Судья – Сажнева Н.Л. | № 33-1923 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 28 июля 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе
председательствующего | Синицы А.П., |
судей | Кузнецовой Т.А. |
Истоминой И.В. | |
при секретаре | Гедыма ОМ. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куксова Ю.Е. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда ЗАТО г. Североморск о досрочном назначении пенсии
по кассационной жалобе Куксова Ю.Е. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 июня 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Куксова Ю.Е. оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., объяснение Куксова Ю.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Куксов Ю.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда в ЗАТО г. Североморск об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1992 года по настоящее время работает водолазом полный рабочий день. В период, когда работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ( с 17 января 1992 года по 11 ноября 1994 года, с 01 января 1995 года по 31 марта 1995 года и с 21.08 1997 года) проработал под водой более 3012 часов 22 мин. По достижении 45-летнего возраста обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако решением ответчика от 15 января 2010 года в назначении пенсии было отказано. Полагая такой отказ незаконным, истец указывал, что ответчик неверно исчислил специальный стаж, поэтому просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика Азарова Н.С. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Куксов Ю.Е. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение. Приводит доводы о том, что используемая пенсионным органом методика расчета противоречит Разъяснению Министерства Труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Государственного учреждения Управление пенсионного фонда ЗАТО г. Североморск, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу пункта 2 статьи 28.1 приведенного закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно постановлению Правительства Российской федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей. С учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Разрешая возникший спор, суд правильно учел, что в соответствии с указанным списком, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют водолазы и другие работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год ( 25 часов в месяц) ( раздел ХХШ «общие профессии», код позиции 12100000-11465)
В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 6 «О порядке применения Списков № 1 и 3 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим спискам, утвержденных постановлением кабинета Министров СССР от 09 августа 1991 года № 591» указано, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год( 25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более; как водолазам и другим работникам занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год( 25 часов в месяц).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того обстоятельства, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях, поэтому ответчик правомерно отказал в назначении пенсии по старости.
Как усматривается из материалов дела, истец достиг возраста ... лет, имеет необходимый страховой стаж. С 21 августа 1997 года по настоящее время работает в должности водолаза аварийно-спасательной партии и на судах морского флота постоянно.
19 ноября 2009 года Куксов Ю.Е. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением комиссии ГУ Управление пенсионного фонда в ЗАТО г. Североморск от 15 января 2010 года в досрочном назначении трудовой пенсии по пп.1 п.1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» Куксову Ю.Е. отказано, поскольку его специальный стаж составил 6 лет 3 мес. 4 дня при требуемом стаже 10 лет.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно учел, что основным условием для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 водолазам является наличие для мужчин не менее 10 лет специального трудового стажа, дающего право на эту пенсию.
С учетом изложенного ответчик зачел в специальный стаж работы истца те периоды его работы, когда время его работы под водой в течение года составляло 275 часов и более.
В тех случаях, когда время такой работы в год составляло менее 275 часов, пенсионный фонд исходил из месячной нормы 25 часов в месяц, определяя суммарное количество месяцев, когда выполнялась норма нахождения под водой.
Полученное таким образом количество месяцев пенсионный фонд делил на 12, в результате определяя число лет, в течение которых водолаз был занят под водой.
Оснований признать такой расчет неправильным суд первой инстанции не установил, не находит их и судебная коллегия.
В силу особого характера работы водолазов для зачета периодов их работы в специальный трудовой стаж установлены дополнительные требования: 275 часов в год (25 часов в месяц) пребывания под водой. Поэтому стаж работы на соответствующих видах работ водолазам исчисляется по часам.
Из этого следует, что, если время работы под водой составляет менее указанной нормы, такой период работы в специальный стаж зачтен быть не может.
Содержащееся в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 6 указание о том, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы водолазов в тех случаях, когда установленная норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась.
Для всех случаях назначения пенсии по указанному основанию требуется наличие специального стажа, который определяется только при условии работы в особых условиях в течение определенного количества времени.
Поэтому приводимые в кассационной жалобе доводы о необходимости суммарного подсчета количества часов нахождения под водой, не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куксова Ю.Е. – без удовлетворения.
председательствующий
судьи