Судья Бырина Д.В. № 33-1881 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 13 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Игнатенко Т.А. судей Устинович С.Е. Кузнецова Т.А. при секретаре Благополучной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области по кассационной жалобе и дополнениям к кассационной жалобе представителя ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» - Нестерова А.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 марта 2011 года, по которому постановлено: «В удовлетворении заявления ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области отказать». Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., возражения Панченкова А.И., считавшего решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области от 02 декабря 2010 года № 7-2594-10-ОБ/102/3, ссылаясь на незаконность предписания. Считает, что требование предписания об установлении фельдшеру медицинской части Панченкову А.И. сокращенной рабочей недели неправомерным, поскольку его работа во вредных условиях труда (работа с ВИЧ инфицированными) составляет один час в день, что менее половины рабочего времени. Указывает, что в среднем работа Панченкова А.И. по оказанию медицинской помощи больным ВИЧ-инфицированным составляет около 20 часов в месяц, он относится к категории среднего медицинского персонала. В связи с чем, заявитель просил суд признать предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области незаконным и его отменить. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области - Рублева О.В. с заявлением не согласилась, считая предписание законным. Панченков А.И. в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявления отказать. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе и ее дополнениях представитель ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» - Нестеров А.А. не соглашаясь с выводами суда, просит решение суда отменить, дело направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. По его мнению, судом не учтено, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (иди) специальности» не распространяется на исправительное учреждение, поскольку оно не является больницей, центром и отделением. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» и представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. В соответствии с частью 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции» медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Приложением № 1 к данному Постановлению установлен Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Согласно разделу III Приложения № 1 указанного Постановления сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю установлена для среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи и обслуживанию больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных; работа по проведению судебно-медицинской экспертизы и другая работа с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. В наименовании раздела III Приложения № 1 указаны лечебно-профилактических учреждения (больницы, центры, отделения, палаты) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделения, а также структурные подразделения организаций здравоохранения, в том числе специализированные, осуществляющие диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Мурманской области 02 декабря 2010 года была проведена проверка соблюдения ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» (***) трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Евтушенко Н.А. вынесено предписание № 7-2594-10-ОБ/102/3 от 02 декабря 2011 года об устранении ряда нарушений. Данным предписанием на ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» во исполнение требований статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 № 101 предписано установить работнику Панченкову А.И. сокращенную рабочую неделю - 36 часов; в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации и с применением статьи 236 Кодекса произвести указанному работнику оплату за работу в выходные дни согласно табелю учета рабочего времени за октябрь 2010 года; на основании статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлекать Панченкова А.И. к сверхурочной работе с его письменного согласия, за исключением привлечения к таким работам в обусловленных частью 2 статьи 99 Кодекса случаях; привлечь виновных в указанных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности. Материалами дела подтверждено, что Панченков А.И. с *** года работает в ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» в должности фельдшера медицинской части, с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок, пунктом 5.2 которого, работнику установлена пятидневная рабочая неделя и продолжительность еженедельной работы – 39 часов. Согласно Положению о медицинской части Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области», утвержденному начальником учреждения 25 декабря 2008 года, медицинская часть является самостоятельным структурным подразделением учреждения, организующим гарантированное обеспечение первой медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждении, оказание неотложной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (пункт 1.2). В состав медицинской части входит амбулатория и стационар (медицинский изолятор), включая инфекционный изолятор, который предназначен для инфекционных больных (пункты 4.1, 9.7). Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» лицензия от 30 июля 2009 года на осуществление доврачебной медицинской помощи, в том числе, по лабораторной диагностике, лечебному делу, а также на осуществление амбулаторно-поликлинической деятельности. Из карты аттестации № *** от *** года по оценке условий труда следует, что рабочее место фельдшера медицинской части учреждения относится по классу условий труда к вредным второй степени. Картой аттестации рабочего места подтверждено право фельдшера медицинской части на дополнительный отпуск в соответствии с пунктом 174 Списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», как среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, просвещения и социального обеспечения. Пункт 174 раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, в соответствии с которым Панченкову А.И. должен предоставляться дополнительный отпуск, включен в подраздел «Общие профессии медицинских работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения и просвещения» названного выше Списка. Согласно имеющейся в материалах дела справке, фельдшер медицинской части Панченков А.И. за первое полугодие 2011 года принял 180 ВИЧ-инфицированных осужденных. В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Согласно части 5 статьи 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Обсуждая заявленное требование, судом учтено, что абзацем 2 пункта 13 раздела 2 «Организация работы медицинской части следственного изолятора и исправительного учреждения» приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640 и приказа от 17 октября 2005 № 190 Министерства юстиции Российской Федерации «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность. Подпунктом 1.1.4 Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627, медико-санитарная часть отнесена к категории лечебно-профилактических учреждений. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку фельдшер медицинской части исправительного учреждения Панченков А.И. выполняет работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию ВИЧ-инфицированных осужденных и относится к категории среднего медицинского персонала, в отношении которого установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Судом тщательно проверены остальные доводы заявителя о незаконности предписания, которые не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Не усмотрев нарушений порядка организации и проведения государственным инспектором труда проверки, предусмотренного статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации, суд обоснованно отклонил в этой части доводы заявителя. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления, достаточно подробно изложены в решении суда. Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка. Ссылка в кассационной жалобе на Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 № 298/П-22, несостоятельна, поскольку в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты и иные нормативные правовые акты бывшего Союза СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации. Приведенная норма направлена на согласование нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и не предполагает лишение граждан установленных действующим трудовым законодательством гарантий и компенсаций, в том числе, связанных с работой во вредных условиях труда. Таким образом, решение принято с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, нарушений судом не допущено, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда определила: решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к кассационной жалобе представителя ФБУ «Исправительная колония № 17 УФСИН по Мурманской области» - Нестерова А.А. – без удовлетворения. председательствующий: судьи: