Судья Дорошенко Г.В. | № 33-2339 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 22 сентября 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Прокопенко Н.Б. |
судей | Сергус Г.В. |
Синицы А.П. | |
при секретаре | Дундиной Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Хюргеса А.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, Администрации г. Мурманска о признании незаконным отказ Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в предоставлении ему жилищного сертификата; признать право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности и внеочередном порядке по избранному месту жительства, признать право на реализацию права на жилище по двум основаниям по избранному месту жительства или путем получения жилищного сертификата по кассационной жалобе представителя Хюргеса А.В. – Сакене А.Г. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 21 мая 2010 года, по которому постановлено:
«В иске Хюргеса А.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, Администрации г. Мурманска о признании незаконным отказа в предоставлении ему жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности и признании права на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке по избранному месту жительства, признании права на реализацию права на получение жилья по двум основаниям на выбор получения жилья по избранному месту жительства или путем получения жилищного сертификата –отказать».
Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснение представителя истца Сакене А.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Хюргес А. В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, Администрации г.Мурманска о признании незаконным отказа в предоставлении ему жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности и признании права на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке по избранному месту жительства, признании права на реализацию права на получение жилья по двум основаниям на выбор получения жилья по избранному месту жительства или путем получения жилищного сертификата.
В обоснование иска указал, что с *** года по *** года он проходил военную службу в Вооруженных силах.
В настоящее время он является ***, уволен со службы по достижении предельно возраста, закончил службу в пос.*** *** области. Его выслуга составляет *** лет, в льготном исчислении *** года.
Истец указал, что в период прохождения службы в *** районе республике *** в *** году его семье из *** человек Министерством обороны была предоставлена *** квартира в поселке городского типа ***, которую он не бронировал и не приватизировал.
В *** году он получил гражданство России и перевелся в *** область для продолжения военной службы, в этом же году полученная квартира была переоформлена женой на себя, приватизирована ею и отчуждена. Брак с бывшей супругой расторгнут в *** году.
С *** года истец был зарегистрирован и проживал в общежитии при воинской части ***.
В *** году от Министерства обороны он получил *** квартиру по адресу: пос.*** ул.***, д. ***, кв. ***, дом состоит на балансе Министерства обороны и приватизации не подлежит. Уволившись с военной службы, указанную квартиру сдал.
С *** года зарегистрирован по месту жительства на территории войсковой части *** *** области *** района пос.***, а проживал постоянно в общежитии № ***, дом принадлежит войсковой части ***.
Постановлением администрации г.Мурманска от *** года был принят на учет на получение жилья по очереди военнослужащих, уволенных в запас по льготному списку очередников. По его заявлению, распоряжением Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от *** года он включен в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на *** год в рамках программы федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года», *** года он вновь написал заявление на получение государственного жилищного сертификата.
Истец считает, что *** года Министерством строительства и территориального развития Мурманской области, ему было отказано в получении государственного жилищного сертификата и он фактически был исключен из списка на получение жилья по очереди военнослужащих, уволенных в запас по льготному списку.
*** года по распоряжению Врио командира войсковой части *** он был выписан по месту регистрации воинской части. В настоящее время истец не имеет никакого жилья.
Считает, что отказ в выдаче ему государственного жилищного сертификата нарушает его право на жилище, не входит в компетенцию ответчиков. Учитывая, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, истец считает, что имеет право на получение жилья по договору социального найма в порядке очередности военнослужащих, уволенных в запас по льготному списку, кроме того, имеет право на получение жилья в первоочередном порядке уже по льготному списку с учетом количества лет безупречной службы и полным отсутствием какого-либо жилого помещения для проживания.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен должным образом, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя, представил окончательном вариант требований, в которых истец просил признать незаконным отказ Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в предоставлении ему жилищного сертификата, признать право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, предусмотренной законом, признать право на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке по избранному месту жительства, предусмотренном для военнослужащих, уволенных в запас по льготному основанию с учетом количества лет безупречной службы и полным отсутствием какого-либо жилого помещения используемого для проживания, признать право на реализацию права на жилище по двум основаниям на выбор: получение жилья по избранному месту жительства или путем получения жилищного сертификата, а также взыскать с ответчиков судебные расходы в размере *** рублей.
Представитель истца Сакене А.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Лакеева Е.Е. и Чалова Н.Ю. в судебном заседании иск не признали.
Представитель ответчика Администрации г.Мурманска Анхимова Р.В. в судебном заседании иск не признала.
Третье лиц Военный комиссариата Мурманской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, согласно письменному отзыву, считал иск, подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Хюргеса А.В. – Сакене А.Г., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и приять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Ссылаясь на положение пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 22.01.1993 г. «О статусе военнослужащих», приводит доводы о том, что истца должны были поставить на учет в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас для получения квартиры по избранному месту жительства, однако ни в течение трех месяцев, ни в настоящее время истец жильем не обеспечен.
Указывает на то, что истец, уволенный со службы до 1 января 2005 года в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с заявлением не обращался, избрав способ обеспечения жильем путем подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата. Однако, данная норма предусматривает реализацию права на получение жилья по двум основаниям: путем получения жилья в муниципальных образованиях и за счет средств федерального бюджета путем получения жилищного сертификата по выбору. Но суд не учел то обстоятельство, что право Хюргес А.В. на получение жилья не реализовано ни по одному основанию.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, представитель ответчика – Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Военкомата Мурманской области, администрации г. Мурманска, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона установлено, Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года № 4338-1, в редакции от 24.11.1995 года, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым в пункте 29, гражданам, уволенным с военной службы, предоставлялось право получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификат.
Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 15 комментируемого закона, обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Порядок предоставления безвозмездной финансовой поддержки государства в целях приобретения жилого помещения осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил право на участие на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, в том числе уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Пунктом 18 Правил определено, что гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). На указанный орган, согласно пункта 2 стати 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложена обязанность по выдаче государственного сертификата указанной категории граждан.
На территории Мурманской области реализацию указанных Правил осуществляет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе Жилище» на 2002 - 2010 годы» в целях реализации подпрограммы с учетом ресурсного обеспечения установлено, что сертификаты выпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаемым Правительством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Распределение; сертификатов между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в обеспечении жильем граждан, своевременно увольняемых с военной службы, обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также потребности в отселении граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Распределение сертификатов между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан - участников подпрограммы) осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках.
Порядок выпуска и реализации сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов личного дела № *** Хюргеса А.В. истец проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с *** года по *** года.
Приказом главнокомандующего военно-морским флотом от *** года № *** уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира войсковой части *** № *** от *** года исключен из списков личного состава части с *** года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет *** лет. На момент увольнения был зарегистрирован и проживал по адресу: *** область, *** район, пос.***, ул.***, ***.
Из материалов учетного дела № *** следует, что Хюргес А.В., после увольнения с воинской службы, избрав своим постоянным местом жительства город ***, не имея жилого помещения за пределами военного гарнизона *** года обратился с заявлением в Администрацию г.Мурманска о постановке его на учет для получения жилой площади, представив ходатайство командования гарнизона пос.*** и руководства ОМИС о постановке его на учет для получения жилой площади в г.Мурманске.
Согласно справок *** от *** года № ***, жилой дом № *** по ул.*** в пос.*** состоит на балансе министерства обороны РФ, приватизации и обмену не подлежит, а Хюргес А.В. частной и бронированной жилой площади не имеет.
Распоряжением Администрации г.Мурманска № *** от *** года Хюргес А.В. поставлен на учет для обеспечения жилой площадью граждан по списку военнослужащих, уволенных в запас под № ***.
Воспользовавшись предоставленным правом Хюргис А.В. обратился *** года с заявлением по установленной форме на получение сертификата, одновременно просил рассмотреть данное заявление после предоставления справки по Ф.1 о сдаче жилья в пос.***.
Занимаемое им жилое помещение по адресу: *** область, *** район, пос.***, ул.***, *** Хюргис А.В. сдал *** года, что подтверждается справкой о сдаче жилого помещения серии *** № ***, выданной *** года.
Согласно выписки из лицевого счета № ***, предоставленной войсковой частью *** от *** года Хюргес А.В. с *** года постоянно зарегистрирован в общежитии № ***, комната № *** по адресу: *** область, *** район, пос. *** Дом принадлежит войсковой части *** Министерства Обороны РФ, в доме отсутствует центральное отопление, канализация и водоснабжение.
С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, в том числе в статью 15, вступившие в силу в силу с 1 января 2005 года.
Реализуя свое право на получение государственного жилищного сертификата *** года Хюргес А.В. вновь обращается в Администрацию города Мурманска Отдел по учету и распределению жилой площади с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем. Категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
*** года его заявление рассмотрено и принято решение о включении в список участников подпрограммы на *** год. Распоряжением Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от *** года № *** Хюргес А. В. включен в сводный список на *** год граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы.
Поскольку истец несмотря на то, что был включен в сводный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов на *** год как гражданин, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе не был обеспечен жильем, но уже встал вопрос о его выселении из занимаемого им общежития, принадлежащего войсковой части *** *** года он обратился с заявлением в Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Мурманской области в котором выражал желание получить либо жилье, либо сертификат.
*** года Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, рассмотрев заявление сообщили, что вопрос о приобретении им жилья за счет средств федерального бюджета является спорным, поскольку в период прохождения службы в *** году он уже обеспечивался жильем по линии Министерства Обороны СССР, которое после расторжения брака оставил бывшей супруге, не приняв исчерпывающие меры, по его разделу, обмену в целях последующей сдачи причитающейся части жилого помещения, и подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, поводом обращения в суд с данным требованием послужило указанное письмо.
Вместе с тем, суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что согласно справки Отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г.Мурманска от *** года № *** подполковник запаса Хюргес А. В. состоит на учете на получение жилого помещения за счет федерального бюджета по очереди граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку с *** года. В текущем году номер очереди - ***. Учитывая личное заявление Хюргес А.В. включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в *** году. По списку администрации г.Мурманска номер очереди - *** определен по дате принятия на учет на получение жилья, то есть с *** года л.д. 31)
Приведенные обстоятельства подтверждаются списками граждан, уволенных с военной службы-очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, состоящих на учете в администрации г.Мурманска по состоянию на *** года, утвержденного Главой муниципального образования г.Мурманск *** года л.д. 32-34) и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку -участников подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов в *** году по г.Мурманску л.д. 36-38), представленного Главой муниципального образования г.Мурманск в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области 16.12.2009 года.
Сводный список на *** год граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Мурманской области, утвержденный И.о.министра строительства и территориального развития по Мурманской области подтверждает, что Хюргес А.В. включен в указанный список под № *** л.д. 51-55).
В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 19.02.2010 N 67 «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов» в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» осуществлен выпуск государственных жилищных сертификатов серии "ГУ" о выделении социальных выплат на приобретение жилья гражданам - участникам Подпрограммы с погашением за счет средств *** года по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в количестве *** штук, в том числе на Мурманскую область в количестве *** штук.
Из письма Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от *** года следует, что в Правительство Мурманской области поступили бланки государственных сертификатов для выдачи в *** году гражданам-участникам подпрограммы по категории «Граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица», в связи с чем запрошены в администрации г.Мурманска учетные дела получателей государственных жилищных сертификатов в *** году.
Установив изложенное, суд пришел к правомерному выводу о том, что Хюргес А.В. после увольнения с военной службы реализовал свое право, предоставленное ему законодательством, действующим на момент выхода на пенсию по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, путем подачи заявления в органы местного самоуправления о постановке его на учет для получения жилья и был поставлен на учет с *** года, в последующем выбрал способ его приобретения путем получения государственного жилищного сертификата, для чего обратился с соответствующим заявлением в Администрацию города Мурманска, где уже состоял на учете, был признан гражданином, участником подпрограммы, включен в соответствующий список Администрации г.Мурманска, а также в сводный список граждан получателей сертификатов, то есть реализовал свое право, как на получение жилья по избранному месту жительства, так и на получение государственного жилищного сертификата.
Материалами дела подтверждается, что Хюргис А.В. состоял и состоит на учете для получения жилого помещения, как гражданин, уволенный с военной службы, нуждающийся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата на *** год под № ***, список утвержден, действует, сертификаты по данной категории граждан на день рассмотрения спора поступили в Правительство Мурманской области, но еще не выдавались.
При таком положении суд пришел к правомерному выводу о том, что доводы заявителя о том, что ему отказали в предоставлении государственного жилищного сертификата не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Письмо Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от *** года которым сообщалось о том, что вопрос приобретения жилья за счет средств федерального бюджета является спорным и подлежит разрешению в судебном порядке носит информационный характер, подготовлено в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», каких либо прав истца не нарушает. Кроме того, представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области суду пояснил, что снять с очереди или отказать в выдаче сертификате они не имеют права, при наступлении права в порядке очередности, они выдадут истцу сертификат.
В соответствии со статьями 2, 3 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Установив, что право истца на получение жилищного сертификата не оспорено, права на реализацию получения жилья двумя предоставленными законом способами не нарушены, суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о признании отказа Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата и признании права, на реализацию, права на жилище по двум основаниям на выбор: получение жилья по избранному месту жительства или путем получения жилищного сертификата, у суда не имеется, правомерно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Разрешая требования истца в части о признании права Хюргеса А.В. на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке по избранному месту жительства, предусмотренном для военнослужащих уволенных в запас по льготному основанию с учетом количества лет безупречной службы и полном отсутствии какого либо жилого помещения используемого для проживания суд обоснованно исходил из следующего.
Анализ законодательства, регламентирующего спорное правоотношение свидетельствует о том, что ни действующий специальный Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года № 4338-1, ни Жилищный кодекс РСФСР не предусматривают внеочередное предоставление жилья гражданам, уволенным с военной службы при достижении предельного возраста пребывания на службе.
Истец имел право на получение жилья в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» исходя из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 22 Закона и был поставлен на учет для этих целей в органах местного самоуправления по месту избранного постоянного места жительства и включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С момента принятия Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» в пункте 28 стало предусматриваться, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
Статья 47 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции на момент увольнения истца с военной службы также прямо не предусматривала предоставление жилого помещения военнослужащим вне очереди, а пункт 4 статьи допускал такое право в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, тогда как истец увольнялся по законодательству Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ на момент введения его в действие, также не предоставлял право истцу на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма и содержал закрытый список таких граждан.
При таком положении, суд правильно указал, что ссылка истца на статью 6 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2007 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не может быть принята, поскольку вновь принятый Жилищный кодекс РФ не ухудшал прав истца, так как ранее действовавшее законодательства не предусматривало внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц по указанным основаниям.
Пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 20.07.2004 года, пункт 3 статьи 49, пункт 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статья 23 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», пункты 12, 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ» от 15.02.2000 года № 80 в редакции от 05.06.2009 года не подлежат применению к спорному правоотношению, поскольку он увольнялся из вооруженных сил по достижении предельного возраста нахождения на военной службе в 1996 году, в этот период, во-первых, либо не были приняты и введены в действие, либо существовали в иной редакции, а после введения в действие не распространялись на правоотношения, возникшие до введения их в действие, а во-вторых, охватывали правоотношения военнослужащих, только подлежащих увольнению.
Статья 33 Жилищного кодекса РСФСР в редакции на момент возникновения правоотношений, отсылает к статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, под действие которой истец, как указано выше, не подпадает.
Кроме того, суд обоснованно учел, что истец, уволенный с военной службы и до 1 января 2005 года и принятый на учет в муниципальном образовании в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающегося в жилом помещении, для реализации своего права выбора способа обеспечения жилым помещением, предусмотренного абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», а именно путем, его получения по договору социального найма, в порядке установленном Жилищным Кодексом РФ для постановки на такой учет не обращался, избрав способ обеспечения жильем путем подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы основаны на ином толковании норм права, сводятся к иной оценке представленных доказательств по делу, оснований для чего не имеется.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 21 мая 2010 года - без изменения, кассационную жалобу представителя Хюргеса А.В. – Сакене А.Г. – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |