о возобновлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и жилищно- коммунальных услуг



Судья Круглова Н.Н. № 33-1538-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 08 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Синицы А.П.

Головина Ю.Л.

при секретаре Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ковган А.Г. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с 01 января 2011 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно- коммунальных услуг,

по кассационной жалобе Ковган А.Г. на решение Терского районного суда Мурманской области от 25 апреля 2011 года, по которому постановлено:

«В иске Ковган А.Г. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с 01 января 2011 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно-коммунальных услуг отказать.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В. объяснения Ковган А.Г. поддержавшей доводы кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Ковган А.Г. обратилась в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с 01 января 2011 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно-коммунальных услуг, мотивируя тем, что с 01 февраля 2005 года она работала в должности инженера по охране труда и с *** года была назначена *** ***

Указывает, что с 01 сентября 2008 года в соответствии со ст. 2 Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа» и Постановлением Правительства Мурманской области «Об утверждении перечня должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с ЗМО» ей был повышен должностной оклад на 25%, а также в соответствии со ст. 3 были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 1 статьи 3 ЗМО от 27.12.2004г. № 561-01-ЗМО специалистам, указанным в статье 1, гарантируется предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В пункте 2 статьи 3 устанавливается размер ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам различных сфер деятельности. Поэтому, как специалист в области образования, она получала меры социальной поддержки в размере, установленном в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 в виде 100% платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и 100% платы за коммунальные услуги в соответствии с жилищным законодательством.

31 января 2011 года она уволена в связи с выходом на пенсию. А поскольку проработала в посёлках городского типа Мурманской области более 10 лет, на момент увольнения имела право на меры социальной поддержки, то в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 ЗМО право на предоставление мер социальной поддержки оставалось за ней и после выхода на пенсию. Однако *** года она была уведомлена о приостановлении с *** года предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты. Считает данный отказ незаконным по изложенным выше основаниям, просит обязать возобновить ей выплату ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.

В судебном заседании истица иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика М. иск не признала, мотивируя тем, что с *** года истице были ошибочно предоставлены меры социальной поддержки, поскольку в связи с изменениями в Закон Мурманской области были неправильно истолкованы нормы закона, хотя в тот период бухгалтер и экономист их централизованной бухгалтерии возражали против предоставления мер социальной поддержки данным специалистам, однако посовещавшись, решили предоставить. Затем в администрации района разобрались с этим вопросом и была приостановлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата данной категории специалистов.

Представитель администрации Терского района по доверенности К. иск не признал и пояснил, что согласно распоряжению от *** финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счёт субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования Терский район. Уполномоченными муниципальными учреждениями по расходованию являются, в том числе, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». Организацию предоставления и предоставление мер социальной поддержки обеспечивают, в том числе, «***». Истица не относится к специалистам, указанным в пункте 2 статьи 3 Закона Мурманской области.

Третье лицо на стороне ответчика- Министерство труда и социального развития Мурманской области в своём отзыве разъясняет, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а также после выхода её на пенсию не имелось. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Ковган А.Г. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.

Суд основывает свои доводы на том, что право на данную выплату в установленных пунктом 2 статьи 3 названного Закона объемах имеют только специалисты в определенных областях, а именно: в области культуры и искусства, социальные работники, медицинские и фармацевтические работники, специалисты ветеринарной службы, педагогические работники. Начальники хозяйственного отдела, работающие в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения имеют только право на установление повышенных на 25% тарифных ставок (окладов) поскольку не являются специалистами в определенных законом областях.

Между тем круг специалистов, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и в целях реализации настоящего Закона специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное, высшее или незаконченное высшее профессиональное образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности.

В соответствии с действующим до *** г. «Перечнем должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от ***

предоставляется право как на получение мер социальной поддержки, так и на установление повышенного должностного оклада.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона гарантируются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 специалистам различных сфер деятельности устанавливается размер мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При вынесении решения суд неверно истолковал пункт 2 статьи 3 настоящего Закона и определил его как единственный пункт дающий право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в определенных законом сферах деятельности.

Суд не принял во внимание: требования статьи 1 и пункта 1 статьи 3 настоящего Закона;

Постановление Правительства Мурманской области от 12.08.2008 г. № 388-ПП «Об утверждении Перечня должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»;

разъяснения руководителя департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области от 15.05.2008 г. № 05-01/647 «О разъяснении некоторых вопросов применения Закона»;

разъяснения председателя Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области от 08.05.2008 г. № 09.10/2652 «О рассмотрении обращения» поэтому пришел к ошибочному выводу об отказе в возобновлении с 01 января 2011 г. предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных луг.

На основании изложенного кассатор просит решение Терского районного суда отменить.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» и администрации Терского района т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

Согласно пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Мурманской области осуществляется на уровне самого субъекта Российской Федерации и регулируется нормами Закона Мурманской области от 27.12.2004г. № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа» (с последующими изменениями и дополнениями).

В силу статьи 5 названного Закона государственными полномочиями по организации предоставления и предоставлению ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений наделено муниципальное образование Терский район.

Статья 1 названного выше Закона гласит, что, меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной -сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях, (в ред. Закона Мурманской области от 15.05.2008 N 960-01-ЗМО).

Согласно ст. 2 этого же Закона, специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона, гарантируется установление повышенных на 25 процентов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется:

1) специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, в размере:

100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;

100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.

Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;

2) социальным работникам учреждений социального обслуживания, здравоохранения и образования в размере:

100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;

100 процентов платы за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством;

3)медицинским и фармацевтическим работникам учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, социального обслуживания населения в размере:

100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;

100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.

Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;

4) специалистам ветеринарной службы в размере 100 процентов платы за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством;

5) педагогическим работникам учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, культуры и искусства в размере:

100 процентов платы за жилое помещение (за исключением платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения;

100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.

Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;

9) пенсионерам из числа лиц, указанных в подпунктах 1-7 настоящего пункта, проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме (далее -пенсионеры) в соответствующих размерах, указанных в подпунктах 1-7 настоящего пункта.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, истица, работая в школе в должности инженера по охране труда и заместителя директора по административно- хозяйственной работе, при этом, не являясь педагогическим работником, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Мурманской области от 27.12.2004г. № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа» (с последующими изменениями и дополнениями), право на ежемесячную жилищно-коммунальную выплату не имела и не имеет, поскольку право на данную выплату в установленных пунктом 2 статьи 3 названного Закона объёмах имеют только специалисты в определённых областях, а именно: в области культуры и искусства, социальные работники, медицинские и фармацевтические работники, специалисты ветеринарной службы, педагогические работники. Начальники хозяйственного отдела, работающие в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения имеют только право на установление повышенных на 25% размеров тарифных ставок (окладов), поскольку не являются специалистами в определённых законом областях. Кроме того, в период до 2005 года истица также не являлась получателем льгот по прежнему, действовавшему в тот период времени, законодательству.

Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.

Так в частности проверяя доводы истицы о том, что ежемесячная жилищно-коммунальная выплата ей предоставлялась с 01 сентября 2008 года до января 2011 года законно и должна предоставляться в силу подпункта 1 пункта 2 ст. 3 Закона Мурманской области, суд обоснованно признал их несостоятельными, поскольку согласно указанного подпункта, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, тогда как истица не является специалистом в области культуры и искусства.

Ссылку истицы на Постановления Правительства Мурманской области № 388-ПП и № 86-ПП об утверждении перечня должностей специалистов, куда, по её мнению, входит её должность, ответ из Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области от 2008 года суд также правомерно признал несостоятельной поскольку она основана на ошибочном толковании закона.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Терского районного суда Мурманской области от 25 апреля 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи