о признании отказа незаконным



Судья – Круглова Н.Н.

№ 33-3022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

01 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Сергус Г.В.

Синицы А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Крикалёвой Н.Н. к Государственному учреждению – Отдел пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области о признании незаконным отказа в выплате приостановленной пенсии в период с ... года по ... года и возложении обязанности выплатить трудовую пенсию по старости за период с ... года по ... года, по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения – Отдела пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области на решение Терского районного суда Мурманской области от 27 октября 2010 года, по которому постановлено:

«Иск Крикалевой Н.Н. к Государственному учреждению – Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в Терском районе Мурманской области о признании незаконным отказа в выплате приостановленной пенсии в период с ... года по ... года и возложении обязанности выплатить трудовую пенсию по старости за период с ... года по ... года удовлетворить частично.

Признать за Крикалёвой Н.Н. право на трудовую пенсию по старости за прошедший период с ... года по ... года включительно, как постоянно приживающей на территории Российской Федерации и обязать Государственное учреждение - Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в Терском районе Мурманской области выплатить Крикалёвой Н.Н. трудовую пенсию по старости за указанный период времени.

В остальной части иска Крикалёвой Н.Н. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Терском районе Мурманской в пользу Крикалёвой Н.Н. судебные расходы в размере ... рублей».

Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснение представителя ответчика Государственного учреждения – Отдела пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области Самородовой И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Крикалёва Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отдел пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области (далее ГУ УПФ РФ в Терском районе) о признании незаконным отказа в выплате приостановленной пенсии за период с ... года по ... года и возложении обязанности на ответчика выплатить трудовую пенсию по старости за указанный период.

В обоснование иска истица указала, что в ... году ей была приостановлена выплата пенсии, основанием для приостановления выплат послужило то обстоятельство, что в ... году ею был получен паспорт гражданина ..., а вид на жительства в Российской Федерации у нее отсутствовал. Выплата пенсии возобновилась только в ... года, после того, как она получила вид на жительство в Российской Федерации.

Ответчиком незаконно была приостановлена выплата пенсии, поскольку до ... года она была зарегистрирована по месту жительства в поселке ... Мурманской области, однако по семейным обстоятельствам, вынуждена была выехать в город ..., в связи с чем, снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в г. ... по адресу: ул. ..., д.... кв. ... В ... году ею получен паспорт гражданина ..., после чего, в ... года она смогла выехать в Российскую Федерацию по прежнему месту жительства в поселок ..., пер. ..., д. ..., где была зарегистрирована по месту пребывания сроком на три месяца, ... года ей выдали разрешение на временное проживание в России до .... и с .... она была зарегистрирована по месту своего жительства, однако ответчик выплату пенсии не возобновил.

Поскольку с ... года по настоящее время она постоянно проживала в Мурманской области, в доме, который принадлежит ей на праве собственности, истица просила взыскать с ответчика пенсию за период с ... года по ... года.

В судебном заседании истец Крикалёва Н.Н. иск поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Терском районе – Перевалова С.М. в судебном заседании иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик ГУ УПФ РФ в Терском районе просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, кассатор указывает, что назначение, перерасчет и выплата трудовых пенсий производится в соответствии с действующим законодательством. Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Право на проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ подтверждается соответствующим видом на жительство. По мнению кассатора, Отделом пенсионного фонда правомерно приостановлена выплата пенсии, поскольку в спорный период истцом не был получен вид на жительства в Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истица, которая заблаговременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся в судебное заседание истицы, поскольку ее неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, гарантируется каждому человеку вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, а, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом Прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в Целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статьи 4 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», следует, что, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство в отношении пользования этим правом может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанного права и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Правовые основания назначения и выплаты трудовых пенсий в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21 - ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», а также рядом иных нормативных правовых актов.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В силу статьи 7 данного Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию, наравне с гражданами Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начисленные суммы трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постоянно проживающим в Российской Федерации признается иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Пунктом 16 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. № 16/19 па, установлено, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Как видно из материалов дела - пенсионного дела, и копии пенсионного удостоверения №..., выданного ... г. (л.д. 6), что истице Крикалёвой Н.Н. с ... года назначена пенсия по старости, которая была назначена ей в соответствии с подпунктом 157, 16д Положения о Порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590, исходя из стажа её работы, в ..., где она постоянно проработала с ... года и по день выхода на пенсию.

