Судья Беляева В.В. | № 33-16 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 12 января 2011 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Горчаковой Е.В. |
судей | Пырч Н.В. |
Кузнецовой Т.А. | |
при секретаре | Уховой Н.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Федотовского А.С. к администрации города Мурманска о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке
по кассационной жалобе представителя администрации города Мурманска - Сазонова Д.С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 ноября 2010 года, по которому постановлено:
«Обязать Администрацию города Мурманска поставить Федотовского А.С., *** года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке».
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения представителя администрации города Мурманска - Сазонова Д.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы Федотовского А.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Федотовский А.С. обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Заявленное требование истец обосновал тем, что является выпускником детского дома, относится к детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, не достиг возраста *** лет. За время пребывания в государственных учреждениях за ним сохранялось право на жилое помещение по месту регистрации лишенной родительских прав Ф.Г.М.. в квартире по адресу: город ***, общей площадью *** кв.м., в которой вместе с ним зарегистрированы еще три человека. На каждого из них приходится по *** кв.м. жилого помещения.
Для улучшения жилищных условий во внеочередном порядке он обратился в администрацию города Мурманска, однако в постановке на учет в качестве нуждающегося ему необоснованно отказано со ссылкой на учетную норму – 12 кв.м. и в связи с этим обеспеченности его в жилье. Считая данный отказ незаконным, Федотовский А.С. просил обязать администрацию города Мурманска включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
В судебном заседании Федотовский В.С. заявленное требование поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации города Мурманска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации города Мурманска – Сазонов Д.С., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, считая, что судом неправильно применены нормы материального права и не дана оценка юридически значимым обстоятельствам.
Указывает на то, что в судебном заседании было установлено, что общая площадь квартиры, нанимателем которой является истец, составляет *** кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходится по *** кв.м.
Поскольку уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения выше, чем уровень, при котором гражданин имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, он не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения по договорам социального найма во вне очередном порядке закреплено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и абзацем первым статьи 4 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Правительством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП утвержден Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Как указано в пункте 1 Порядка, указанный нормативный правовой акт определяет обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, а также указанных лиц при условии, что их возвращение в ранее занимаемые и сохраняемые за ними жилые помещения невозможно.
Пунктом 3.2 данного Порядка (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 12 мая 2009 года № 202-ПП, действовавшего на день возникновения спорных отношений и разрешения дела) предусмотрены основания для издания муниципального правового акта о гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, имевшим закрепленные жилые помещения, в случае невозможности возвращения в них при наличии одного из предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств:
1) в жилом помещении проживают граждане, не имеющие либо утратившие родственные отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа или страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в жилом помещении невозможно;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют тяжелые формы хронических заболеваний, при которых совместное с ними проживание граждан в одном жилом помещении невозможно;
3) на одного проживающего в жилом помещении гражданина приходится менее учетной нормы площади жилого помещения;
4) жилое помещение утрачено в результате сноса дома, вследствие сделок купли-продажи, обмена и других сделок с жилым помещением при отсутствии исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения;
5) жилое помещение признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке.
Таким образом, с учетом приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами при разрешении настоящего дела являлось выяснение, относится ли истец к категории лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и имеются ли предусмотренные законом основания для признания истца нуждающимся в жилье.
Судом установлено, что решением Первомайского районного суда города Мурманска от *** года Ф.Г.М. была лишена родительских прав в отношении сына Федотовского А.С.
Распоряжением администрации Первомайского административного округа города Мурманска от *** года № *** истец, его сестра Ф.О.С.., *** года рождения, брат Ф.Д.С.., *** года рождения, определены в детское государственное учреждение.
Данным распоряжением за детьми закреплено жилое помещение, в котором они были зарегистрированы и находящееся по адресу: ***.
Согласно свидетельству о смерти серии *** № ***, выданному отделом ЗАГС администрации города Мурманска *** года, отец Федотовского А.С. - Ф.С.И.. умер *** года.
Как установил суд, Федотовский А.С., оставшийся без попечения родителей, был передан на попечение органам опеки и попечительства, после чего постоянно находился в государственном учреждении на полном государственном обеспечении - МОУ Детский дом № *** в период с *** года по *** года, что подтверждается справкой указанного учреждения.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, разрешая дело, суду требовалось установить, имеются ли предусмотренные законом основания для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Материалами дела подтверждено, что истец зарегистрирован в квартире по адресу: ***. За время пребывания в государственном учреждении за ним сохранялось право на это жильё.
Указанное жилое помещение является двухкомнатной квартирой общей площадью *** кв.м., в которой вместе с истцом также зарегистрированы Ф.Г.М.., его сестра Ф.О.С. и брат Ф.Д.С.., следовательно, на каждого из зарегистрированных в квартире членов семьи истца приходится по *** кв.м.
Поскольку истец имеет закрепленное за ним жилое помещение, то с учетом действующего правового регулирования вопрос об обеспечении его вне очереди другим жильем подлежал разрешению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 3.2 Порядка обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 12 мая 2009 года № 202-ПП, действовавшего на день возникновения спорных отношений и разрешения дела).
Указанные нормы предусматривают в качестве основания признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, при наличии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Понятия нормы предоставления жилья и учетной нормы определены в статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, федеральным законодательством установлено, что учетная норма площади жилого помещения определяется из общей площади жилого помещения.
В силу части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Мурманского городского Совета от 07 апреля 2005 года № 6-62 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в городе Мурманске, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1).
Пунктом 2 указанного решения установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Удовлетворяя заявленное требование, приняв во внимание норму предоставления жилого помещения – 14 кв.м., суд первой инстанции в нарушение приведенных выше норм материального права признал истца нуждающимся в жилом помещении.
Между тем, такой вывод суда противоречит и фактическим обстоятельствам дела, поскольку материалами дела, самим истцом в судебном заседании подтверждено, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму для признания нуждающимся и установленную в размере 12 кв.м., которая у истца составляет *** кв.м.
Кроме того, из объяснений истца в суде кассационной инстанции следует, что обстоятельств невозможности возвращения в закрепленное жилое помещение, указанных в пункте 3.2 Порядка обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года № 46-ПП, не имеется. Жилое помещение сохранено и пригодно для проживания, совместное проживание с зарегистрированными в квартире лицами возможно.
Разрешая спор, суд в решении сослался на нормы недействующего Закона Мурманской области от 21 июня 1996 года № 25002-ЗМО «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившего силу в связи с принятием Закона Мурманской области от 26 мая 2006 года № 753-01-ЗМО.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами. В связи с чем, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
Поскольку для разрешения заявленного требования не требуется установления новых обстоятельств, а также предоставления дополнительных доказательств, судебная коллегия на основании статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 ноября 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Федотовскому А.С. в удовлетворении иска к администрации города Мурманска о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке – отказать.
председательствующий: | |
судьи: |