Судья Веселкова Т.Г. | № 33-1813 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 14 июля 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Симакова А.В. |
судей | Самойленко В.Г. |
Кузнецовой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Черненькой Н.В. к войсковой части ** Мурманской области о признании права на получение полярной надбавки в полном размере и взыскании полярной надбавки за прошедший период по кассационной жалобе Черненькой Н. В. на решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 26 мая 2010 года, по которому постановлено:
«Исковое заявление Черненькой Н.В. к войсковой части ** Мурманской области о признании права на получение полярной надбавки в размере 80 % и взыскании полярной надбавки за прошедший период - удовлетворить частично.
Возложить на войсковую часть обязанность выплачивать Черненькой Н.В. процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%, начиная со дня вступления решения в законную силу.
Во взыскании с войсковой части ** Мурманской области суммы невыплаченных процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера за период с января 2010 года по апрель 2010 года включительно в размере ** - отказать.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Мурманской области возвратить Черненькой Н.В. излишне уплаченную госпошлину в сумме 200 рублей по квитанции от 25.03.2010 года».
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Черненькая Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней права с июня 1994 года на получение процентной надбавки к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера в полном размере 80 % и обязании командира войсковой части 10544 выплатить процентную надбавку в размере 80 % с января 2010 года.
В обоснование иска истица указала, что с 25.01.2010 года она работает лаборантом на ***, состоящей на финансовом обеспечении войсковой части ***. Процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера ей не выплачивается, в связи с чем, она обратилась к командиру войсковой части с заявлением о назначении процентной надбавки в размере 80%. В удовлетворении заявления было отказано.
Считая отказ командира войсковой части *** неправомерным, просила признать за ней право на получение процентной надбавки к заработной плате в полном размере 80%; обязать командира войсковой части *** начислить и выплатить процентную надбавку к зарплате в размере 80% с января 2010 года.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, уточнив их размер. Просила взыскать с ответчика неполученную процентную надбавку за период с момента трудоустройства в размере *** руб.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Черненькая Н.В. просит решение суда в части отказа во взыскании суммы невыплаченной процентной надбавки за прошедший период отменить, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Приводит довод о том, что из представленных работодателю: заявления о начислении надбавки в размере 80 % и справки о работе в 1994 году в АООТ ***, командование части об ее праве на получение процентной надбавки в полном размере знало с марта 2010 года.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель в/ч *** и Черненькая Н.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в соответствии со статьей 354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Установив, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании трудового договора от 25 января 2010г., суд первой инстанции, разрешая дело, обоснованно руководствовался положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 313 частью 1 Трудового кодекса ОФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Ранее действующая редакция ст. 11 Закона Российской Федерации предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого имевших право на указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
В соответствии со ст. 423 ТК РФ до установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования суд правомерно применил нормативные правовые акты, регламентирующие порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера и полный размер процентной надбавки: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.93 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера", Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (утверждена Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 N 2 и применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ), а также утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Исследовав представленные сторонами доказательства, и правильно применив нормы материального права, суд обоснованно признал за истицей право на получение процентной надбавки в полном размере – в размере 80% в связи с работой в 1994г. в АООТ **.
Установив, что такое право сохранялось за истицей и на период заключения с ответчиком трудового договора, по условиям которого работодатель принял на себя в п. 4.2.2 обязанность выплачивать процентную надбавку к заработной плате, суд обоснованно удовлетворил иск в части требований о возложении обязанности на работодателя выплачивать работнику процентную надбавку к заработной плате в полном размере.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласится с выводом суда о том, что такая обязанность возникает у работодателя со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит, что установив право истицы на получение указанной процентной надбавки к заработной плате с момента заключения трудового договора, и предусмотренную законом и трудовым договором обязанность работодателя выплачивать ее в полном размере, для достижения цели, установленной статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - защиты нарушенного права, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика невыплаченной процентной надбавки к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера за период с января 2010 г. по март 2010г. включительно.
То обстоятельство, что документы, подтверждающие право работника на получение процентной надбавки к заработной плате в полном размере не были предъявлены работодателю при заключении трудового договора, не лишали возможности последнего сделать перерасчет заработной платы за прошлый период.
Принимая во внимание то, что размер недополученной процентной надбавки к заработной плате за оспариваемый период (с января по март 2010г. включительно) был рассчитан ответчиком в сумме ** (после удержания НДФЛ,л.д.31-32), истицей данная сумма не оспорена, судебная коллегия находит возможным в соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ решение принято по заявленным истицей требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Снежногорского городского суда Мурманской области от 26 мая 2010 года в части признания за Черненькой Н.В. права на получение процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% и в части возврата ей государственной пошлины оставить без изменения.
В остальной части решение суда изменить и принять новое решение, которым возложить на войсковую часть *** Мурманской области обязанность выплачивать Черненькой Н. В. процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%, начиная с даты начала работы – с 25 января 2010 года.
Взыскать с войсковой части *** Мурманской области в пользу Черненькой Н. В. невыплаченную процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера за период с января 2010 года по март 2010 года включительно в размере ** (с учетом НДФЛ).
Взыскать с войсковой части *** государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 625 руб.23 коп.
председательствующий:
судьи: