Об обязании производства ежемесячной денежной выплаты



Судья Ганбина С.В.

№ 33-2951

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

01 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Симакова А.В.

судей

Игнатенко Т.А.

Яцун Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Смолы С.Н. к Военному комиссариату Мурманской области об обязании производства ежемесячной денежной выплаты,

по кассационной жалобе военного комиссариата Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 21 октября 2010 года, по которому постановлено:

"Обязать Военный комиссариат Мурманской области выплачивать Смоле С.Н. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере *** рубль * коп., с ....2010 года, с последующей индексацией данной компенсации в установленном законом порядке".

Заслушав доклад судьи Игнатенко Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Смола С.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.

В обоснование требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и ветераном подразделений особого риска. Решением ФГУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу» от 10.08.2010 года ему установлена * группа инвалидности, в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей военной службы, связанных с участием в действиях подразделений особого риска.

Ссылаясь на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», истец считает, что ему полагается ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью, приведшего к инвалидности, однако ответчиком в назначении указанной выплаты отказано.

Просил обязать ответчика производить ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью, начиная с ...2010 года в размере *** рублей с последующей индексацией.

Истец Смола С.Н. в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика – Павлитчук П.В. в судебном заседании иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе военный комиссариат Мурманской области, не соглашаясь с решением, просит его отменить.

Указывает на то, что истцу инвалидность от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска была установлена после 01 января 2005 года, в связи с чем, на него не распространяются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части 1 статьи 14 Закона РСФСР от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Смола С.Н., представитель военного комиссариата Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно и в необходимом объеме установил юридически значимые обстоятельства, к возникшим правоотношениям должным образом применил нормы материального права.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», требованиями Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом судом правомерно учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 07.10.2005 года № 385-0.

Как судом установлено и подтверждено материалами дела, истец Смола С.Н. является инвалидом * группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Согласно удостоверению, выданному Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации 20 ноября 1999 года, истец является ветераном подразделений особого риска и на него распространяются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

При обращении истца в Военный комиссариат Мурманской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему было отказано.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации.

При этом судом учтено, что Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ редакция статьи 14 указанного выше Закона изменена, вследствие чего положения, ранее содержащиеся в пункте 25 части 1 статьи 14 включены в пункт 15 части 1 статьи 14 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.

Согласно пункту 2 данного Постановления лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 названного Закона.

Из смысла приведенных норм права следует, что действие статьи 14 базового Закона распространяется в полном объеме на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска и ставших инвалидами, а также на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, то есть, законодатель, по существу, приравнял указанных лиц в части возмещения вреда здоровью, к инвалидам - чернобыльцам.

Аналогичные выводы содержатся и в Определении Конституционного Суда РФ N 385-О от 7 октября 2005 года, в котором указано, что, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС либо ее последствий, и, не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше постановление Верховного Совета Российской Федерации и в базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 1 января 2005 года, также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (статьи 1, 2, 7, 19 (часть 1), 42, 55 (часть 2), 53, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца.

Установив, что Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024, с 01.01.2010 года размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам * группы составляет *** рубль * копейки, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по выплате ежемесячной компенсации в указанном размере, начиная с ....2010 года, с последующей индексацией.

Выводы суда мотивированы, соответствуют, установленным в судебном заседании обстоятельствам и требованиям закона, и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, отмену постановленного судом решения повлечь не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда Мурманской области от 21 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Мурманской области – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: