о взыскании суммы льгот по оплате жилья



Судья Брандина Н.В. № 33-2865-2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 17 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Самойленко В.Г.

Пырч Н.В.

при секретаре Блохиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Каленистовой ФИО11 к МУК «Североморская централизованная библиотечная система» о взыскании невыплаченной работодателем суммы льгот по оплате жилья,

по кассационной жалобе Каленистовой ФИО12 на решение Североморского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2010 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Каленистовой ФИО13

оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В., объяснения Каленистовой ФИО14 поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей МУК «Североморская централизованная библиотечная система» Ефименко О.А. Горбунова Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Каленистова Е.Д. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Североморская централизованная библиотечная система» о взыскании суммы, не предоставленной льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что работает в должности библиотекаря Росляковской городской библиотеки № 2. Зарегистрирована, совместно с детьми, в квартире по адресу: пгт. *** Мурманской области, ул. ***.

С момента вступления в трудовые правоотношения - *** г. пользовалась льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг как специалист в области культуры, работающий и проживающий в сельской местности или в поселке городского типа в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», Постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС от 02.07.1974 г. № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках», Постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 г. № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках», положениями ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР.

Льгота предоставлялась путем перечисления ответчиком денежных средст, в счет оплаты оказанных МУП «Служба Заказчика» жилищно-коммунальных услуг, на основании переданных ответчику заявления и справки формы № 9.

Впоследствии на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года был принят ряд нормативно-правовых актов, которые также предусмотрели подобные меры социальной поддержки. В частности, принято Постановление администрации МО ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005 г. № 416 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г. Североморск».

Спорная льгота предоставлялась вплоть до ***., однако с *** года по *** года она была лишена указанной меры социальной поддержки, в связи с чем образовалась задолженность по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление в сумме *** руб., которую просила взыскать с ответчика, по вине которого образовался долг. Также просила взыскать пени за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в сумме *** руб. 42 коп. и понесенные расходы по оплате юридических услуг за подготовку искового материала.

Впоследствии, истица уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика сумму образовавшейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ***.2007 года по ***.2010 года в сумме *** руб. 25 коп. и пени в сумме *** руб. 24 коп. с перечислением названных сумм жилищно-коммунальной организации на её личный лицевой счет. Также просила взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг при подготовке искового материала в сумме *** руб. (л.д. 97-98).

Представители ответчика директор МУК СЦБС Ефименко О.А. и по доверенности Горбунов Д.А. в представленных письменных возражениях (л.д. 73-75, 86) и в судебном заседании полагали иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Необходимость истребования в 2006 году от работников, претендующих на предоставление спорной льготы, заявления и справки формы № 9 была вызвана тем, что полномочия по осуществлению расчетов по оплате жилищно-коммунальных услуг от МУП «Служба Заказчика» перешли ООО «РИЦ», которому впоследствии и были переданы списки названных работников, подлежащие корректировке с учетом принятых и уволенных работников.

Основываясь на доводах истицы о не проживании по месту регистрации, указали, что спорная льгота предоставляется лицам работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, тогда как она с ***.2007 года в пос. Росляково Мурманской области по месту регистрации не проживала.

Не согласились с размером судебных расходов по оплате юридических услуг при составлении искового заявления в сумме *** руб., полагая их завышенными, не отвечающими требованиям разумности.

В случае удовлетворения требований просили применить исковую давность в заявленном споре, ограничив взыскание периодом с ***.2007 года до ***.2010 г., в связи с обращением к ответчику ***.2010 г. с заявлением о восстановлении нарушенного права.

Представитель третьего лица - администрации ЗАТО г. Североморск - Бойко И.Е. полагал иск не подлежащим удовлетворению по мотивам, указанным в письменном отзыве (л.д. 52-53).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе кассатор Каленистова ФИО15, просит решение суда отменить т.к. судом допущено неполное выяснение фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение, дана неверная оценка доказательствам, что привело к неправильному применению норм материального права.

Судом не выяснен был вопрос, в связи с чем справки формы №9 главный бухгалтер МУК СЦБС Грицак Г.М. начала требовать с сотрудников, имеющих право на предоставление данной льготы, начиная с сентября 2006 года, задолго до того, как было принято Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 22.11.2006 г. № 873.

Повторное представление заявлений и справок формы № 9 для получения мер социальной поддержки по оплате ЖКУ законодательно нигде не закреплено, и требования ответчика по их повторному предоставлению неправомерны.

Суд указывает, что взыскание долга может быть произведено жилищно-коммунальной организацией в ином размере с учетом исковой давности, тем самым признавая, что материальный ущерб истице ответчиком был нанесен. Однако, принимая отрицательное для истицы решение по делу, суд этого обстоятельства почему-то не учитывает и противоречит своим же собственным выводам.

Тот факт, что истица проживает по месту регистрации не постоянно, не может служить препятствием для реализации прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральными и региональными Законами.

Суд не принял во внимание тот факт, что до ***.2007 г. льгота истице предоставлялась в полном объеме по месту регистрации; с ***.2010 г. Отдел социальной защиты администрации ЗАТО г.Североморск, которому были переданы полномочия по предоставлению данной льготы, так же предоставляет истице льготу по оплате жилья по месту регистрации в полном объеме.

Суд вынес решение с нарушением применения норм материального права и в противоречии с законом, регулирующим спорное правоотношение.

На основании изложенного, кассатор просит отменить решение Североморского городского суда от 28.09.2010 г. по делу № 2-1264 и принять новое решение которым иск Каленистовой Е.Д. удовлетворить

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации ЗАТО г. Североморск т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

В соответствии с положениями ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законами.

Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им права, в том числе распоряжаются ими.

В соответствии с положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В частности, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005 г. № 416 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее по тексту - Порядок), разработанный в соответствии с решением городского Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 29.03.2005 г. № 22 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа» и регулирующий предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, имеющим на это право.

В соответствии с п. 4 Порядка возмещение фактических расходов жилищно-коммунальным организациям за предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, по оплате жилья и коммунальных услуг, производится на основании договоров через уполномоченный орган: для специалистов муниципальных учреждений социально-культурной сферы, здравоохранения, образования - по месту работы.

На основании пунктов 5 и 5.2 Порядка для получения соответствующих мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг граждане, имеющие на них право, должны представить в организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, и уполномоченный орган, возмещающий фактические расходы от предоставления льгот, следующие документы: по месту работы - заявление и справку по форме № 9 из паспортно-учетной службы.

В силу положений п. 8 Порядка о том, что финансирование расходов по оплате труда специалистов муниципальных учреждений социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ЗАТО г. Североморск, а также на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право, в соответствии с решением городского Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 29.03.2005 № 22 производится за счет средств соответствующих отраслей, выделяемых из местного бюджета.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что поскольку спорная льгота предоставлялась не за счет средств работодателя, следовательно, отсутствуют и правовые основания для её взыскания с ответчика.

В настоящее время (с *** г.) предоставление спорной льготы отнесено к компетенции Отдела социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Североморск, средств из местного бюджета на данную статью расходов, ответчик не получает.

Кроме того, как правильно указывает суд, основанием для предоставления данных мер социальной поддержки является наличие двух условий: работа и проживание в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.

В связи с этим и изменением организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, ответчик правомерно предложил работникам представить документы, подтверждающие право на льготу, что в сложившихся обстоятельствах было обоснованным и не влекло за собой лишения указанных граждан гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Поскольку спорная льгота имеет заявительный характер, в то время как истицей в декабре 2006 года, а также на протяжении более трех лет, не была предоставлена справка формы № 9, подтверждающая право на получение названной льготы, с указанного времени льгота по оплате жилья и коммунальных услуг не предоставлялась.

Кроме того, суд обоснованно принял во внимание пояснения ответчицы о том, что с 2006г. она по месту регистрации не проживала. Поскольку иных доказательств проживания, в исковом периоде в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г. Североморск истицей в соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ не представлено, суд обоснованно в удовлетворении иска отказал.

Мотивы, изложенные судом в решении, достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка. Так проверяя ссылки истицы на положения трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность сторон трудового договора, суд обоснованно счел их несостоятельными, поскольку согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате её виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Проверяя доводы истицы о том, что она не была извещена о необходимости представления названных выше документов, суд правомерно отнесся критически, поскольку как следует из пояснений ответчика, сотрудники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (всего 16 человек, за исключением лишь истицы), представили справки формы № 9. Данные доводы подтверждаются исследованными в судебном заседании журналами выдачи справок по форме № 9, получаемыми работниками с сентября 2006 года по февраль 2007 года (л.д. 150).

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Североморского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2010 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи