О признании незаконным бездействия по организации ритуальных услуг



Судья Шимановская В.Е.

№ 33-578

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Симакова А.В.

судей

Истоминой И.В.

Кузнецовой Т.А.

при секретаре

Блохиной Е.А.

с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры

Коньялыоглу И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования и Совету депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района о признании незаконным бездействия по организации ритуальных услуг, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и принятию нормативного правового акта, определяющего качество безвозмездно предоставляемых услуг по погребению,

по кассационному представлению помощника прокурора Печенгского района Рихтер И.А. на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 17 января 2011 года, по которому постановлено:

«в удовлетворении иска прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области и Совету депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области о признании незаконным бездействия по организации ритуальных услуг, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и принятию нормативного правового акта, определяющего качество безвозмездно предоставляемых услуг по погребению отказать».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., возражения против кассационного представления представителя администрации городского поселения Никель и Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель - Парфеновой Е.В., заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б. о законности решения, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования и Совету депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района о признании незаконным бездействия по организации ритуальных услуг, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и принятию нормативного правового акта, определяющего качество безвозмездно предоставляемых услуг по погребению.

Заявленное требование мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления городского поселения Никель полномочий, определенных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что ответчиками не организованы ритуальные услуги и содержание мест захоронения, а также не определена специализированная служба по вопросам похоронного дела в п. Никель для реализации указанных полномочий.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Печенгского района Рихтер И.А. иск поддержал.

Представитель администрации городского поселения Никель и Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Парфёнова Е.В. иск не признала, считая заявленное требование необоснованным.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Печенгского района Рихтер И.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, принять новое решение. Полагает, что судом неверно истолкованы нормы, содержащиеся в статьях 9, 12, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле».

Указывает, что федеральными законами определено, что органы местного самоуправления для исполнения своих полномочий обязаны создать муниципальное предприятие по вопросам погребения и похоронного дела. На органы местного самоуправления вместе с обязательствами по созданию специализированной службы возложены обязанности контроля качества предоставляемых специализированной службой услуг по погребению.

Отсутствие специализированной службы по погребению и похоронному делу свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления муниципального образования Никель бездействуют по исполнению полномочий, закрепленных в Уставе муниципального образования по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Однако судом не были исследованы доказательства, подтверждающие факт бездействия органов местного самоуправления.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель прокурора Печенгского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя, поскольку его неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», законодательство Российской Феде­рации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 25 данного закона, гарантии осуществления погребения умершего реализуется путем организации в Российской Федерации похоронно­го дела, как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерше­го и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений, наряду с прочим, относится организа­ция ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичные положения содержатся в пункте 23 статьи 5 Устава муниципального образования городское поселение Никель.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что администрацией муниципального образования городское поселение и Советом депутатов муниципального образования городское поселение Никель обеспечена организация похоронного дела на территории городского поселения Никель Печенгского района.

В целях регулирования отношений, связанных с погребением умерших, и организацией похоронного дела, решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель от ... 2006 года № * утверждено Положение о погребении и по­хоронном деле.

Кроме того, решением от ... 2007 № * утверждено Положение о порядке погребения и содержания кладбищ в муниципальном образовании городское поселение Никель.

Положение о погребении и по­хоронном деле определяет полномочия органов ме­стного самоуправления в области погребения и организации похоронного дела, гарантии населения по данному вопросу, устанавливает гарантированный пере­чень услуг по погребению, требования к качеству ритуальных услуг и услуг по погребению, в том числе, оказываемых населению на безвозмездной основе.

Положение о порядке погребения и содержания кладбищ в муниципальном образовании городское поселение Никель устанавливает требования к качеству услуг по погребе­нию, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, правила содержания мест погребения, порядок деятельности специализиро­ванной службы по вопросам похоронного дела.

Администрация городского поселения Никель, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в пределах своей компе­тенции ... 2011 года заключила договор № * с индивидуальным предпринимателем Р. на содержание мест захоронения и пере­дачу полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании городское поселение Никель.

Пунктами 1.1 и 1.3 данного договора предусмотрено, что индивидуальный предприниматель Р. приняла на себя обязанности по осуществ­лению полномочий специализированной службы по вопросам похоронного де­ла, включая, содержанию мест захоронения в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положением о погребении и похоронном деле, Положением о порядке погребения и со­держания кладбищ в муниципальном образовании городское поселение Никель.

При этом индивидуальный предприниматель в соответствии с условиями договора (раздел 2) и Положений оказывает населению ритуаль­ные услуги и услуги по погребению, в том числе, на безвозмездной основе с последующим возмещением расходов органом местного самоуправления.

Аналогичные договоры заключались и действовали в 2010 году.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным.

Судом обоснованно не принято во внимание утверждение прокурора о том, что в муниципальном образовании должна быть создана специализированная служба по организации похоронного дела в форме муниципального унитарного предприятия или структурного подразделения ад­министрации.

Как правильно указал в решении суд, исходя из системного анализа норм статей 6, 9, 10, 12 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», организация по­хоронного дела в муниципальном образовании может быть обеспечена путем заключения договоров с любыми хозяйствующими субъектами. Закон не ис­ключает возможности выполнения данной деятельности коммерческими орга­низациями.

Судом правомерно учтены положения статьи 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

Поскольку решение вопросов организации похоронного дела, а также принятия нормативно-правовых актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт.

Судебная коллегия находит выводы суда и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Приведенные в кассационном представлении доводы тщательно проверялись судом первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, были признаны несостоятельными, оснований не соглашаться с правовой оценкой суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, поэтому кассационное представление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Печенгского района Рихтер И.А. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: