Судья Серова М.Г. | № 33-3000 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 01 декабря 2010 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Горчаковой Е.В. |
судей | Пырч Н.В. |
Шанаевой И.Ю. | |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сологуба С.Л. к войсковой части 49394 о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья
по кассационной жалобе Сологуба С.Л. на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 20 сентября 2010 года, по которому постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Сологуба С.Л. к войсковой части 49394 о признании незаконным отказа командира войсковой части 49394 о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья, - отказать».
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Сологуб С.Л. обратился в суд с иском к войсковой части 49394 о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1992 году он был уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям и исключен из списков войсковой части 31013. Выслуга на военной службе в льготном исчислении составляет более 20 лет. Во время службы в поселке Гремиха Мурманской области в 1987 году он был обеспечен служебным жильем, которое сдал в 1988 году при переводе к другому месту службы.
В 1992 году он был уволен в запас и перед увольнением подал рапорт на имя командира войсковой части о постановке на очередь на получение жилья.
После увольнения с военной службы он остался проживать в городе Североморске и работал в войсковой части 49394 (войсковая часть 59176). В 2000 году вместе с семьей переехал жить в Ленинградскую область в квартиру, полученную родителями взамен жилья, сданного в городе Североморске. До настоящего времени жильем не обеспечен.
При обращении в 2009 году к командованию войсковой части 31013, а затем - вышестоящей войсковой части 59176 с вопросом о продвижении в очереди на получение жилья, получил ответ об отсутствии его в указанных списках.
При последующем обращении в войсковую часть 49394 - к начальнику Тыла Северного флота с просьбой включить его в очередь на получение жилья или на получение Государственного жилищного сертификата, получил ответ с разъяснением о необходимости обращения в органы местного самоуправления.
Полагал, что отказ командования войсковой части 49394, имеющей в настоящее время жилищную комиссию, нарушает его права как военнослужащего на обеспечение жильем.
Просил суд признать незаконным отказ командования войсковой части 49394 в признании его нуждающимся в получении жилья и обязать дать указание жилищной комиссии войсковой части включить его в очередь нуждающихся в получении жилья, оформив данное решение протоколом жилищной комиссии.
В судебном заседании Сологуб С.Л. исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - войсковой часть 49394, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежаще. В письменных возражениях иск не признал. Одновременно заявил о пропуске истцом общего срока исковой давности для защиты своих прав, предусмотренного статьей 196 ГК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, командир войсковой части 49394 и председатель жилищной комиссии войсковой части 49394, в судебное заседание не явились.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Сологуб С.Л. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, приводя мотивы, послужившие поводом для обращения в суд.
В возражениях на кассационную жалобу войсковая часть 49394 просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 г. № 240, предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР (пункт 53).
Названное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Президентом Российской Федерации Указа от 16.09.1999 г. № 1237, утвердившего Положение о порядке прохождения военной службы.
Порядок предоставления жилых помещений лицам офицерского состава был установлен Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1884 года № 335, утратившими силу с 01 марта 2005 года, в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно названным Примерным правилам, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами (пункт 11).
Пунктом 24 Примерных правил предусматривалось обеспечение военнослужащих, в том числе, лиц офицерского состава Вооруженных Сил СССР, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в установленный законодательством Союза ССР срок дополнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в редакции, действующей с 27 мая 1998 года, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. .., без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они должны были быть обеспечены жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования содержатся в пункте 17 статьи 34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. №1237.
В силу пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции от 27.05.1998 г., военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечивались жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Соответствующий порядок обеспечения жилыми помещениями предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку..., нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
В дальнейшем, в названные положения статьи 15 Федерального закона внесены изменения.
Так, положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона, в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ, предусматривалось обеспечение военнослужащих при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья.
В соответствии с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона, действующими в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, предусмотрено ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сологуб С.Л. проходил военную службу с ****.1974 года. Приказом Главкома Объединенными Вооруженными Силами СНГ от ****.1992 года был уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 пункту «в» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (по сокращению штатов).
Приказом командира войсковой части 31013 (по последнему месту службы) от ****.1992 года № ** Сологуб С.Л. был исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в Североморский РВК города Североморска. Выслуга лет в Вооруженных Силах у истца составила в календарном исчислении - 17 лет 8 месяцев; в льготном исчислении - 21 год 6 месяцев, (л.д. 10-17; 58-63).
Согласно справке от ****.2009 года, выданной 85 ОМИС, истец Сологуб С.Л. сдал служебное жилое помещение в городе Островном ****.1988 года (л.д. 23).
С ****2001 года по настоящее время истец проживает и зарегистрирован по адресу: *** Ленинградской области. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца -Сологуб М.Д. (л.д. 32, 34).
Материалами дела подтверждается отсутствие у истца и членов его семьи в настоящее время жилых помещения на праве собственности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (л.д. 18-22, 33).
После получения справки от ****.2009 года о сдаче служебного жилого помещения в городе Островном, истец обращался письменно к командованию войсковой части 31013 - по последнему месту службы, а затем - в вышестоящую войсковую часть 59176 с вопросом о продвижении его в очереди на получение жилья по списку жилищной комиссии.
Из ответов войсковых частей 31013 и 59176 следует, что истец не числится в списках очередников на получение жилья (л.д. 24-27).
Тщательно проанализировав установленные по делу обстоятельства и исходя из требований действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что при увольнении с военной службы право истца на получение жилья могло быть реализовано в порядке, предусмотренном действующими на день увольнения нормативными правовыми актами - пунктом 53 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 18.03.1985 г. № 240, Жилищным кодексом РСФСР, Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1884 года № 335. В частности, путем постановки на учет в исполнительном комитете местных Советов народных депутатов (органе местного самоуправления) по избранному месту жительства.
Разрешая заявленное требование, суд правильно исходил из того, что Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, предусмотренный статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., действующей с 01.01.2005 года, распространяется на правоотношения, возникшие после введения в действие данной правовой нормы, и не подлежит применению к правоотношениям, возникшим в связи с увольнением истца с военной службы в 1992 году.
Поскольку доказательств обращения истца при увольнении с военной службы с рапортом к командованию войсковой части о признании его нуждающимся в получении жилья, а также о том, что он был фактически признан нуждающимся и включен в списки очередников, истцом не представлено, то суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда основаны на анализе законодательства, действующего в период спорных правоотношений, мотивированы, соответствуют требованиям норм материального права, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом первой инстанции проверялись, им в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка. Мотивы этому подробно приведены в обжалуемом решении суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального и материального законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сологуба С.Л. – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |