Судья- И.С.Андреева ***
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
*** ***
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Игнатенко Т.А.
Пырч Н.В.
при секретаре Дундиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Голубиной А.А. к Комитету имущественных отношений *** о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,
по кассационной жалобе Голубиной А.А. на решение Первомайского районного суда *** от ***, по которому постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Голубиной А.А. к Комитету имущественных отношений *** о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения по адресу: ***, комната 904 - отказать.»
Заслушав доклад судьи Симакова А.В.объяснения представителя Голубиной Анны А.С. А.А. поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Истец обратился в суд с иском о признании права на приватизацию и понуждении к заключению с ним договора приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: ***, ком. 904. В обоснование указала, что она с *** зарегистрирована в комнате ***.
08.06. 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ним договора на бесплатную передачу в собственность вышеуказанного изолированного помещения. Однако, в заключении данного договора, ей было отказано. Отказ был обоснован тем, что спорное жилое помещение находится в общежитии и приватизации не подлежит. Считает отказ незаконным и нарушающим его права. В силу действующего закона, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность до ***, не отвечает признакам общежития, утрачен признак - связь собственника общежития, как работодателя и проживающих жильцов. Следовательно, она вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность. Просит признать отказ Комитета имущественных отношений *** от *** в приватизации жилого помещения 904 по *** незаконным. Обязать ответчика -КИО *** заключить с ней договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения комнаты 904 по ***.
В последствии представитель истца уточнил исковые требования, просил суд признать за Голубиной А.А. право на приватизацию жилого помещения комнаты 904 по ***. Обязать ответчика - Комитет имущественных отношений *** заключить с ней договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения комнаты 904 общей площадью 22,60 кв.м., в том числе жилой 17,40 кв., расположенного по адресу: ***.
В судебном заседании представитель истца - Смолин А.А. исковые требования поддержал.
Представитель Комитета имущественных отношений *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что с иском не согласен, так как истец проживает в спорном жилом помещении на основании договора найма жилого помещении в общежитии от *** ***, заключенного с комитетом по развитию городского хозяйства администрации *** на основании ходатайства с ООО «О, Кей». Согласно свидетельству органа регистрационного учета от *** истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, ком. 904 на срок с *** по *** В то же время, исходя из смысла ст.ст.1, 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на постоянной основе.
Представитель третьего лица УФРС по МО в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГУПТИ МО в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе кассатор Голубина А.А. просит решение суда отменить т.к. принимая решение об отказе в иске по мотиву отсутствия у Голубиной А.А. права на приватизацию спорного жилого помещения, суд применил норму, не подлежащую применению (ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в части, запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях) и, применив к рассматриваемым правоотношениям норму, подлежащую применению (ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), дал ей неверное толкование, что привело к неправильному разрешению дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве общежития во временное пользование на период трудовых отношений с ООО «О"Кей». Общежитие в момент предоставления жилого помещения истцу являлось муниципальной собственностью, статус общежития после вселения истца не менялся.
С выводами суда кассатор не согласен по следующим основаниям.
Из буквального смысла ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если эти жилые помещения являются изолированным.
Поскольку общежитие по *** передано в муниципальную собственность на основании постановления администрации *** от *** *** «О приеме в муниципальную собственность *** недвижимого имущества», то с момента вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанный жилой дом утратил статус общежития и Голубина А.А., занимающая в данном доме изолированное помещение - комнату ***, вправе приобрести это жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
На основании изложенного, кассатор просит решение Первомайского районного суда от *** отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание Голубиной А.А., представителей Комитета имущественных отношений ***, третьих лиц УФРС по МО и ГУПТИ МО т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** *** граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от *** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от *** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с *** принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от *** № 1 89-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от *** N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от *** N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от *** N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ***), Указом Президента Российской Федерации от *** N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Согласно Правил пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от *** ***, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, *** и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от *** N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, водящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.
Согласно статье 99 ЖК РФ, основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 42 утверждены типовые договоры найма специализированных жилых помещений.
Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.
В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что Голубиной А.А., согласно ходатайства ООО «О,КЕЙ» о предоставлении постоянной регистрации в спорном жилом помещении истцу была выделена комната *** в общежитии по адресу: ***, а *** заключен договор *** найма жилого помещения в общежитии. По условиям договора Голубиной А.А. спорное жилое помещение было предоставлено для временного проживания, на период трудовых отношений (л.д. 14). С *** истец временно зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении на условиях найма специализированного жилого помещения.
Установив, что общежитие по адресу: *** *** находится в муниципальной собственности с 1999 г.: принято на баланс и включено в перечень муниципальной собственности *** в качестве общежития, статус общежития не изменялся, из договора найма жилого помещения, заключенного между Голубиной А.А. и КРГХ администрации *** следует, что спорное жилое помещение расположено в муниципальном общежитии и предоставлено истцу в 2009 году именно в качестве общежития во временное пользование на период трудовых отношений с ООО «О,Кей», сроком на три года (п. 1.5 Договора), общежитие в момент предоставления жилого помещения истцу являлось муниципальной собственностью, статус общежития после вселения истца не менялся, суд обоснованно в удовлетворении иска отказал.
Проанализировав приведенные выше нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и Муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
На основании приведенных выше норм, граждане проживавшие в ведомственных общежитиях до передачи их в муниципальную собственность, в силу статьи ст. 7 Федерального закона от *** № 1 89-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» приобрели право на приватизацию занимаемых жилых помещений.
В то же время, действующее жилищное законодательство не запрещает использовать приобретаемые в собственность муниципального образования жилые помещения в качестве общежитий.
Так, согласно п. 1 Постановления администрации *** от *** *** председатель комитета по развитию городского хозяйства администрации *** назначен уполномоченным лицом по заключению договоров найма специализированных жилых помещений маневренного фонда, муниципальных общежитий, заключение договоров социального найма жилых помещений находится в компетенции отдела по учету и распределению жилой площади администрации ***
Учитывая, что Голубина А.А., вселилась в спорное жилое помещение на основании ходатайства ООО «О,Кей» тогда как Постановлением Администрации *** *** от ***, право собственности на общежитие, расположенное в ***, *** было зарегистрировано за муниципальным образованием – *** т.е. до момента ее вселения, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку комната в общежитии истцу предоставлена уполномоченным органом местного самоуправления, в порядке и по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда, статус жилого помещения не изменялся и не имеется обстоятельств, указанных в ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", оснований считать, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма и следовательно для удовлетворения заявленных требований суд обоснованно не усмотрел.
Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Все, приведенные в кассационной жалобе, доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка. Так в частности суд правомерно признал несостоятельными доводы истицы т.к. результате передачи общежития в муниципальную собственность права истицы нарушены не были, поскольку она не вселялась и не проживала в нем в период, когда оно являлось ведомственным жильем.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 366 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
решение Первомайского районного суда *** от *** года оставить без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи