О признании недействующими по­становлений главы администрации



Судья- И.Н. Калюжная № 33-3104-2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 08 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Истоминой И.В.

Перминовой С.В.

при секретаре Ивановой Л.Н.

с участием прокурора

Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявле­нию прокурора Печенгского района Мурманской области к Администра­ции муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области о признании недействующими по­становлений главы администрации,

по кассационной жалобе представителя Администра­ции муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 20 октября 2010 года, по которому постановлено:

« Заявление прокурора Печенгского района Мурманской области о признании недействующими постановлений главы администрации муни­ципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области удовлетворить.

Признать недействующими постановление главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенг­ского района Мурманской области от 17 марта 2009 года, № 26 «Об ут­верждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежи­лого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный» и постановление главы администрации муниципального об­разования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурман­ской области от 22 декабря 2009 года, № 172 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполяр­ный», со дня их принятия.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В., объяснения Главы Администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Б.В. Пищулина и представителя Администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Самойлова С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы и заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б. полагавшей решение суда оставить без изменения судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор Печенгского района обратился в суд с заявлением о признании недействующими Постановлений главы администрации муници­пального образования городское поселение Заполярный Печенгского рай­она Мурманской области от 17 марта 2009 года, № 26 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполяр­ный» и Постановления главы администрации муниципального образова­ния городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области от 22 декабря 2009 года, № 172 «О внесении изменений в Поло­жение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, нахо­дящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный», указав в обоснование заявления, что при принятии указанных постановле­ний глава администрации вышел за пределы своих полномочий, так как в соответствии с ч. 10 ст.35 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» определение по­рядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муници­пальной собственности находится в исключительной компетенции пред­ставительного органа муниципального образования. Аналогичная норма содержится и в ст. 29 Устава муниципального образования городское по­селение Заполярный.

Во исполнение указанных статей Закона № 131-ФЗ и Устава решени­ем Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный № 41/10-06 от 31.05.2006 года утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью МО го­родское поселение Заполярный, пунктом 2.3. которого установлено, что администрация МО г. п. Заполярный управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательст­вом, Уставом города и решениями Совета депутатов МО г.п. Заполярный. Одним из способов управления и распоряжений имуществом является сда­ча его в аренду. Сам порядок сдачи в аренду объектов нежилого фонда от­несен к полномочиям представительного органа, то есть Совета депутатов в связи с чем, считает, что глава администрации МО г.п. Заполярный, ут­верждая порядок предоставления в аренду объектов нежилого фонда, на­ходящихся в собственности МО г.п. Заполярный, превысил предоставлен­ные ему полномочия, издав нормативный правовой акт за пределами своих полномочий. Просит признать данные постановления глава администрации МО г.п. Заполярный Печенгского района Мурманской области недейст­вующими.

Представитель заинтересованного лица администрации муници-пального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области Самойлов С.А., с заявлением не согласился, считая, что оспариваемые постановления главы администрации МО г.п. Заполярный Печенгского района Мурманской области № 26 и № 172 изданы в соответ­ствии с предоставленными ему полномочиями, так как, в соответствии со ст.9 Устава, к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования. К полномочиям администрации муници­пального образования относится исполнение полномочий органов местно­го самоуправления по решению вопросов местного значения, а также управлению муниципальной собственностью. Глава администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения. Учитывая, что аренда нежилых помещение относится к распоряжению му­ниципальным имуществом, сфера деятельности которой, Уставом отнесена к исполнительному органу, соответственно, администрация МО г.п. Запо­лярный, для решения данного вопроса местного значения вправе издать нормативный правовой акт (постановление), регулирующего отношения в соответствующей сфере деятельности.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе кассатор Глава Администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Б.В. Пищулин просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Печенгским районным судом необоснованно не был принят во внимание довод заинтересованного лица, что представительный орган Совет депутатов муниципального образования г. Заполярный реализовал свои полномочия, издав Решение Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный от 31.05.2010 г. № 41/10-06 «Об утверждении «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области».

Глава администрации муниципального образования г. Заполярный в рамках реализации полномочий по распоряжению и управлению имуществом вправе издать правовой акт, регулирующий порядок предоставления в возмездное пользование муниципального имущества по договорам аренды. При этом по содержанию принятое положение по аренде определяет внутреннюю работу структурных подразделений администрации по реализации полномочий по распоряжению и управлению имуществом в форме передачи его в аренду в рамках исполнения норм устава муниципального образования и Решения Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный от 31.05.2010 г. № 41/10-06 «Об утверждении «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области.

Положение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный, ранее находилось на проверке надзорных органов на предмет легитимности принятия его местной администрацией. Так согласно экспертного заключения Министерства юстиции Мурманской области от 16.09.2009 г. принятие оспариваемого положения относится к полномочию администрации муниципального образования г. Заполярный.

Кроме того суд необоснованно признал недействующими постановления главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области от 17 марта 2009 года № 26 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный» и постановления главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области от 22 декабря 2009 года № 172 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный», со дня их принятия.

Судом первой инстанции не дана оценка, что оспариваемые акты применялись уже бо­лее одного года и на основании оспариваемых актов были реализованы права организаций и граждан по предоставлению имущества в аренду, проводились конкурсы. Данные обстоя­тельства судом первой инстанции не исследовались.

При таких обстоятельствах признание судом оспариваемых постановлений недейст­вующим со дня их принятия необоснованно.

На основании вышеизложенного кассатор просит решение Печенгского районного суда Мурманской области от 20.10.2010 г. по делу № 2-2054-2010 отменить и принять по делу новое решением, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора Печенгского района Мурманской области о признании недействующими постановлений главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

Согласно ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ Гра­жданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным, в ус­тановленном порядке нормативным правовым актом органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления или должностного лица на­рушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а так­же прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с за­явлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации" структуру органов местного самоуправления состав­ляют представительный орган муниципального образования, глава муни­ципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный ор­ган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципально­го образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что наличие в структуре ор­ганов местного самоуправления представительного органа муниципально­го образования, главы муниципального образования, местной администра­ции (исполнительно-распорядительного органа муниципального образова­ния) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 10 статьи 35 указанного Закона № 131-ФЗ установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципально­го образования ( в данном случае - Совета депутатов) находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в со­ответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сбо­рах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образова­ния, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, на­ходящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об ус­тановлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учрежде­ний;

7) определение порядка участия муниципального образования в орга­низациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационно-10 обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления н должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образова­ния в отставку.

Статьей 29 Устава МО г. Заполярного также установлено, что опре­деление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий его приватизации отно­сится к компетенции Совета депутатов МО г. Заполярный ( п. 6 чЛ ст.29 Устава).

Части 1-3 статьи 51 Закона № 131-ФЗ устанавливает, что органы мест­ного самоуправления от имени муниципального образования самостоя­тельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имущест­вом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными право­выми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Феде­рации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными зако­нами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества опреде­ляются нормативными правовыми актами органов местного самоуправле­ния в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Согласно ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ ус­тановив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть про­тиворечит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению частично.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, суд обоснованно исходил из того, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования, а администрация муниципального образования должна осуществлять опе­ративное управление и распоряжение муниципальным имуществом, одна­ко при этом она должна руководствоваться порядком, который установлен представительным органом муниципального образования.

Как следует из материалов дела, «Положение о по­рядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности, муниципального образования г. Заполярный» было утвер­ждено Постановлением главы администрации МО г. Заполярный № 26 от 17.03.2009 года, а не представительным органом муниципального образо­вания, изменения в указанное Положение также были внесены постанов­лением главы администрации МО г. Заполярный от 22.12.2009 года № 172, а не представительным органом муниципального образования, каковым является Совет депутатов МО г. Заполярный.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что главой администрации МО г. Заполярный были изданы нормативные правовые акты,, регули­рующие порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, за пределами его компетенции, поскольку решение указанного вопроса местного значения относится к исключитель­ной компетенции представительного органа муниципального образования, го есть Совета депутатов.

Поскольку оспариваемые нормативные акты- постановления главы администрации МО г. Заполярный № 26 от 17.03.2009 года и № 172 от 22.12. 2009 года - были изданы за пределами компетенции главы админи­страции МО г. Заполярный, суд обоснованно признал их недействующими со дня их принятия.

Мотивы, изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

В те же время, судебная коллегия находит необходимым согласиться в доводами кассационной жалобы о том, что поскольку оспариваемые акты применялись уже бо­лее одного года и на основании оспариваемых актов были реализованы права организаций и граждан по предоставлению имущества в аренду, проводились конкурсы и признать недействующими постановление главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенг­ского района Мурманской области от 17 марта 2009 года, № 26 «Об ут­верждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежи­лого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный» и постановление главы администрации муниципального об­разования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурман­ской области от 22 декабря 2009 года, № 172 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполяр­ный», со дня вступления в силу данного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 20 октября 2010 года, оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

« Заявление прокурора Печенгского района Мурманской области о признании недействующими постановлений главы администрации муни­ципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области удовлетворить.

Признать недействующими постановление главы администрации муниципального образования городское поселение Заполярный Печенг­ского района Мурманской области от 17 марта 2009 года, № 26 «Об ут­верждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежи­лого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполярный» и постановление главы администрации муниципального об­разования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурман­ской области от 22 декабря 2009 года, № 172 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования г. Заполяр­ный», со вступления в силу данного решения суда.»

Председательствующий

Судьи