о взыскании денежной компенсации



Судья - Кулдыкин А.В.

№ 33-3225

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

22 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Истоминой И.В.

Самойленко В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Комольцева В.К. к Государственному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о взыскании денежной компенсации за наем, (поднаем) жилого помещения по кассационной жалобе Комольцева В.К. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 августа 2010 года, по которому постановлено:

«Исковое заявление Комольцева В.К. к Государственному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Комольцев В.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

В обоснование иска указал, что с ... года он был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, выслуга лет на момент увольнения составила более ... лет. С ... года он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования город Апатиты Мурманской области. Вместе со своей семьей он проживает в квартире, снимаемой по договору поднайма. ... года он обратился с заявлением для получения компенсации за наем (поднаем) жилья в военный комиссариат Мурманской области, где состоит на учете в части пенсионного обеспечения. Военный комиссариат Мурманской области отказал в выплате денежной компенсации, в связи с тем, что он и его семья приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... года.

Истец считает, что ответчик неправомерно отказал ему в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку он обладает таким правом в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, а также Постановления Правительства РФ № 90 от 31 декабря 2004 года, реализуемых на основании приказа Министра обороны РФ № 235 от 16 июня 2005 года.

В связи с чем, просил признать решение об отказе в выплате компенсации незаконным, считать его и его семью, принятыми на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... года, обязать ответчика выплатить ему компенсацию за наем жилого помещения за период с ... года по ... года в сумме ... рублей, обязать военный комиссариат Мурманской области выплачивать с ... года ему и членам его семьи денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения ежемесячно до фактического предоставления жилья, в том числе за счет государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании истец иск поддержал.

Представитель ответчика ГУ «Военный комиссариат Мурманской области» Павлитчук П.В. в судебном заседании иск не признал.

Представитель 3-его лица - Администрации города Апатиты в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что Комольцев В.К. подал заявление о предоставлении жилого помещения в администрацию города Апатиты ... года и с этой даты состоит в очереди.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Комольцев В.К. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

Указывает, что суд при вынесении решения, не учел то обстоятельство, что в связи с изменением формулировки его увольнения ему были восстановлены права и льготы с ... года, установленные Законом РФ «О статусе военнослужащих», в том числе было восстановлено его право и на получение жилья по льготным основаниям с ... года. В связи, с чем он и члены его семьи были поставлены на учет на улучшение жилищных условий с ... года, т.е. с момента подачи заявления, как семья гражданина, уволенного с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

Кроме того, указывает, что суд неверно истолковал приказ командира войсковой части ... за № ... от ... года, изданный на основании приказа № ... от ... года, посчитав, что Комольцев В.К. исключен из списков личного состава в ... году.

Считает, что доказательства, представленные им, судом фактически не исследовались.

Считает также, что наличие недочетов в оформлении документов, имеющихся в материалах его учетного дела, на которые указывает суд, не должны влиять на наличие его права на получение денежной компенсации на оплату найма (поднайма) жилья, поскольку это упущение со стороны уполномоченных органов местного самоуправления, а не его вина.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились участники процесса, которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года установлено, что при невозможности обеспечить жилыми - помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации № 909 от 31 декабря 2004 года утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным военной службы и членам их семей. Согласно данному положению, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года - уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Как видно из материалов дела, Комольцев В.К. является получателем пенсии за выслугу лет с ... года в военном комиссариате Мурманской области. Общая продолжительность военной службы Комольцева В.К. за период с ... года по ... года составила ... лет ... месяца ... дней.

Комольцев В.К. был уволен со службы на основании приказа Командующего ... № ... от ... года по статье 49 части ... пункту «...» Закона РФ от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащего, по отрицательным основаниям.

На момент увольнения истца в ... году действовал Закон РФ от 21 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно пункту 6 статьи 15 которого, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

... года Комольцев В.К. обратился в администрацию города Апатиты с заявлением о выделении жилплощади на семью из четырех человек, (л.д. 108) предоставив необходимые документы.

На момент обращения Комольцева В.К. в администрацию города Апатиты действовали Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее Правила), которыми в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем - предприятия, учреждения и организации), расположенных на территории РСФСР.

В соответствии с пунктом 11 Правил ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (п. 13 Правил).

Согласно пункту 14 Правил, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (пункт 16 Правил).

Однако суду не представлен акт обследования жилого помещения, занимаемого Комольцевым В.К. по установленной форме, а также доказательств того, что в течение месяца было принято соответствующее решение Администрации города Апатиты.

Суду также не представлено доказательств того, что при невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления временно разместили Комольцева В.К. и его семью в жилых помещениях или выплачивали им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, а также того, что с согласия Комольцева В.К. органами местного самоуправления были предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что заседание жилищной комиссии по вопросам предоставления и обмена жилых помещений, на котором рассматривалось принятие Комольцева В.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состоялось только ... года, ранее жилищная комиссия администрации города Апатиты заявление Комольцева В.К. о постановке на учет не рассматривала, а доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 49 действовавшего в ... году Закона РФ от 22 января 1993 года «О воинской обязанности и военной службе» при досрочном увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в случаях, предусмотренных пунктами «...» - «...» части второй настоящей статьи, к нему применяются санкции, установленные Положением о материальной ответственности военнослужащих.

В данном случае, формулировка увольнения по пункту «...» статьи ... Закона «О воинской обязанности и военной службе» лишала истца права на льготы для получения жилья по месту жительства, данный факт нашел свое отражение в решении ... городского суда ... области от ... года и Определении судебной коллегии по гражданским делам ... областного суда.

В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ... года истец не имел льгот для получения жилья, на основании действовавшего законодательства.

На основании решения ... городского суда ... области от ... года и определения ... областного суда от ... года формулировка увольнения Комольцева В.К. изменена на статью 49 часть ... пункт «...», в связи с организационно-штатными мероприятиями. ... года приказом командира войсковой части ... № ... Комольцев В.К. исключен из списков личного состава на основании приказа № ... от ... года (л.д. 11).

Из протокола заседания жилищной комиссии Администрации города Апатиты по вопросам предоставления и обмена жилых помещений от ... года, утвержденного постановлением от ... года № ..., не следует, по какой причине истец не был поставлен на учет с ... года, и почему ... года он поставлен на учет с ... года.

Разрешая возникший спор, суд исходил из того, что суду не представлено убедительных доказательств того, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ... года.

Согласно пункту 2 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной пасти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии Администрации города Апатиты по вопросам предоставления и обмена жилых помещений от ... года, утвержденного постановлением от ... года № ..., истец и члены его семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся с ... года по основаниям, предусмотренным Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054.

Вместе с тем исполнение органами местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, а также уволенных до 01 января 2005 года, но не вставших до этой даты на соответствующий учет, противоречит действующим законам федерального уровня, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

На основании изложенного, вывод суда о том, что правовых оснований для решения жилищной комиссией администрации города Апатиты ... года вопроса о постановке Комольцева В.К., как бывшего военнослужащего, и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось, является правильным.

Материалами дела подтверждается, что с ... года по настоящее время Комольцев В.К. проживает вместе с семьей в городе Апатиты Мурманской области, занимая квартиру ... в доме № ... по улице ... в городе Апатиты по договору найма (поднайма) жилого помещения, заключенного собственником указанной квартиры Л., которой оно принадлежит на праве собственности по договору купли-продажи, заключенного ... (л.д.12).

Установив, что плата за данное жилое помещение и коммунальные услуги не превышает плату, установленную за это помещение нанимателю, суд правильно определил, что Комольцев В.К. нес расходы только по оплате жилья и коммунальным услугам, что подтверждено копиями квитанций, предоставленных истцом, при этом, дополнительных расходов по найму жилого помещения истец не понес.

При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на иной оценке представленных доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательства оценены судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иных доказательств, которые не были предметом исследований и оценки суда первой инстанции суду кассационной инстанции не представлено, а кассационной жалобой не приведено.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комольцева В.К. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: