Судья Шитова Е.М. | № 33-2631 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 13 октября 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Прокопенко Н.Б. |
судей | Синицы А.П. |
Кузнецовой Т.А. | |
при секретаре | Жарко И.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Черепова В.А. к администрации муниципального образования ЗАТО Александровск об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,
по кассационной жалобе Черепова В.А. на решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 02 сентября 2010 года, по которому постановлено:
«Черепову В.А. в иске к администрации муниципального образования ЗАТО Александровск о включении периода работы в стаж муниципальной службы, установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии - отказать».
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения представителя администрации муниципального образования ЗАТО Александровск – Ямщикова А.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Черепов В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ЗАТО Александровск об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Заявленное требование мотивировал тем, что ... года он был освобожден от должности *** ЗАТО город ... в связи с досрочным прекращением полномочий по собственному желанию (выход на трудовую пенсию). Решением администрации ЗАТО город ... от ... года № * ему была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере * % месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы ... года ... месяцев ... дня, выплата указанной доплаты без законных оснований не производилась.
Распоряжением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от ... года № * ему, как лицу, замещавшему муниципальную должность ***, была установлена с ... 2010 года пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы ... лет ... месяцев ... дня, составляющая суммарно *% месячного денежного содержания, ранее изданное распоряжение признано утратившим силу.
По мнению Черепова В.А., установление ему пенсии за выслугу лет противоречит пункту 10 статьи 24 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области». Приведенной нормой предусмотрено, что пенсия за выслугу лет не назначается лицам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Мурманской области назначены иная пенсия за выслугу лет, или ежемесячная доплата к трудовой пенсии, или ежемесячное пожизненное содержание либо установлено дополнительное пожизненное материальное обеспечение.
В связи с этим, лица, замещающие муниципальные должности ***, имеющие необходимый стаж трудовой деятельности, определяемый в соответствии со статьей 25 Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области», имеют право либо на пенсию за выслугу лет либо на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. При выходе на трудовую пенсию ему была назначена ежемесячная доплата в соответствии с пунктом 3 статьи 37 данного Закона, а не пенсия за выслугу лет на основании пункта 4 статьи 24 Закона.
Кроме того, ответчиком незаконно исключен из стажа муниципальной службы период его работы в войсковой части *** на штатных, кроме рабочих, должностях с ... года по ... года, что составляет ... лет ... месяца ... дней, это противоречит статье 25 названного Закона.
Черепов В.А. просил суд обязать администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск установить ему с ... 2010 года ежемесячную доплату к трудовой пенсии, исходя из стажа муниципальной службы ... года ... месяцев ... дня, составляющую суммарно с учетом пенсии по старости * % месячного денежного содержания.
Черепов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Черепова В.А. – Сидельников А.Д. в судебном заседании уточнил заявленное требование, просил суд обязать администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск включить в стаж муниципальной службы период его работы в войсковой части *** с ... года по ... года, который составляет ... лет ... месяца ... дней и произвести перерасчет трудовой пенсии, начиная с ... 2010 года.
Представитель муниципального образования ЗАТО Александровск – Ямщиков А.А. иск не признал, считая, что Черепов В.А. в указанный период времени не являлся военнослужащим, поэтому данный стаж не подлежит включению в стаж муниципальной службы. Ссылаясь на статью 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пояснил, что приведенной нормой установлена взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы в части учета стажа государственной гражданской службы в стаж муниципальной службы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Черепов В.А. просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым его иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное истолкование закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился Черепов В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.
На основании части 1 статьи 24 указанного Федерального закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в стаж общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) (п. 1); муниципальных должностях (п. 2); государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации (п. 3); должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы) (п. 4); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (п. 5).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего (часть 3).
Статьей 5 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» установлена взаимосвязь путем учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», пенсия за выслугу лет назначается к трудовой (базовой и страховой частям) пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», и выплачивается независимо от получения накопительной части трудовой пенсии.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктами 2 – 4 данного Закона установлено, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего Мурманской области, исчисленному в соответствии со статьей 54 и пунктом 8 статьи 71 Закона Мурманской области «О государственной гражданской службе Мурманской области».
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, а также для осуществления единовременной компенсационной денежной выплаты в связи с выходом на трудовую пенсию помимо периодов работы (службы), включенных в стаж муниципальной службы в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, пунктом 2 статьи 37 настоящего Закона, включаются периоды работы (службы) на штатных, в том числе выборных, должностях, кроме рабочих:
1) в органах государственной власти и иных государственных органах Российской Федерации;
2) в органах государственной власти и иных государственных органах Мурманской области и других субъектов Российской Федерации;
3) в органах местного самоуправления, в том числе на территории бывшего СССР;
4) в органах государственной власти и управления бывшего СССР и бывших Союзных республик;
5) в органах прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах и судах;
6) в вооруженных силах бывшего СССР и Российской Федерации;
7) на постоянной (штатной) основе в органах КПСС до 14 марта 1990 года, профсоюзных органах и органах народного контроля до 31 декабря 1991 года, кроме должностей в парткомах и профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, а также для осуществления единовременной компенсационной денежной выплаты в связи с выходом на трудовую пенсию исчисляется на дату подачи заявления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» лица, замещающие муниципальные должности главы муниципального образования, имеют право на единовременную компенсационную денежную выплату при выходе на трудовую пенсию и право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, которые производятся (устанавливаются) в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Закона для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
Указанные лица имеют право на единовременную компенсационную денежную выплату при выходе на трудовую пенсию и право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, которые производятся (устанавливаются) в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Закона для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. При этом ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в размере 35 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего выборную муниципальную должность, с начисленным на него районным коэффициентом, определяемым муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, за вычетом базовой (без увеличения ее размера: на нетрудоспособных членов семьи; при ограничении способности к трудовой деятельности III степени; при достижении возраста 80 лет) и страховой частей трудовой пенсии, при стаже трудовой деятельности, определяемом в соответствии со статьей 25 настоящего Закона и пунктом 2 настоящей статьи, от 2 до 10 лет для женщин, замещавших муниципальные должности, от 2 до 12,5 лет для мужчин, замещавших муниципальные должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 2,2 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность, за каждый полный год трудового стажа свыше установленного стажа, при этом сумма ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с базовой (без увеличения ее размера: на нетрудоспособных членов семьи; при ограничении способности к трудовой деятельности III степени; при достижении возраста 80 лет) и страховой частями трудовой пенсии не может превышать 57 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность, с начисленным на него районным коэффициентом, определяемым муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. В случае если размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом, составит менее 500 рублей, ежемесячная доплата к трудовой пенсии назначается в размере 500 рублей. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при повышении месячного денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности по соответствующей муниципальной должности, или при изменении базовой (без увеличения ее размера: на нетрудоспособных членов семьи; при ограничении способности к трудовой деятельности III степени; при достижении возраста 80 лет) и страховой частей трудовой пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В случае если при перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ее размер составит менее 500 рублей, ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в размере 500 рублей. Перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором произошли соответствующие изменения.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от ... года № * истцу, замещавшему муниципальную должность ***, установлена с ... 2010 года пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы ... лет ... месяцев ... дня, составляющая суммарно *% месячного денежного содержания.
Размер пенсии за выслугу лет, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», за вычетом пенсии по старости, составил *** руб.* коп.
Этим же распоряжением отменено решение администрации муниципального образования ЗАТО город ... от ... 2009 года № *, которым истцу была установлена пенсия за выслугу лет из стажа муниципальной службы ... года ... месяцев ... дня в размере *% месячного денежного содержания.
Распоряжением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от ... года № * в стаж муниципальной службы не включен период работы истца в войсковой части *** с ... года по ... года, который составил ... лет ... месяца ... дней.
Обсуждая заявленное требование, суд обоснованно исходил из того, что включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормы федерального законодательства и законодательства Мурманской области о муниципальной службе не предусматривают возможность включения периода работы истца в войсковой части *** на должностях, не связанных с военной службой в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, в стаж муниципальной службы.
Судом дано правильное толкование пункта 3 статьи 25 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», устанавливающего правовое регулирование включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, иных периодов работы (службы) на штатных, в том числе, выборных должностях, кроме рабочих.
Как верно указал в решении суд, устанавливая конкретный перечень периодов трудовой деятельности, засчитываемых в стаж муниципальной службы, законодатель субъекта Российской Федерации одновременно указал на включение в данный стаж и периодов службы в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации. Понятия трудовой деятельности и службы не являются равнозначными.
При этом суд обоснованно сослался на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.
Статьей 6 названного Федерального закона дано понятие военной службы, как вида федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Тщательно исследовав обстоятельства дела, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, не соглашаться с правовой оценкой суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы кассационных жалоб направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене правильного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 02 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черепова В.А. – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: