об оспаривании решения



Судья - Беляева В.В.

№ 33-2791

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

10 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Сергус Г.В.

Синицы А.П.

с участием прокурора Мурманской

областной прокуратуры

Коньялыоглу И.Б.

при секретаре

Дундиной Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Быстроумовой Н.С. Ермиловой М.Т., Игнатьева Г.И., Куруч Р.Д. об оспаривании решения Совета Депутатов г. Мурманска от 06 августа 2010 года, решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от ... года по кассационной жалобе Быстроумовой Н.С., Ермиловой М.Т., Игнатьева Г.И., Куруч Р.Д. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 сентября 2010 года, по которому постановлено:

«Заявление Быстроумовой Н.С., Ермиловой М.Т., Игнатьева Г.И., Куруч Р.Д. об оспаривании решения Совета Депутатов г. Мурманска от 06 августа 2010 года, решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 09 августа 2010 года - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснение истцов Быстроумовой Н.С., Игнатьева Г.И., представителя истицы Куруч Р.Д. – Максимова И.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Совета депутатов города Мурманска Гавриловой М.Д., заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Быстроумова Н.С., Ермилова М.Т., Игнатьев Г.И., Куруч Р.Д. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Совета Депутатов г. Мурманска от 06 августа 2010 года, решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 09 августа 2010 года.

В обоснование заявленных требований указано, что заявители, являясь инициативной группой, созданной 17 июля 2010 года на собрании граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования г. Мурманск, обратились 19 июля 2010 года в Мурманскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации данной инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании г. Мурманск по вопросу «Считаете ли Вы необходимым сохранить конституционное право жителей города Мурманска на всеобщие прямые выборы главы муниципального образования город Мурманск путем тайного голосования».

Решением Комиссии от 28 июля 2010 года указанное обращение было направлено в Совет депутатов города Мурманска, который своим решением от 06 августа 2010 года признал вышеуказанный вопрос не отвечающим требованиям статьи 4 Закона Мурманской области «О местном референдуме». На основании чего, решением Комиссии было отказано заявителям в регистрации инициативной группы.

Заявители считают, что оспариваемые решения являются незаконными, поскольку вопрос о конституционных правах является вопросом местного значения. Указывают, что поправки в статью 40 Устава города Мурманска на момент проведения собрания инициативной группы и ее обращения по вопросу проведения референдума в территориальную избирательную комиссию, не были зарегистрированы в Минюсте РФ и не вступили в законную силу.

В судебном заседании заявители и представитель Игнатьева Г.И. – Максимов И.С. поддержали заявленные требования.

Представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии - Виденеева С.Ю. и представитель Совета Депутатов города Мурманска - Гаврилова М.Д. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Быстроумова Н.С., Ермилова М.Т., Игнатьев Г.И., Куруч Р.Д. просят отменить решение суда и принять новое решение, которым заявление о защите прав граждан на участие в референдуме, удовлетворить в полном объеме.

Ссылаясь, на нарушение судом норм материального права, в основном приводят доводы, послужившие основанием для обращения в суд.

В возражениях на кассационную жалобу Совет депутатов города Мурманска просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истица Куруч Р.Д., Ермилова М.Т., представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии, которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132(часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находится, в том числе, вопрос защиты прав и свобод человека и гражданина.

Соответственно, решение вопросов сохранения и защиты установленных прав и свобод граждан является исключительной прерогативой органов государственной власти, а не органов самоуправления.

Федеральным законом от 09.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ) закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местной самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнения в настоящий федеральный закон.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 23.06.2005 №640-01-ЗМО «О местном референдуме» на референдум могут быть внесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства РФ, вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на местный (городской) референдум, а именно: «Считаете ли Вы необходимым сохранить конституционное право жителей города Мурманска на всеобщие прямые выборы главы муниципального образования города Мурманска путем тайного голосования», не отвечает требованиям статьи 4 Закона «О местном референдуме», так как не относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 23 Закона Мурманской области «О местном референдуме», в случае отказа в регистрации инициативной группы лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, выдается решение представительного органа муниципального образования, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня принятия данного решения.

В соответствии со статьей 38 Устава муниципального образования города Мурманск, Совет депутатов города Мурманска по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения - нормативные и иные ненормативные акты.

Согласно статье 51 Регламента Совета депутатов города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 08.10.2007 №40-491, установлено, что копии проектов решений направляются для предварительного рассмотрения, подготовки заключения (решений) или предложений о дальнейшей работе над ними в постоянные комиссии и (или) главе муниципального образования.

Как видно из материалов дела, собранием граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования город Мурманск от 17.07.2010 года принято решение о назначении Быстроумовой Н.С., Ермиловой М.Т., Игнатьева Г.И.. Куруч Р.Д. уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании город Мурманск.

19.07.2010 года инициативная группа обратилась с ходатайством по проведению референдума в Мурманскую территориальную избирательную комиссию.

28 июля 2010 года избирательная комиссия на своем заседании рассмотрела ходатайство и установив, что ходатайство и документы соответствуют требованиям Закона Мурманской области «О местном референдуме» и в соответствии со статьей 23 данного Закона приняла решение о направлении ходатайства и прилагаемые к нему документы в Совет депутатов города Мурманска.

Ходатайство и документы инициативной группы по проведению референдума, а также копия решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от ... «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании города Мурманск» поступили в Совет депутатов города Мурманска ... года входящий №....

Постоянной комиссией Совета депутатов города Мурманска по нормативному регулированию и контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления были направлены указанные материалы, предложенный проект решения Совета депутатов города Мурманска «О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на местный (городской) референдум, требованием статьи 4 Закона Мурманской области от 23.06.2005 №640-01-ЗМО «О местном референдуме» на заседание Совета депутатов города Мурманска для рассмотрения (решение постоянной комиссии от 03.08.2010 №13-1).

На внеочередном двадцать пятом заседании Совета депутатов города Мурманска принято решение от 06.08.2010 №25-256 «О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на местный (городской) референдум, требования статьи 4 закона Мурманской области от 23.06.2005 №640-01-ЗМО «О местном референдуме», которое опубликовано в официальном печатном издании газете «Вечерний Мурманск» 07.08.2010 года и вступило в законную силу.

09 августа 2010 года в избирательную комиссию поступило решение Совета Депутатов города Мурманска от 06.08.2010 № 25-256 «О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на местный (городской) референдум, требованиям статьи 4 Закона Мурманской области «О местном референдуме», на основании которого в тот же день Мурманской территориальной избирательной комиссией принято решение № ... об отказе в регистрации инициативной группы в соответствии со статьей 23 указанного Закона.

Обсуждая вопрос о законности оспариваемых решений, суд обоснованно исходил из того, что перечень вопросов местного значения городского округа установлен статьей 16 федерального закона № 131-ФЗ, а также статей 13 Устава муниципального образования город Мурманск, который, согласно конструкции правовых норм, является исчерпывающим.

Указанными нормами решение вопроса о конституционных правах граждан или их сохранении, не отнесено к вопросам местного значения.

Изменения в Устав муниципального образования город Мурманск, утвержденный решением Совета депутатов города Мурманска от 16.07.2010 №24-254 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Мурманск, утвержденный решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 №20-235 (с изменениями и дополнениями от 31.05.2006 №23-263, от 05.10.2006 №24-298), с последующими изменениями, внесенными решениями Совета депутатов города Мурманска от 13.11.2007 №43-529, от 03.04.2008 №48-588, от 03.06.2009 №5-57 и от 04.02.2010 №15-202» (далее - решение Совета депутатов №24-254), в том числе и в части изменения статьи 40 Устава муниципального образования город Мурманск, были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 28 июля 2010 года с присвоением регистрационного № ....

Решение Совета депутатов №... опубликовано в официальном печатном издании газете «Вечерний Мурманск» и вступило в законную силу ... года.

Суд правильно исходил из того, что согласно требованиям пункта 5 статьи 4 закона Мурманской области от 23.06.2005 №640-01-ЗМО «О местном референдуме» вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ.

Вместе с тем, анализ вопроса, который инициативная группа граждан просила вынести на референдум, позволил сделать суду правильный вывод о том, что вопрос не соответствует указанным требованиям Закона.

Совет депутатов города Мурманска, при принятии оспариваемого решения, руководствовался Уставом муниципального образования город Мурманск, в редакции решения Совета депутатов №..., вступившей в законную силу и правомерно указал в оспариваемом решении, что в связи с отсутствием в настоящий момент нормы права, определяющей прямые выборы главы муниципального образования город Мурманск путем тайного голосования, говорить о сохранении этого права предоставляется нецелесообразным, так как не исключает возможность его множественного толкования.

Установив изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Совет депутатов города Мурманска, руководствуясь требованиями действующего законодательства Российской Федерации и установив при принятии оспариваемого решения, что вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на местный (городской) референдум: «Считаете ли Вы необходимым сохранить конституционное право жителей города Мурманска на всеобщие прямые выборы главы муниципального образования города Мурманска путем тайного голосования», не отвечает требованиям статьи 4 Закона «О местном референдуме», правомерно вынес решение от 06 августа 2010 года, которое является законным и обоснованным.

Поскольку 09 августа 2010 года в избирательную комиссию поступило решение Совета депутатов города Мурманска от 06.08.2010 года, то решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 09.08.2010 года за № ... было правомерно отказано в регистрации инициативной группы граждан по проведению местного (городского) референдума.

С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Быстроумовой Н.С., Ермиловой М.Т., Игнатьевым Г.И., Куруч Р.Д.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, регламентирующих спорное правоотношение, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 сентября 2010 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Быстроумовой Н.С., Ермиловой М.Т., Игнатьева Г.И., Куруч Р.Д. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: