Судья Дорошенко Г.В. № 33-1374 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 18 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Шанаевой И.Ю. судей Кутовской Н.А. Кузнецовой Т.А. при секретаре Уховой Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лукина А.П. к начальнику Управления Судебного департамента в Мурманской области, Управлению Судебного департамента в Мурманской области о понуждении к заключению договора социального найма на жилое помещение, по кассационной жалобе начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области и Управления Судебного департамента в Мурманской области Базоева В.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 марта 2011 года, которым постановлено: «Признать отказ начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области от 13 декабря 2010 года № УСД -04/6874 в заключении с Лукиным Алексеем Павловичем договора социального найма на вселение в квартиру, расположенную по адресу /.../ незаконным. Возложить обязанность на Управление Судебного департамента в Мурманской области и на начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области заключить с Лукиным А.П. договор социального найма на вселение его семьи в количестве ... человек в квартиру, расположенную по адресу /.../. Взыскать с Управления Судебного департамента в Мурманской области в пользу Лукина А.П. возврат государственной пошлины в сумме ... рублей». Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представителя Управления Судебного департамента в Мурманской области Кочергину Ю.Е., поддержавшую кассационную жалобу, возражения Лукина А.П., считавшего решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Лукин А.П. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года № *** в заключении с ним договора социального найма на квартиру, находящуюся по адресу: /.../ В обоснование заявленного требования указал, что в период с ... года по ... года проходил военную службу, в том числе с ... года по ... года в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеет военную выслугу более ... календарных лет. В период прохождения военной службы и при увольнении жильем не обеспечивался. Указами Президента Российской Федерации от ... года № * и ... года № * был назначен /.../ Мурманского гарнизонного военного суда. С ... года по ... года проходил военную службу в этой должности, а с ... года замещает ее без переназначения в качестве гражданского лица. С ... года он, и члены его семьи с ... и ... годов зарегистрированы без права проживания по адресу: /.../ - общежитие. Фактически с ... года по настоящее время они снимают жилье. При представлении к увольнению с военной службы он просил обеспечить жильем для постоянного проживания в городе ..., где изъявил желание продолжить замещать государственную должность /.../ Мурманского гарнизонного военного суда. Эта позиция была выражена в листе беседы при представлении к увольнению от ... года, а также нашла свое отражение в представлении к досрочному увольнению его с военной службы от ... года, подписанном заместителем генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. На основании абзаца 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с наличием продолжительности военной службы более 10 календарных лет и увольнением с военной службы по оргштатным мероприятиям он имеет право по своему выбору на получение жилого помещения в собственность или по договору социального найма. Однако до настоящего времени, ни как военнослужащий, ни как судья жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен. Из писем Департамента инвестиций и капитального строительства МЧС Российской Федерации от ... года № * и заместителя генерального директора Судебного департамента - начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от ... года № * следует, что в связи с его увольнением с военной службы и невозможностью обеспечения жильем по линии МЧС Российской Федерации, комиссией Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по распределению лимитов государственных инвестиций приобретения и строительства за счет инвестиций, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, были выделены денежные средства для приобретения ему жилого помещения в городе .... Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года (протокол № *) на выделенные средства надлежало приобрести жилое помещение для него и членов его семьи. ... года Управление Судебного департамента в Мурманской области приобрело в городе ... жилое помещение в виде ... квартиры № * в доме № * по проспекту .... Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года (протокол № *) данное жилое помещение распределено ему на состав семьи. Зная о покупке квартиры, он ещё ... года обратился к начальнику Управления Судебного департамента в Мурманской области, как должностному лицу, имеющему право оперативного управления на вышеуказанное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности и поставленной на баланс Управления Судебного департамента Мурманской области, с просьбой заключить с ним договор социального найма, в чем ему письмом от ... года № * было отказано со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192. Оспаривая отказ, Лукин А.П. указал, что он как военнослужащий - /.../ Мурманского гарнизонного военного суда, заключивший первый контракт на прохождение военной службы до ... года, принятый на учет в качестве нуждающегося до ... года, сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, нуждающимся в жилье он был признан в период действия пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года № 91-ФЗ и пункта 4 статьи 31 Федерального Конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», согласно которым жилое помещение приобретается судьям за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным отказ начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области и Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года № * в заключении с ним - /.../ Лукиным А.П. договора социального найма на вселение в квартиру, находящуюся по адресу: /.../ Также просил возложить на Управление Судебного департамента в Мурманской области и на начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области, как на должностное лицо, наделенное правом оперативного управления на жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, поставленное на баланс Управления, заключить с ним договор социального найма на вселение его семьи из четырех человек в квартиру. В судебном заседании Лукин А.П. указанные требования поддержал. Представитель Управление Судебного департамента в Мурманской области – Кочегарова Ю.Е., ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192, с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что с истцом должен быть заключен договор найма специализированного жилого помещения. Дело рассмотрено в отсутствие начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области, представителей третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе начальник Управления Судебного департамента в Мурманской области Базоев В.А. просит решение суда отменить, полагая, что вопрос предоставления жилья по договору социального найма судьям в настоящее время законодательством не урегулирован. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились начальник Управления Судебного департамента в Мурманской области, представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд правильно установил обстоятельства дела и оценил представленные доказательства, к возникшим отношениям надлежащим образом применил нормы материального права. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» жилое помещение предоставляется судьям военных судов и Военной коллегии во внеочередном порядке соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с последующей компенсацией понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета либо приобретается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями. Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. На федерального законодателя возложена обязанность надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени не принят. Вместе с тем, Правительством Российской Федерации принято постановление от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», предусматривающее обеспечение судей жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Согласно пункту 2 данного постановления, оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Из материалов дела следует, что Управление Судебного департамента в Мурманской области письмом от ... года № *, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192, уведомило истца об отказе в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: /.../ Как установлено судом, истец с ... года по ... года проходил по контракту военную службу в Вооруженный Силах Российской Федерации, а в период с ... года проходил службу в МЧС России. Приказом Министра МЧС России от 13 декабря 2001 года, изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 года № 730 «О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации», истец был прикомандирован к Мурманскому гарнизонному военному суду. Приказом Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ... года № * истец назначен на должность /.../ Мурманского гарнизонного военного суда. Приказом председателя Мурманского гарнизонного военного суда от ... года № * истец зачислен в списки личного состава суда с ... года. Указом Президента Российской Федерации от ... года № * истец назначен /.../ Мурманского гарнизонного военного суда на трехлетний срок полномочий. Указом Президента Российской Федерации от ... года № * истец назначен /.../ Мурманского гарнизонного военного суда без ограничения срока полномочий. В соответствии с Федеральным Конституционным законом Российской Федерации от 29 июня 2009 № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2009 года № 102-ВК истец исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации, а в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы в запас по основанию подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом председателя Мурманского гарнизонного военного суда от ... года № * истец ... года исключен из списков личного состава с продолжением замещения государственной должности Российской Федерации судьи Мурманского гарнизонного военного суда, одновременно истец оставлен в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно приказу начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года № * истец продолжает с ... года замещение государственной должности Российской Федерации судьи Мурманского гарнизонного военного суда. В период прохождения военной службы решениями жилищной комиссии Мурманского гарнизонного военного суда от ... года № *, ... года № * и ... года № * истец был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади на состав семьи из четырех человек. Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года истец признан и включен в список судей, не имеющих жилья. Комиссией Судебного департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по распределению лимитов государственных инвестиций приобретения и строительства за счет инвестиций, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, были выделены денежные средства для приобретения истцу жилого помещения. Жилищной комиссией Управления Судебного департамента в Мурманской области принято решение от ... года (протокол № *) о приобретении на выделенные денежные средства истцу, как судье Мурманского гарнизонного военного суда, жилья и о заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения. ... года Управлением Судебного департамента в Мурманской области заключен государственный контракт о приобретении двухкомнатной квартиры .... Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области 18 ноября 2010 года, за Управлением Судебного департамента в Мурманской области зарегистрировано право оперативного управления на указанную квартиру. Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года (протокол № *) данное жилое помещение распределено истцу. Материалами дела подтверждено, что в период прохождения военной службы и при увольнении с военной службы истец жилым помещением не обеспечивался. С ... года истец зарегистрирован без права проживания по общежитию по адресу: город ..., там же зарегистрированы и члены его семьи. Истец и члены его семьи не являются нанимателями жилья по договору социального найма или собственниками жилого помещения. Обсуждая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право истца на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке не позднее шести месяцев после наделения полномочиями /.../ предусмотрено пунктом 4 статьи 31 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Данное право установлено и пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Обеспечение судей военных судов жилыми помещениями за счет средств Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации было предусмотрено и пунктом 7 статьи 36 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», утратившей силу в связи с принятием Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 29 июня 2009 № 3-ФКЗ, введенного в действие с 01 июля 2009 года. При этом возможность обеспечения судьи служебным жилым помещением, федеральным законодательством не предусмотрена. Истец признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением решением жилищной комиссии Мурманского гарнизонного военного суда от ... года, а в дальнейшем право истца на обеспечение жильем подтверждено и решением жилищно-бытовой комиссии Управления Судебного департамента в Мурманской области от ... года. Правоотношения сторон возникли до введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и принятия Правительством Российской Федерации постановления от 21 марта 2008 года № 192, в связи с чем, указанные нормативные правовые акты не могут быть распространены на возникшие отношения. В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 содержится конкретное указание о распространении его действия на отношения, возникшие с 1 января 2008 года. Кроме того, обязанность федерального законодателя по установлению порядка обеспечения нуждающихся в обеспечении жилым помещением судей предопределена конституционными гарантиями независимости судей и вытекающим из них законодательно закрепленным требованием о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 января 2008 года № 2-П, органы судебной власти – единственные в Российской Федерации органы государственной власти, порядок финансирования которых определен непосредственно в Конституции Российской Федерации (статья 124), с тем чтобы производимым только из федерального бюджета финансирования судов гарантировалась возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Поскольку до настоящего времени федеральным законодательством не установлен порядок и условия обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе правовой режим предоставляемых жилых помещений, суд первой инстанции с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, не допускающего снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения судьи, обоснованно признал за истцом право на заключение договора социального найма. Правилен вывод суда и о том, что в силу статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ истец, принятый на жилищный учет в качестве нуждающегося до 01 марта 2005 года, то есть до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, сохраняет за собой право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма. На день принятия оспариваемого решения стаж работы истца непосредственно судьей составил почти девять лет, своего согласия на предоставление служебного жилого помещения по договору найма специализированного жилья истец не давал. Тщательно проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам части 1 статьи 56 и статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска. Выводы суда в решении соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, не соглашаться с правовой оценкой суда первой инстанции судебная коллегия оснований не усматривает. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом также не допущено. Приведенные в кассационной жалобе доводы, направленные к иной оценке собранных по делу доказательств и к иному толкованию норм материального права, примененных судом, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда определила: решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области Базоева В.А. – без удовлетворения. председательствующий: судьи: