Судья Кис В.Ф. | № 33-1286 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 11 мая 2011 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Прокопенко Н.Б. |
судей | Пырч Н.В. |
Кузнецовой Т.А. | |
при секретаре | Уховой Н.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. к главе муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области Ананьеву В.А. о компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., представителя Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. – Щербанова Е.С. на решение Полярного городского суда Мурманской области от 31 марта 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. к главе муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области Ананьеву В.А., администрации ЗАТО Александровск о компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать».
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., возражения представителя главы муниципального образования ЗАТО Александровск - Николаева С.В., считавшего решение правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Щербановы обратились в суд с иском к главе муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области Ананьеву В.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей.
Заявленное требование мотивировали тем, что решением Полярного городского суда от 04 февраля 2009 года на ответчика возложена обязанность по предоставлению им квартиры в срок до ... 2009 года. Однако, дом, в котором им выделена квартира до настоящего времени не достроен, перспектива окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию приняла бессрочный характер, поэтому решение суда до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 02 июля 2008 года они были включены в очередь под № 1 списка лиц на переселение на новое место жительства в Российской Федерации. По мнению истцов, ответчик злостно отказывается исполнять указанные судебные постановления.
Определением суда от 28 февраля 011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ЗАТО Александровск.
Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова Т.Е., Щербанова О.Е. в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Представитель главы муниципального образования ЗАТО Александровск Николаев СВ. в судебном заседании иск не признал.
Представитель администрации ЗАТО Александровск в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В представленном в суд письменном отзыве администрация ЗАТО Александровск просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что с целью исполнения судебного решения Щербановым в соответствии с программой переселения из ЗАТО неоднократно предлагались другие варианты квартир в городах ... области, ... области, ... области, от получения которых истцы отказались.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Щербановы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленное требование удовлетворить, приводя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова О.Е., Щербанова Т.Е. и представитель администрации ЗАТО Александровск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материал по заявлению, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59. Обязательства вследствие причинения вреда и статьей 151 настоящего кодекса (пункт 1).
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2).
Как усматривается из материалов дела, определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 02 июля 2008 года Щербанов Е.С. и члены его семьи (истцы по настоящему делу) были включены в список лиц на переселение на новое место жительства в Российской Федерации под № 1.
Вступившим в законную силу решением Полярного городского суда Мурманской области от 04 февраля 2009 года удовлетворен иск Щербановых о предоставлении жилого помещения в связи с переселением из ЗАТО город ... на новое место жительства, на администрацию ЗАТО город Полярный возложена обязана предоставить Щербанову Е.С. и членам его семьи одну из четырех двухкомнатных квартир общей площадью ... кв. метра (без учета лоджий и балконов) по строительному адресу: /.../.
Состоявшимися судебными постановлениями за Щербановым Е.С. и членами его семьи признано право на получение жилого помещения по программе переселения из закрытого административно-территориального образования в установленном на федеральном уровне порядке и с учетом положений муниципального правового акта.
Данные отношения урегулированы Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам».
Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право истцов на переселение из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение жилым помещением восстановлено вступившим в законную силу решением суда, которое находится в стадии исполнения.
При этом суд правомерно руководствовался статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (пункт 2).
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, основываясь на положениях приведенных правовых норм, суд исходил из того, что в качестве основания возникновения права компенсации морального вреда являются действия, нарушающие личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Перечень нематериальный благ установлен пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что данный перечень не является исчерпывающим, из содержания приведенной нормы следует, что в качестве основания возникновения права на компенсацию морального вреда являются действия, посягающие на нематериальные блага гражданина (жизнь, здоровье, достоинство личности и др), а также нарушающие его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и др.).
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Поскольку таких виновных действий, приведших к нарушению личных неимущественных прав и нематериальных благ истцов, ответчиками допущено не было, то отсутствуют те правовые основания, с которыми закон связывает возможность компенсации морального вреда.
При этом судом обоснованно учтено, что права истцов на жилище в его личной неимущественной составляющей не подвергается какому-либо ущемлению, поскольку, проживая в городе Полярный, истцы обеспечены жилым помещением.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» истцы имеют право на получение жилья по программе переселения из закрытого административно-территориального образования, вопрос о предоставлении жилья разрешается в установленном законом порядке.
Требования, связанные с предоставлением жилого помещения по программе отселения из закрытого административно-территориального образования, носят имущественный характер и урегулированы специальным законодательством, которое не содержит норм предусматривающих возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Доказательств того, что ответчиками нарушены личные неимущественные права, иные нематериальные блага истцов и в связи с этим был причинен моральный вред, истцами как того требует часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Решение принято с правильным применением норм материального и процессуального права, предусмотренных законом оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного городского суда Мурманской области от 31 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., представителя Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. – Щербанова Е.С. – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: