Судья Плескачева Н.И. | № 33-2000 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 04 августа 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе
председательствующего | Синицы А.П., |
судей | Кузнецовой Т.А., |
Истоминой И.В. | |
при секретаре | Шевченко Я.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ковалева А.В. к Мурманской таможне, Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы о восстановлении нарушенного права для назначения пенсии за выслугу лет в таможенный органах
по кассационной жалобе Ковалева А.В. на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 02 июля 2010 года, которым постановлено:
«Ковалеву А.В. в иске к Мурманской таможне, Северо-Западному таможенному управлению о восстановлении нарушенного права для назначения пенсии за выслугу лет в таможенных органах отказать»
Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., возражения представителей Мурманской таможни Устимчук М.В. и Геращенко Л.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ковалев А.В. обратился в суд с иском к Мурманской таможне о восстановлении нарушенного права для назначения пенсии за выслугу лет в таможенных органах.
В обоснование заявленных требований указал, что 28 октября 2009 года обратился к ответчику с заявление о назначении пенсии за выслугу лет в таможенных органах.
Письмом Мурманской таможни от 02 ноября 2009 года дано разъяснение о том, что служба в таможенных органах в отдаленных местностях исчисляется в льготном порядке, начиная с 21 июля 1993 года.
Между тем, истец полагал, что выслуга лет должна исчисляться с ... года, со дня начала его работы в таможенных органах. Поэтому просил удовлетворить его требования, обязав ответчика зачесть период его работы в таможенных органах в льготном порядке с ... года по ... года, назначить пенсию за выслугу лет с 28 октября 2009 года.
В судебном заседании Ковалев А.В. настаивал на иске.
Представители ответчика Проценко А.А. и Геращенко Л.А. иск не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ковалев А.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Приводит доводы о том, что в решении суда отсутствует выводы о невозможности применить к спорным правоотношениям положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, и их семьям в РФ» и зачесть в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы за полтора месяца в период до 21 июля 1993 года.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился Ковалев В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 50 Закона Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Ковалев А.В. работал в Мурманской таможне в должности *** с ... года по ... года, а затем в Кандалакшской таможне Мурманской области в должности *** с ... года по ... года.
С заявлением о назначении пенсии за выслугу лет истец обратился к ответчику 28 октября 2009 года.
Разрешая возникший спор, суд правильно учел, что до принятия Закона Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации» действовала статья 436 Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с момента опубликования - 21 июля 1993 г., которой было предусмотрено, что пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и их семей осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации применительно к условиям, нормам и порядку, установленному законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии соответствующим лицам отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.
В приложении N 1 к этому нормативному правовому акту приведен Перечень отдаленных местностей, содержащих конкретные даты, с которых начинается льготное исчисление выслуги лет. Даты дифференцированы не только в зависимости от местности, но и от вида службы и категории лиц, ее проходивших.
Сотрудники таможенных органов и дата, с которой для них начинается льготное исчисление выслуги лет, в этом Перечне не названы.
Указанный Перечень не относится к законодательству Российской Федерации, является актом исполнительного органа государственной власти, его действие не распространено на сотрудников внутренних дел ни вышеназванным Федеральным законом, ни Постановлением Правительства Российской Федерации.
Между тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу(работавшим) в таможенных органах. Российской федерации, и их семьям»
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, в выслугу лет, исчисленную в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 время
службы (работы) засчитывается на льготных условиях – один месяц службу за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации с 21 июля 1993 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд тщательно проанализировал положения приведенных нормативных правовых актов, и учел, что определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии, в том числе сотрудникам таможенных органов, отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что нормы и условия, установленные законодательством Российской Федерации, по которым осуществляется пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей на сотрудников таможенных органов распространены лишь с 21 июля 1993 г., является обоснованным.
С учетом изложенного суждение суда о невозможности исчисления в льготном порядке периода работы истца в таможенных органах с ... года судебная коллегия находит правильным.
Право на пенсию по выслуге лет возникло у сотрудников таможенных органов с 21 июля 1993 г., то есть со дня введения в действие Таможенного кодекса РФ. Поэтому Правительство Российской Федерации определило засчитывать в выслугу лет на льготных условиях время их работы в отдаленных местностях именно с этой даты.
Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, указаны в статье 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Установив, что выслуга лет Ковалева А.В. в таможенных органах составила ... лет ... месяцев ... день, при требуемой выслуге 20 лет, суд правильно оставил без удовлетворения требования истца о назначении ему пенсии.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела, поэтому приводимые в кассационной жалобе доводы об отсутствии в решении суда выводов о применении конкретных положений нормативных правовых актов, являются несостоятельными.
Доводы жалобы необходимости исчислять выслугу лет с ... года были предметом проверки суда первой инстанции, они основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут быть основанием для отмены решения суда.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 02 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалева А.В. – без удовлетворения.
председательствующий
судьи