... года истица была зарегистрирована постоянно по месту жительства на ..., в г. ... а ... года получила паспорт гражданина .... При этом истица периодически проживала, то на Территории Российской Федерации, то на территории ..., согласно сведений трудовой книжки, истица с ... года по ... года работала в г. ... ....

Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, а также ксерокопией паспорта гражданина ... № ... на имя Крикалёвой Н.Н., ксерокопией свидетельства № ... о регистрации по месту пребывания, где указано, что истица, в период с ... г. по ... была зарегистрирована по месту пребывания: Мурманская область, ... район, пгт. ..., пер. ... д. ...; ксерокопией вкладыша к национальному паспорту № ..., из которого следует, что истица с .... до ... г. была зарегистрирована в ПВС Терского РОВД; сообщениями ОВД Терского района от .... № ... и от .... № ..., о том, что истица была зарегистрирована по месту пребывания в период с ... г. по.... по адресу: Мурманская область ... район п. ... пер. ... д. ....

Распоряжением № ... от ... года ГУ - Отдела пенсионного фонда в Терском районе Мурманской области выплата пенсии истице Крикалевой Н.Н. была приостановлена с ... года по причине отсутствия вида на жительство гражданки Украины.

Решением Терского районного суда Мурманской области от ... года №... которое было вынесено по заявлению Крикалевой Н.Н. об оспаривании отказа Отдела пенсионного фонда в Терском районе в выплате трудовой пенсии (вступило в законную силу ....), вышеуказанное распоряжение Отдела пенсионного фонда в Терском районе Мурманской области № ... от ... года о приостановлении выплаты пенсии истице с ... года признано законным (л.д. 14 - 15).

Поскольку истица переселилась из Российской Федерации на ... и стала гражданкой ..., выплата ей пенсии по старости по прежнему месту жительства - в п. ... была прекращена в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», была прекращена распоряжением № ... от ... года ГУ - Отдела пенсионного фонда в Терском районе Мурманской области с ... года, в связи с тем, что пенсия по старости предусмотрена также и законодательством ..., и истица не имеет вида на жительство гражданки ....

.

... года истице Крикалёвой Н.Н. УФМС России по Мурманской области выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации на 3 года, до ..., года, на основании которого ... года истица была зарегистрирована по адресу п. ... пер. ... д. ....

... года принято решение о выдаче истице вида на жительство в Российской Федерации. ... она была зарегистрирована по месту жительства в п. ..., пер. ... д. ..., до ... г.

... года истица обратилась в ГУ - Отдел пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии, и решением комиссии по назначению пенсии при пенсионном отделе п. ... от ...., истице с .... по ... г. назначена трудовая пенсия по старости в сумме ... рублей.

Письмом от ... г. № ..., ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области, рассмотрев заявление Крикалёвой Н.Н. от ... г. сообщил, что правовых оснований для выплаты ей пенсии за прошедшие 5 лет, не имеется (л.д. 5).

Согласно, сообщению Главного управления Пенсионного фонда ... в Автономной республике ... от ... г. № ..., Крикалева Н.Н. в территориальных управлениях названного Пенсионного фонда как получатель пенсии на учете не состоит, за назначением пенсии не обращалась.

Разрешая настоящий спор, суд обоснованно исходил из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года № 146 - О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А. на нарушение её конституционных прав положениями Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»», в соответствии с которыми предусмотрено, что указывая на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, также указал на возможность установления судом факта постоянного проживания иностранного гражданина.

Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований, поскольку федеральный закон связывает право иностранного гражданина на получение пенсии в Российской Федерации именно с фактом его постоянного проживания на территории России.

Судом тщательно проверены доводы истицы о том, что она постоянно проживала на территории Российской Федерации в оспариваемый период с 1 сентября 2005 года до настоящего времени.

Оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, – показания свидетелей В.., Т.., К.., Р. которые подтвердили, что истица постоянно проживает в п. ..., данные ГУПТИ, согласно которым истице принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: п...., пер...., д. ..., суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица постоянно проживает на территории Российской Федерации с ... года.

Установив изложенное, суд правомерно удовлетворил иск истицы, ограничив время взыскания на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трехлетним сроком с ... года по ... года.

Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регламентирующих спорное правоотношение.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Терского районного суда Мурманской области от 27 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения – Отдела пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области - без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: