Об оспаривании нормативного правового акта



Судья Ивашко Г.В.

№ 33-322

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

09 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Прокопенко Н.Б.

судей

Синица А.П.

Сергус Г.В.

с участием прокурора Мурманской

областной прокуратуры

Тарасовой А.А.

при секретаре

Дундиной Е.С

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головатенко Ю.Ф. об оспаривании нормативного правового акта и требование к администрации ЗАТО г. Заозерска Мурманской области о взыскании материального ущерба

по кассационной жалобе Головатенко Ю.Ф. на решение Заозерского городского суда Мурманской области от 20 декабря 2010 года которым постановлено:

«Исковые требования Головатенко Ю.Ф. удовлетворить частично.

Взыскать с администрации ЗАТО гор. Заозерска в пользу Головатенко Ю.Ф. ... рублей.

В удовлетворении заявления о признании недействующими со дня принятия пункта «об участии личных сбережений граждан» раздела 3 « Финансовое обеспечение переселения граждан», пункта 6.8. - приложение № 1 «Договор долевого участия в строительстве жилья»; п. 2.4. постановления администрации ЗАТО гор. Заозерска от 16 марта 2007 г. № 159 « О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО гор. Заозерска на новое место жительства» отказать.

Во взыскании ... руб., доплаты за ... кв.м. жилой площади и ... рублей - оплаты банковского перевода - отказать.

Взыскать с администрации ЗАТО гор. Заозерска в пользу Головатенко Ю.Ф. государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям ... рублей ... копейка».

Заслушав доклад судьи Сергус Г.В., заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Тарасовой А.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Постановлением администрации закрытого административно-территориального образования гор. Заозерск от 16 марта 2007 года № 159 утверждено Положение о порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО города Заозерска на новое место жительства (далее Положение, Положение об отселении из ЗАТО).

Постановление опубликовано в газете "Западная Лица" (гор.Заозерск) № 12 за 23.03.2007г.

Согласно разделу 3 указанного Положения переселение граждан из ЗАТО г. Заозерск на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется за счет следующих источников:

- средства федерального бюджета;

- средства местного бюджета;

- средства организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти;

- личные сбережения граждан.

В соответствии с п. 2.3. указанного Положения обеспечение жилыми помещениями за пределами ЗАТО за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах социальной нормы на семью из:

1 человека - 33 кв. м общей площади;

2 человека - 42 кв. м общей площади;

3 человека и более - по 18 кв. м общей площади на каждого.

На основании п. 2.4. Положения в случае превышения общей площади построенной (приобретенной) квартиры установленной социальной нормы, гражданами производится доплата из личных средств на основании 2-стороннего договора "О долевом участии в строительстве (приобретении) жилья" (приложение N 1 к Положению).

Согласно п. 6.8. Положения после распределения жилой площади администрация ЗАТО г. Заозерск заключает Договор "О долевом участии в строительстве жилья" между администрацией города и гражданином.

Головатенко Ю.Ф. обратился в Заозерский городской суд с заявлением о признании недействующим раздела 3 Положения об отселении из ЗАТО в части привлечения личных сбережений граждан при переселении; пункта 2.4. в части доплаты из личных средств на основании двухстороннего договора указанного Положения и пункта 6.8. – приложение № 1 к Положению «Договор долевого участия в строительстве жилья».

Свои требования обосновал тем, что оспариваемые раздел 3 и пункты 2.4., 6.8. и Приложение № 1 приведенной правовой нормы противоречат абзацу 2 пункта 2 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», предусматривающему при переезде граждан из ЗАТО в другое место жительства обеспечение их жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и пункту 2 постановления Правительства РФ от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно- территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», согласно которому источниками финансирования переселения являются средства федерального бюджета, бюджета ЗАТО, средств организации ( объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Администрация ЗАТО гор. Заозерск не вправе была устанавливать новые правила относительно действующего законодательства о переселении, так как переселение не относится к вопросам местного значения и администрация ЗАТО гор. Заозерск обязана приобретать жилье для отселения, не превышающее установленные нормы, а при превышении нормы оплачивать из средств местного бюджета.

... г. он был введен в заблуждение сотрудником администрации, написал заявление о согласии на переселение с доплатой за ... кв.м. площади квартиры сверх социальной нормы, и произвел доплату в сумме ... рублей после распределения ему квартиры в гор. ... области.

Заявитель также просил учесть опротестование Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах указанного Положения в части установления доплаты при обеспечении жильем сверх социальной нормы.

Представитель администрации ЗАТО гор. Заозерска Карпеко Н.Н. в возражение доводов заявителя указала на соответствие оспариваемых положений федеральному законодательству.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Головатенко Ю.Ф. просит решение суда отменить в виду нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.

Утверждает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию неверного решения.

Суд при рассмотрении дела не принял во внимание его доводы и доказательства и незаконно отказал ему в удовлетворении требований о возмещении ущерба.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились заявитель Головатенко Ю.Ф. и представитель администрации ЗАТО гор. Заозерск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно. Заявителем Головатенко Ю.Ф. и представителем администрации ЗАТО представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, поскольку в силу ст. 354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решение суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Судом правильно определены обстоятельства дела, имеющие значение, тщательно исследованы и к установленным правоотношениям правильно применены нормы материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо противоречий между оспариваемыми нормами Положения об отселении из ЗАТО г. Заозерск и нормами Федерального закона от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам".

Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", как следует из его преамбулы, устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

Пунктом 2 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения (абзац первый); граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац второй).

На основании этого нормативного предписания Правительство Российской Федерации 11 января 2001 г. приняло постановление № 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" (далее Постановление № 23), устанавливающее порядок обеспечения жильем переезжающих из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства граждан или выплаты им компенсаций.

Постановлением № 23 (п.5) предусмотрено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно - территориального образования, и обеспечение их жильем принимаются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии.

При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого адми­нистративно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится объект, в связи с деятельностью которого создано это административно – территориальное образование.

В соответствии с п.8 приведенного постановления Правительства РФ № 23 органом местного самоуправления ЗАТО – постановлением № 159 главы администрации ЗАТО г. Заозерск по согласованию с Министерством обороны РФ 16 марта 2007 года утвержден нормативный правовой акт, обеспечивающий реализацию постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г., - Положение о порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО города Заозерск на новое место жительства (далее Положение)

Из п.2.3. указанного Положения следует, что обеспечение жилыми помещениями при переселении за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах социальной нормы: на семью из: 1 человека - 33 кв. м общей площади; 2 человека - 42 кв. м 3 человека и более - по 18 кв. м общей площади на каждого.

В соответствии с п. 2.4. Положения в случае превышения социальной нормы общей площади построенной (приобретенной) квартиры гражданами производится доплата из личных средств на основании 2-хстороннего договора "О долевом участии в строительстве (приобретении) жилья" (приложение N 1 к Положению).

Согласно п. 6.8. Положения после распределения жилой площади администрация ЗАТО г. Заозерск заключает договор "О долевом участии в строительстве жилья" (приложение № 1 к Положению») между администрацией города и гражданином.

Содержание указанного договора закрепляет условия переселения.

Данными пунктами нормативного правового акта органом местного самоуправления урегулирован вопрос, не нашедший своего отражения в феде­ральном законодательстве: оплата жилья сверх установленной нормы, если гражданин не отказался от выделения квартиры в большем размере, чем по­лагается на его семью.

Обязанность обеспечить жильем граждан, пе­реезжающих из ЗАТО на другое место жительства по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации, изменений в оспариваемом Положении не претерпела.

При решении этого вопроса орган местного самоуправления исходил прежде всего из источников получения средств на проведение мероприятий по переселению граждан из ЗАТО, упомянутых в п. п.2, 3 Постановления Правительства РФ № 23.

Пунктом 2 Постановления № 23 предусмотрено, что переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Установленный порядок обеспечения граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, органом местного самоуправления этого административно-территориального самоуправления не противоречит требованиям пункта 2 статьи 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

По смыслу приведенной нормы средства, выделяемые Правительством РФ, не являются единственным источником средств для переселения; при этом иные источники средств для переселения в законе не приведены.

Не приведен в законе и перечень вопросов, относительно которых может быть достигнуто согласование с гражданином при переселении.

Порядок формирования средств из федерального бюджета определен в пункте 3 Постановления № 23, согласно которому предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из закрытого административно - территориального образования на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно - территориального образования.

В соответствии со ст. 5.1. Закона РФ «О закрытом административно -территориальном образовании» межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.

Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Во исполнение ст. 5.1. Закона РФ «О ЗАТО» постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005г. № 232 утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования (Правила).

Из Приложения № 3 к указанным Правилам (Методика расчета размера межбюджетных трансфертов на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО), усматривается, что размер потребности закрытого административно-территориального образования в средствах на переселение граждан определяется по формуле Рi = Нi х Z х N х S, где: НI - ожидаемое количество семей, поставленных на учет в закрытом административно-территориальном образовании для переселения, Z – средний численный состав одной семьи (принимается в количестве 3 человек); N - федеральный стандарт социальной нормы общей площади жилого помещения в среднем по Российской Федерации, утвержденный в установленном порядке; S - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденный в установленном порядке.

Таким образом, из федерального бюджета средства на переселение выделяются с учетом федерального стандарта социальной нормы общей площади жилого помещения – 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина (Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг").

Кроме того, оспариваемыми заявителем нормами Положения на граждан не возлагается прямая обязанность производить доплату за излишки жилой площади.

При этом действующее законодательство (п. 2 ст. 7 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» и пункт 2 Постановления Правительства РФ № 23) закрепляет, что вопросы переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с гражданами, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Гражданин вправе отказаться от получения жилого помещения с превышением площади сверх установленной нормы.

Из материалов дела усматривается, что по заявлению Гловатенко Ю.Ф. от ... года постановлением главы администрации ЗАТО г. Заозерска Мурманской области от ... года № ... заявителю и двоим членам его семьи (супруга и сын) была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью ... кв.метра, в г. ... области для переселения с доплатой за превышение установленной нормы жилья на ... квадратных метра.

11 марта между администрацией ЗАТО и Головатенко Ю.Ф., Головатенко Л.В., Головатенко Р.Ю. заключен договор долевого участия в строительстве жилья, по которому заявителем внесено на счет администрации ЗАТО ... рублей за превышение социальной нормы предоставляемого жилья.

При этом суд обоснованно не принял довод заявителя о введение его в заблуждение относительно внесения доплаты за превышение социальной нормы жилья, поскольку как заявлением от ... года, так и заключенным договором долевого участия в строительстве жилья от ... года, соглашением № ... от ... года об уступке права требования по муниципальному контракту долевого строительства жилья и постановлением от ... о предоставлении семье заявителя жилой площади за пределами ЗАТО г. Заозерска заявитель Головатенко Ю.Ф. и члены его семьи были осведомлены о доплате за превышение социальной нормы жилья при предоставлении квартиры в г. ... и выразили на это согласие (л.д.104, 105-106, 107-108, 109-111)

С учетом изложенного правильно отказано Головатенко Ю.Ф. и в требовании о взыскания с администрации ЗАТО гор. Заозерска доплаты за ... кв.м. общей жилой площади в сумме ... рублей и ... рублей за банковский перевод, поскольку данная доплата внесена им добровольно по согласованию с администрацией ЗАТО гор. Заозерска об условиях переселения.

Установив, что оспариваемые заявителем нормы Положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ обоснованно постановил решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Не состоятельна и ссылка заявителя на положения ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в части предоставления ему как пенсионеру Министерства обороны РФ 9 кв.м. дополнительной площади жилья, поскольку переселение заявителя с семьей основано на положениях Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», который не регулирует вопросы переселения военнослужащих.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о противоречии федеральному законодательству раздела 3, пункта 2.4. и пункта 6.8. Положения о порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО города Заозерска на новое место жительства, в части привлечения личных сбережений граждан при переселении и доплаты из личных средств на основании двухстороннего договора являются ошибочными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом положения пункта 7 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 N 23 и пункта 5 постановления главы администрации ЗАТО гор. Заозерск № ... от ... г. о предоставлении жилой площади семье Головатенко Ю.Ф. обоснованно удовлетворено судом требование Головатенко Ю.Ф. о взыскании единовременного денежного пособия в сумме ... рублей на троих членов семьи в связи с переездом из ЗАТО.

Мотивы принятого судом решения подробно приведены в нем и Судебная коллегия соглашается с ними, кассатором они не опровергнуты..

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.

При таком положении дела решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к его отмене, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

определила:

решение Заозерского городского суда Мурманской области от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Головатенко Ю.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи: