О признании членами семьи военнослужащего для получения ГЖС



Судья Васильева О.В.

№ 33-216

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

26 января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Самойленко В.Г.

Синицы А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионова В.И. к войсковой части 06797 о признании членами семьи военнослужащего для получения Государственного жилищного сертификата

по кассационной жалобе Ларионова В.И. на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2010 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Ларионову В.И. к войсковой части 06797 о признании членами семьи военнослужащего для получения Государственного жилищного сертификата Медницкого М.А. и М.А.М. отказать».

Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., объяснения третьих лиц Медницкого М.А., его представителя Валевскую Я.В., третьего лица Медницкую М.В., считавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Ларионов В.И. обратился в суд с иском к войсковой части 06797 о признании членами его семьи его пасынка - сына жены от первого брака, дочери и жены пасынка соответственно - Медницкого М.А., *** года рождения, Медницкую М.В., *** года рождения и М.А.М., *** года рождения для получения жилищного сертификата.

В обосновании заявления указал, что он зарегистрирован и постоянно проживает по договору социального найма в квартире ***. Вместе с ним в квартире зарегистрированы и проживают его жена, дочь, её сын Медницкий М.А. и его семья - жена и дочь. Он имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., т.к. проходит военную службу в войсковой части 06797, имеет необходимую выслугу, подлежит увольнению с военной службы. Обратившись с рапортом на имя командира войсковой части 06797, изъявил желание участвовать в подпрограмме, однако решением Жилищной комиссии от 29 января 2010 года ему было отказано в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и во включении членов его семьи в состав участников подпрограммы ГЖС в связи с тем, что пасынок Медницкий М.А. и его семья не являются членами семьи военнослужащего и по нормам учета семья военнослужащего считается обеспеченной жильем.

Просит признать его пасынка и его семью членами его семьи применительно к подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании истец Ларионов В.И. и его представитель Валевская Я.В. изменили исковые требования в сторону уменьшения, просили признать членами семьи военнослужащего только пасынка и внучку, то есть Медницкого М.А. и М.А.М.., а также изменили основания исковых требований, в частности ссылались на ч. 1 ст. 69 ЖК РФ.

Представитель ответчика войсковой части 06797- Быканов В.В. исковые требования не признал.

Третье лицо Медницкий М.А. с иском согласен.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации города Оленегорска -Каньшина А.А., считает, что семья Медницких нуждается в улучшении жилищных условий.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Ларионов В.И. просит решение суда отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, так как обстоятельства имеющие значение для дела установлены.

В обоснование жалобы ссылается на то, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела.

Считает, что основаниями для отмены решения суда является то, что суд безосновательно сослался на ч.5 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих.

Указывает, на то, что фактически его семья состоит из пяти человек, а не из трех, исходя из норм жилой площади на членов семьи военнослужащего, к которым в соответствии с действующим законодательством относится только супруга и дочь Ларионова В.И., его семья считается обеспеченной жильем. Однако с целью признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий путем признания членами семьи иных лиц он обратился в суд.

Полагает, ссылку суда на то, что он был призван на службу, будучи уже обеспеченным жилым помещением, юридического значения для разрешения дела не имеют.

Судом не доказано, что Медницкий М.А. и М.А.М. не проживали до ноября 2010 года в квартире по адресу: город ***, а также, что Медницкие не вели совместное хозяйство. Кроме того, отдел опеки и попечительства администрации города Оленегорска, считает, что семья Медницких-Ларионовых нуждается в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Ларионов В.И., представители ответчика войсковой части 06797, ГУ – 1967 ОМИС, представители отдела опеки и попечительства администрации г. Оленегорска, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, основанным.

Разрешая настоящий спор, суд правильно применил материальный закон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года осуществляется за счет средств Федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 № 681, от 10.04.2008 № 257), определен порядок обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, жильем и особый подход в определении членов семьи гражданина - участника Подпрограммы.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ (далее Постановление № 153) право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Пунктом 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, предусмотрено, что Правила учета устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В соответствии с абзацем 5 пункта 8 Правил к членам семьи гражданина (применительно к Подпрограмме) относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица учитываются в расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами его семьи.

Согласно подпункта «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службы и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 № 9 улучшение жилищных условий военнослужащих, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует исходить из положений статьи 53 Жилищного Кодекса РСФСР (статьи 69 Жилищного кодекса РФ).

Правильно проанализировав приведенные положения правовых актов, регламентирующих спорное правоотношение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что участниками программы признаются военнослужащие, имеющие определенную выслугу лет военной службы, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также постоянно проживающие совместно с военнослужащим супруга, их дети, родители и другие лица, признанные членами семьи в судебном порядке гражданина - участника подпрограммы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Ларионов В.И. является ***, подлежащим увольнению в запас по пункту 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и его выслуга лет на 19 марта 2010 года составляет в календарном исчислении *** лет *** дней (л.д. 35).

Квартира, в которой проживает истец с членами его семьи, по адресу: г. *** была получена по ордеру женой истца Л. *** года (л.д. 13).

При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец Ларионов В.И. был призван на военную службу уже будучи обеспеченным жилым помещением.

Решением жилищной комиссии войсковой части 09704 (в настоящее время 06797) 29.01.2010 года Ларионову было отказано в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и во включении его в состав участников программы ГЖС.

Правильным является вывод суда о том, что истец Ларионов не является участником программы ГЖС и не нуждается в обеспечении жилым помещением. Указанное решение жилищной комиссии Ларионовым не обжаловалось, доказательств опровергающих указанный вывод суду не представлено.

Суд правильно указал, что признание членами семьи военнослужащего Ларионова В.И., подлежащего увольнению с военной службы, Медницкого М.А. и М.А.М. вне программы ГЖС не имеет правового значения.

Обсуждая доводы о том, что Медницкий М.А. и его ребенок М.А.М. должным быть признаны членами семьи Ларионова В.И. на основании части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ, суд обоснованно исходил из того, что согласно

указанной нормы к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены в качестве членов его семьи, ведут с ним общее хозяйство. Правоотношения, регулируемые данной нормой закона, вытекают из жилищных правоотношений, поскольку относят указанных лиц к членам семьи нанимателя именно по договору социального найма, что не влечет безусловной обязанности отнесения этих лиц к членам семьи военнослужащего, в силу его статуса и обязанности признания их членами семьи для получения и на них жилищного сертификата. Основания отнесения лиц к членам семьи военнослужащего в силу их статуса, установлены специальным законом «О статусе военнослужащих».

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», предусматривая определенные социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, одновременно закрепляет круг лиц, которым они предоставляются. В частности, к членам семьи военнослужащих, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии и компенсации относятся: супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи), социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6).

Суд пришел к правильному выводу о том, что Медницкий М.А. не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, указанных в законе «О статусе военнослужащих». Он не является родственником Ларионова В.И., не находится на его иждивении, не ведет с ним общее хозяйство, так как имеет постоянный источник дохода, подтвержденный справкой с места работы.

Правильным является также вывод суда о том, что не имеется оснований для признания членом семьи истца М.А.М... поскольку материалами дела подтверждается, что у несовершеннолетней М.А.М. имеются трудоспособные родители, которые в силу статьи 80 Семейного кодекса РФ обязаны содержать ее.

Кроме того, суд правильно исходил из положений части 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 Семейного кодекса РФ.

Согласно представленным документам, М.А.М. в детской поликлинике в г. Оленегорске наблюдается по участку по ул. *** и только в период рассмотрения дела амбулаторная карточка ребенка передана на участок по ул. ***, что обоснованно расценено судом как доказательство того, что до ноября 2010 года ребенок, а поскольку он является малолетним, и его родители фактически по адресу регистрации в квартире *** Ларионова В.И. не проживали.

Суд дал правильную оценку показаниям свидетелей М., С., Б. и Г., которые показали только о наличии между Ларионовым В.И., Медницким М.А. и его семьей хороших отношений, вместе с тем, свидетели не подтвердили факт нахождения на иждивении Ларионова В.И. Медницкого М.А. и М.А.М.

Суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что в отношении несовершеннолетней М.А.М. опека со стороны Ларионова В.И. не установлена, ни один из родителей не лишен в отношении ребенка родительских прав, брак между родителями ребенка не расторгнут, кроме того, мать ребенка является собственником *** доли квартиры (л.д. 18).

При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о том, что не представлено доказательств того, что несовершеннолетняя М.А.М. находится на иждивении истца Ларионова В.И.

Установив изложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении иска.

Доводы жалобы сводятся к иной оценке представленных доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательства по делу оценены на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для переоценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает, поскольку иных доказательств, которых не были предметом исследования и оценки суда не представлено.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2010 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Ларионова В.И. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: