о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ



Судья Дорошенко Г.В.

№ 33-2028

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

20 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатенко Т.А.

судей

Самойленко В.Г.

Кузнецовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Атабаевой Н.В. к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

по кассационной жалобе представителя Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Русиновой Т.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 июня 2011 года, по которому постановлено:

«Исковое заявление Атабаевой Н.В. к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» от *** года об отказе в предоставлении Атабаевой Н.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» предоставить Атабаевой Н.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с *** года.

Взыскать с Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в пользу Атабаевой Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Атабаева Н.В. обратилась в суд с иском к государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее - ГОУ ЦСПН города Мурманска) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленного требования указала на то, что *** года обратилась в ГОУ ЦСПН города Мурманска с заявлением для предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с *** года. Ею *** года получено сообщение об отказе в предоставлении субсидии по тем основаниям, что у нее отсутствует регистрация по месту жительства.

Считала решение об отказе в предоставлении субсидии незаконным, поскольку Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761, предусматривают возможность предоставления субсидии по месту постоянного жительства гражданина, а не по месту регистрации.

В судебном заседании, уточнив заявленные требования, просила признать отказ в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и обязать государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» предоставить субсидию сроком на 6 месяцев с *** года.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГОУ ЦСПН города Мурманска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. В письменных возражениях ответчик просил суд в удовлетворении иска отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ГОУ ЦСПН города Мурманска Русинова Т.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Атабаева Н.В. и представитель ГОУ ЦСПН города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Как установлено судом, Атабаева Н.В. на основании договора найма жилого помещения от *** года № *** является нанимателем комнаты под № *** общежития, расположенного по адресу: ***.

В указанной комнате она и ее несовершеннолетняя дочь А.М.Л.., *** года рождения, зарегистрированы по месту пребывания с *** года, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Согласно отметке в паспорте Атабаевой Н.В., выданным отделом УФМС России по Мурманской области в Первомайском административном округе города Мурманска *** года, истица не имеет постоянной регистрации в городе Мурманске.

Решением ГОУ ЦСПН города Мурманска от 14 апреля 2011 года № 514/14 отказано истице в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 8 названных выше Правил в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу временного пребывания.

О принятом решении истица уведомлена письмом от 15 апреля 2011 года № 537, в котором дополнительно содержалась ссылка на пункт 24 Методических рекомендаций по применению Правил, согласно которому субсидия предоставляется по месту постоянного жительства.

Разрешая дело, суд высказал правильное суждение о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 и Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение, в котором они постоянно проживают и пользуются им.

При этом, исходя из тщательного анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу, что Атабаева Н.В., как наниматель жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает ни под одну из категорий граждан, которым субсидии предоставляться не должны.

Кроме того, суд верно указал, что жилое помещение в общежитии, предоставленное Атабаевой Н.В. по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие «место жительства», поскольку является для истицы местом ее постоянного жительства, которым она пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях данного закона даны определения понятий места пребывания и места жительства.

Под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.

Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).

Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

При таком положении, регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.

Тщательно проанализировав все представленные по делу доказательства применительно к вышеприведенным нормам закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истцы на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Мотивы, с учетом которых суд пришел к данному выводу, достаточно подробно изложены в решении суда и основаны на конкретных нормах действующего законодательства.

При этом всем собранным по делу доказательствам дана полная, объективная оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки этих доказательств у судебной коллегии не имеется.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.

Таким образом, решение суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Русиновой Т.А. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: