглашения об изменении размера должностного оклада к трудовому договору по кассационной жалобе Кононовой Е.И. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 октября 2010 года, по которому постановлено:
«Кононовой Е.И. в иске к Военному комиссариату Мурманской области о признании незаконных действий по изменению размера должностного оклада, взыскании недополученных сумм заработной платы, оспаривании дополнительного соглашения об изменении размера должностного оклада от ... года к трудовому договору № ... от ... года - отказать».
Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Кононова Е.И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о признании незаконных действий по изменению размера должностного оклада, взыскании недополученных сумм заработной платы.
В обоснование иска истец указала, что с ... года по ... года она работала в «...», с ... года по ... года в «...», с ... года по настоящее время она работает в «Отделе Военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной» в должности ...
... года она была уведомлена о предстоящем изменении условий трудового договора в соответствии с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ и установлении должностного оклада в размере ... рублей по позиции ... военного комиссариата муниципального 1 разряда.
Считает указанные действия ответчика неправомерными, поскольку размеры должностных окладов гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ, утверждены приказом Министра Обороны от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в ВС РФ постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583». После оптимизации структуры военных комиссариатов изменения в данный приказ не вносились.
Кроме того, наименование должности начальника отделения в штатном расписании, а также объем, сложность и количество должностных обязанностей не менялись.
На основании изложенного, истец просила признать действия Военного комиссариата Мурманской области незаконными, обязать ответчика установить ей должностной оклад и производить расчет заработной платы в размере ... рублей, а также взыскать разницу между окладами в сумме ... рублей ... копеек.
Впоследствии истец увеличила исковые требования, просила признать действия Военного комиссариата Мурманской области по изменению размера должностного оклада незаконным, взыскать недополученных суммы заработной платы за период с ... года по ... года, признать незаконным дополнительное соглашение об изменении размера должностного оклада от ... года к трудовому договору № ... от ... года. Указала, что приказом военного комиссара Мурманской области № ... от ... года ей, как начальнику отделения (социального и пенсионного обеспечения) отдела (военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной) установлен должностной оклад в размере ... руб. Дополнительное соглашение было подписано ею недобровольно, в связи с угрозой работодателя об увольнении. Кроме того, указанное дополнительное соглашение не соответствует приказу Министра Обороны от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в ВС РФ постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583».
В судебном заседании Кононова Е.И. иск поддержала.
Представитель ответчика Лешко Т.Б. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Кононова Е.И. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым заявленные ею исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Приводит доводы о том, что при вынесении решения, суд не учел тот факт, что должности начальников финансово-экономического, финансово-хозяйственного и др. отделений, в том числе социального и пенсионного обеспечения, а также центры социального обеспечения в виду важности и ответственности выполняемых обязанностей, выделены в отдельную категорию по сравнению с другими начальниками отделений, входящими в структуру военных комиссариатов.
Указывает на то, что таблица 42 приложение № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 05 мая 2009 года за № 333 «О внесении изменений в приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555» содержит перечень должностных окладов гражданского персонала военных комиссариатов, а не отделов военных комиссариатов субъекта.
Считает, что письмо Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 19 февраля 2010 года носит рекомендательный характер и не содержит в себе норм права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истица Кононова Е.И., представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области, которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договоров в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Как видно из материалов дела, Кононова Е.И. работала с ... года по ... года в «...», с ... года по ... года в «...».
С ... года по настоящее время в «Отделе Военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной» истец работает в должности ..., о чем свидетельствует выписка из приказа Военного комиссариата ОВК города Североморска № ... от ... года.
Оплата труда гражданскому персоналу бюджетных организаций Министерства обороны РФ производится на основании Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583».
Приказом военного комиссара городов Североморск и Островной Мурманской области № ... от ... года, в соответствии с приказом № 333 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года №555», с ... года ... установлен размер должностного оклада ... рублей.
... года на основании Директивы Министра обороны РФ от 29.08.2009 г. № Д-79дсп, военный комиссариат городов Североморск и Островной был реорганизован, путем присоединения к военному комиссариату Мурманской области, в отдел военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной.
Согласно штату № ... военного комиссариата субъекта Российской Федерации (Мурманской области, 3 разряда), утвержденного начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации М. ... года, основное подразделение военного комиссариата МО - отдел (военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной, муниципальный - 1 разряда, дислокация - г. Североморск). При этом установлено, что должностной оклад ... определяется по должности военного комиссара в зависимости от установленного отделу
разряда.
Таблица 42 приложение № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 05 мая 2009 года за № 333 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555» содержит перечень должностных окладов гражданского персонала военных комиссариатов, в том числе, должностной оклад по должности ... военного комиссариата муниципального 1 разряда к которой относится и должность, занимаемая Кононовой Е.И. - ... составляет ... рублей.
Согласно письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ № 182/2/1/257 от 19.02.2010 года должностные оклады начальникам отделений (в т.ч. социального и пенсионного обеспечения) (входящих в состава отделов) следует устанавливать по позиции «Начальник отделения (входящего в состав отдела, пункта (сборного)», что соответствует также размеру должностного оклада по позиции должности, занимаемой истцом, установленного Приказом Министра обороны РФ от 05.05.2009 №333.
В связи с приведением должностных окладов работников в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, работодатель в лице начальника отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной, руководствуясь статьей 74 Трудового кодекса РФ, ... года уведомил надлежащим образом истца о предстоящем изменении условий трудового договора, о чем свидетельствует соответствующая подпись Кононовой Е.И.
Приказом военного комиссариата Мурманской области № ... от ... года ... отдела (военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной) Кононовой И.Н. установлено должностной оклад в размере ... рублей.
... года в соответствии с положениями статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации между Военным комиссариатом Мурманской области» и Кононовой Е.И. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № ... от ... года об изменении размера должностного оклада, согласно которого истцу установлен должностной оклад в размере ... рублей.
Приказом военного комиссара Мурманской области № ... от ... года ... отдела (военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной) Кононовой Е.И. установлен с ... года должностной оклад в размере ... руб.
Довод истца о том, что подписание вышеуказанного дополнительного соглашения не было добровольным ее волеизъявлением, а произведено вынужденно, в связи с угрозой работодателя об увольнении, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку доказательств в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих вынужденность подписания данного документа, суду не предоставлено, и судом не добыто.
Телеграмма военного комиссара Мурманской области за № ... от ... года, адресованная всем начальникам отделов (ВКМО по муниципальным образованиям) по вопросу уменьшения должностных окладов начальников отделений (социального и пенсионного обеспечения), обоснованно не принята судом в качестве доказательства вынужденности подписания Кононовой Е.И. указанного дополнительного соглашения, поскольку изменение определенных сторонами условий трудового договора производится в порядке статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации и, в случае несогласия работника на изменение данных условий, работодателем прекращаются с ним трудовые отношения по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). Поэтому данная телеграмма не подтверждает факт отсутствия добровольного волеизъявления Кононовой Е.И. на подписание вышеназванного соглашения.
Иных доводов в обоснование вынужденности заключения с ответчиком дополнительного соглашения от ... года истец не приводила суду.
Суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что изменение условий трудового договора № ... от ... в части уменьшения должностного оклада истцу были произведены ответчиком в строгом соответствии с трудовым законодательством РФ, так как начисление заработной платы работнику исходя из размера должностного оклада, не установленного штатом военного комиссариата субъекта РФ, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному вывод о том, что нарушений действующего трудового законодательства Российской Федерации по изменению размера должностного оклада со стороны военного комиссариата Мурманской области не установлено, соответственно, основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконных действий по изменению размера должностного оклада, оспаривании дополнительного соглашения об изменении размера должностного оклада от ... года к трудовому договору № ... от ... года отсутствуют. Суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий по изменению размера должностного оклада, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании недополученных сумм заработной платы.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке представленных по делу доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, не имеется оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кононовой Е.И. – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |