о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения



Судья Фёдорова И.А.

№ 33-2159

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

18 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатенко Т.А.

судей

Сергус Г.В.

Синицы А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Отдела образования администрации Кольского района и Степанищевой О.Г. к администрации городского поселения Мурмаши и администрации Кольского района о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения по кассационной жалобе представителя администрации Кольского района Рудакова А.Н. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 05 июля 2010 года, по которому постановлено:

«Обязать администрацию Кольского района в срок до 01 октября 2010 года провести ремонт жилого помещения, закрепленного за Степанищевой О.Г., расположенного по адресу: пос. ..., ул. ... д. ..., кв. ....

Отделу образования администрации Кольского района, Степанищевой О.Г. в иске к администрации городского поседения Мурмаши отказать».

Заслушав доклад судьи Сергус Г.В., Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Отдел образования администрации Кольского района обратился в суд с иском в интересах Степанищевой О.Г. к администрации г.п. Мурмаши о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Степанищева О.Г. относится к категории лиц ..., имеет закрепленное жилое помещение ... квартиру ... в доме ... по ул. ... в пос. ... района.

В ... года Спетанищева О.Г. обратилась в Отдел образования по вопросу предоставления жилья либо проведению ремонта закрепленного жилого помещения. На основании данного заявления Степанищева О.Г. была включена в список лиц, которым необходимо произвести ремонт закрепленного жилья в 2009 году.

Однако до настоящего времени ответчиком - администрацией г.п. Мурмаши каких-либо мер по ремонту жилого помещения не предпринято, несмотря на то, что ответчик является собственником жилого помещения и в силу ст. 30 ЖК РФ и 210 ГК РФ обязан нести расходы по содержанию жилья, находящегося в собственности.

С учетом этого отдел образования просил обязать администрацию г.п. Мурмаши в срок до 01 июня 2010 года провести ремонт жилого помещения, закрепленного за Степанищевой О.Г., расположенного по адресу: пос. ....

В судебном заседании представитель Отдела образования администрации Кольского района Щекина И.В. поддержала исковые требования.

Истица Степанищева О.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика администрации г.п. Мурмаши Ляшко Д.З. в судебном заседании считал обоснованными требования о проведении ремонта жилого помещения, закрепленного за Степанищевой О.Г. надлежащим ответчиком считал администрацию Кольского района, поскольку обеспечение ..., жилым помещением, сохранение его – это дополнительная гарантия по социальной поддержке данной категории граждан. Государственными полномочиями по обеспечению дополнительных гарантий наделено муниципальное образование Кольский район.

Представитель соответчика администрации Кольский район Рудаков А.Н. в судебном заседании также полагал, что требования о проведении ремонта жилого помещения являются законными. Надлежащим ответчиком считал администрацию г.п. Мурмаши, поскольку государственные полномочия по осуществлению ремонта жилого помещения, закрепленного за ..., муниципальному образованию Кольский район не передавались, финансирование данных полномочий также не предусмотрено.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом представителя третьего лица - Министерства образования и науки Мурманской области, который в отзыве на иск указал на обязанность органов местного самоуправления со статусом городского округа и муниципального района по принятию нормативно-правовых актов, утверждающих порядок проведения мероприятий по ремонту жилых помещений лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации Кольского района Рудаков А.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Считает, что выводы суда основаны не на нормах законов, а на нормах подзаконных нормативных актов, в то время как подлежащие применению законы регулируют рассматриваемый вопрос иначе, чем подзаконные акты.

Ссылается на то, что решение органа опеки о закреплении жилого помещения за Степанищевой О.Г., не освобождает органы местного самоуправления поселения Мурмаши от предусмотренной п.п.9 п.1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ обязанности осуществлять контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и своевременно принимать соответствующие меры по недопущению нарушения жилищного законодательства.

Администрацией городского поселения Мурмаши при обращении в суд с иском о выселении из квартиры С. не были предъявлены требования к виновному лицу о приведении жилого помещения в надлежащее состояние.

Решением суда на администрацию МО Кольский район возложена обязанность по устранению последствий незаконного бездействия со стороны администрации г.п. Мурмаши.

Кроме того, суд не учел, что постановление администрации Кольского района от 20.05.2005 года № 246 принято до вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть до начала административной реформы. Из компетенции администрации МО Кольский район полномочия по проведению ремонта и подготовке жилого помещения исключены.

Суд не применил к спорным правоотношениям нормы Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, определяющие вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществления указанными органами данных полномочий. Считает, что решение принято в нарушение статьи 132 Конституции Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца – Отдела образования МО Кольский район, истица Степанищева О.Г., представители ответчика администрации г.п. Мурмаши и администрации МО Кольский район, представителя третьего лица - Министерства образования и науки Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения проверена в пределах доводов кассационной жалобы.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

По делу установлено, что Степанищева О.Г. по постановлению администрации Кольского района № * от ... года была помещена в детское госучреждение. Данным постановлением за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... (л.д. 30). С 2007 по 2009 год Степанищева О.Г. обучалась ***, в ... года вернулась к месту своего проживания.

Согласно акту обследования ... года данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта (л.д.33-34,37-38).

Данные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами.

Возлагая на администрацию МО Кольский район обязанность проведения ремонта жилого помещения, закрепленного за Степанищевой О.Г., суд исходил из следующего.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Степанищева О.Г., как относящаяся к категории лиц, из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет право на закрепленное за ней жилое помещение на весь период пребывания в образовательном учреждении.

В развитие положений ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. Законом Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон МО № 568-01-ЗМО) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Правительством Мурманской области (п.2 ст. 4 Закона).

Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП утвержден Порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.п. 4.4 п. 4 Постановления № 46-ПП (в ред. от 12.05.2009 года) органы местного самоуправления организуют мероприятия по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, в том числе обеспечивают проведение необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведенными выше нормативно-правовыми актами гарантирована мера социальной поддержки, в виде обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем и проведения ремонта, закрепленного за указанной категорией лиц, жилого помещения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона МО № 568-01-ЗМО дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся (обучающихся и (или) воспитывающихся) в муниципальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 настоящего Закона и иными законами Мурманской области обеспечиваются органами местного самоуправления Мурманской области.

Таким образом, в силу ст. 8 Закона Мурманской области № 568-01-ЗМО государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделено муниципальное образование Кольский район.

Муниципальное образование городское поселение Мурмаши такими полномочиями в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделялось, к вопросам местного значения поселения не относятся расходные обязательства на проведение необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению граждан из числа лиц указанной категории (ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

С учетом изложенного судом обоснованно не принят довод представителя администрации Кольского района о том, что государственные полномочия по осуществлению ремонта жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, муниципальному образованию Кольский район не передавались.

Кроме того, из материалов дела следует, что ... года Степанищева О.Г. обращалась в администрацию Кольского района с заявлением о проведении ремонта закрепленного за ней жилого помещения либо предоставить иное жилье в срок до окончания ***, а именно до ... года.

... года Отделом образования администрации МО Кольский район в адрес Степанищевой О.Г. сообщено о выполнении ремонта жилого помещения в 2009 году (л.д. 12). Письмом от ... года администрация МО г.п. Мурмаши указала ответственным по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, администрацию МО Кольский район (л.д.11).

На момент обращения Степанищевой О.Г. с данным заявлением и, соответственно возникновения спорных правоотношений, первоначальная редакция Постановления Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП «О порядоке обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривала, что органы местного самоуправления, принявшие решение о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевших жилое помещение, под опеку (попечительство) граждан, на воспитание в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают гарантию их права собственности и право пользования жилым помещением (п.2 Постановления), в том числе обеспечивают сохранность закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилого помещения; организуют проведение необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.п.2.2 и 2.7 Постановления).

По делу видно, что решение о передаче истицы на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято администрацией МО Кольского района в ... году.

Во исполнение вышеприведенного Постановления Правительства Мурманской области № 46-П администрацией Кольского района 20 мая 2005 года было утверждено Постановление «О порядке обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 5 указанного Постановления конкретизирован порядок осуществления ремонта жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В соответствии с п.п. 5.2 Постановления Отдел образования администрации муниципального образования "Кольский район":

- ежегодно к 15 июля составляет списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников образовательных учреждений, прибывающих к меступостоянного жительства в следующем календарном году, и направляет их в управления территориальными округами и МУ "ДЕЗ Кольского района" для определения финансовых расходов, требующихся на ремонт жилых помещений;

- ежегодно к 1 марта корректирует и уточняет списки детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников образовательных учреждений, прибывающих к месту постоянного жительства в текущем календарном году, и направляет их в управления территориальными округами и в МУ"ДЕЗ Кольского района"для осуществления и проведения ремонта;

- заключает договоры с подрядными организациями на ремонт жилых помещений и производит оплату стоимости выполненных ремонтных работ за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета муниципального образования"Кольский район" Мурманской области;

- осуществляет контроль за проведением ремонтных работ в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансирование работ по ремонту жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования "Кольский район" Мурманской области на текущий год (п.п.5.6. Постановления).

Данное Постановление действовало в период возникновения у администрации Кольского района обязанности подготовить жилое помещение к заселению в него истицы, утратило силу только 19 октября 2009 года. Каких-либо мер по ремонту жилого помещения ответчиком администрацией МО Кольский район предпринято не было.

Таким образом, приведенные выше положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о том, что дополнительные меры социальной поддержки в виде ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должны обеспечиться администрацией МО Кольского района.

Доводы представителя администрации Кольского района о неправомерности и незаконности Постановления от 20 мая 2005 года № 246, обоснованно отвергнуты судом. Данное Постановление принято во исполнение Постановления Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП. В соответствии со ст. 10.1 Закона Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий самостоятельно организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий, и следовательно, имеют право на принятие муниципальных правовых актов, конкретизирующих порядок осуществления данных полномочий.

Отсутствие сведений о его опубликовании не дает оснований для освобождения администрации МО Кольский район о принятых обязанностях по ремонту жилых помещений детей-сирот.

Более того, данное Постановление от 20 мая 2005 года № 246 администрацией Кольского района фактически исполнялось. Отделом образования администрации МО Кольский район был составлен список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо провести ремонт закрепленного жилья в 2009 году. В данный список включена Степанищева О.Г. (л.д. 81), направлено информационное письмо в МУ «***» для составления сметы на ремонт жилого помещения. В ноябре 2009 года специалистом данного учреждения было проведено обследование жилого помещения (дело № 2-301/10 л.д. 12,13,17). Согласно сообщению начальника финансового отдела администрации Кольского района при составлении бюджета на 2008 - 2010 годы Отделом образования администрации Кольского района были предоставлены расчеты на ремонт помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В бюджете на указанные годы предусмотрены денежные средства по данной статье расходов (л.д.95). В2009 году был произведен ремонт жилых помещений, отнесенных к муниципальному жилищному фонду, лицам, указанным в списке, а именно М., Ф., С. и Щ.

Наличие договора социального найма жилого помещения от ... года наймодателя администрации МО г.п. Мурмаши и Степанищевой О.Г. не дает оснований для возложения на администрацию МО Мурмаши обязанность проведения ремонта жилого помещения, поскольку предусмотренная приведенными выше нормативными актами гарантия ремонта жилого помещения, закрепленного за Степанищевой О.Г., возлагается на администрацию Кольского района, как орган, наделенный государственными полномочиями по реализации дополнительных мер социальной поддержки детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Срок выполнения работ по ремонту жилья до 01 октября 2010 года определен судом с учетом обстоятельств настоящего дела и перечня необходимых ремонтных работ в спорном жилом помещении.

Мотивы принятого судом решения подробно приведены в нем и Судебная коллегия соглашается с ними, кассатором они не опровергнуты.

Содержащиеся в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к иной оценке обстоятельств дела и иному толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении суда основаниям.

Нарушений норм процессуального права, влекущего отмену судебного решения, по делу не установлено.

С учетом изложенного, Судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 05 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Кольского района Рудакова А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: