Судья Койпиш В.В. № 33-1787 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 29 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Кузнецовой Т.А. судей Истоминой И.В. Хоменко А.В. при секретаре Благополучной Е.В. с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры Попко А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Североморска к ОВД в ЗАТО город Североморск, УВД по Мурманской области о производстве капитального ремонта и создании условий содержании в изоляторе временного содержания по кассационному представлению исполняющей обязанности прокурора города Североморска Власовой С.Н. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 мая 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования и.о. прокурора г. Североморска удовлетворить частично. Обязать ОВД в ЗАТО г. Североморск года произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО г Североморск, расположенному по адресу: г. Североморск, ул. *** - в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95) - в срок 01 декабря 2011 года. В удовлетворении требований о приостановлении деятельности изолятора временного содержания ОВД в ЗАТО г. Североморск отказать». Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., прокурора Мурманской областной прокуратуры Попко А.Н., поддержавшего кассационное представление, представителя УВД по Мурманской области Козерод Д.Н. и представителя ОВД в ЗАТО город Североморск Арабаджи Л.С., полагавших решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, установила Прокурор города Североморска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОВД в ЗАТО город Североморск, УВД по Мурманской области о производстве капитального ремонта и создании условий пребывания в изоляторе временного содержания. Заявленное требование мотивировал тем, что прокуратурой города Североморска с привлечением специалистов в области санитарно-эпидемиологического надзора была проведена проверка соблюдения законодательства по содержанию следственно - арестованных лиц в изоляторе временного содержания, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: город Североморск улица ***. В результате проверки установлено, что в нарушение Федерального Закона от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказа МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в изоляторе временного содержания не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии. В изоляторе временного содержания имеются 4 камеры, рассчитанные на содержание 20 человек. Камера № 1 - на 6 человек (10,32 кв.м), камера № 2 - на 6 человек (10,85кв.м), камера № 3 - на 6 человек (12,21 кв.м), камера № 4 - на 2 человека (5,33 кв.м). В то время как, санитарная норма площади в камере на одного человека установлена в размере 4 кв.м. на человека. Пунктом 11 статьи 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа. Вместе с тем, в изоляторе временного содержания отсутствует прогулочный дворик и содержащиеся под стражей лица не имеют возможности выходить на прогулку. В нарушение пункта 16.1 Свода правил 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» в изоляторе временного содержания отсутствует комната свиданий и дезкамера. Кроме того, в камерах отсутствуют окна Прокурор города Североморска просил суд обязать ОВД в ЗАТО город Североморск в срок 01 декабря 2011 года обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО город Североморск, права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95). До выполнения указанных требований приостановить деятельность изолятора временного содержания. В судебном заседании старший помощник прокурора Анисимова Н.С. заявленные требования поддержала. Представитель УВД по Мурманской области Козерод Д.Н. с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на то, что УВД по Мурманской области является ненадлежащим ответчиком. Представитель ОВД в ЗАТО город Североморск Карпушкин В.А. не возражал против удовлетворения требований в части обеспечения до 01 декабря 2011 года условий для реализации лицами, содержащимися в изоляторе, прав на ежедневную прогулку, обеспечения площади камеры на одного человека в размере 4 кв.м., оборудования комнаты свиданий, дезкамеры, установления в камерах изолятора окон, створных оконных переплетов, оборудованных форточками. В части требования о приостановлении деятельности изолятора до проведения указанных мероприятий просил отказать. Представитель администрации ЗАТО город Североморск в судебное заседание не явился. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационном представлении и.о. прокурора Власова С.Н. просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что вывод суда о том, что приостановление деятельности изолятора временного содержания приведет к увеличению сроков рассмотрения уголовных дел, не соответствует обстоятельствам дела. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель администрации ЗАТО город Североморск, извещенный о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, которая подписана и ратифицирована Российской Федерации, требует от государств обеспечивать содержание заключенного в условиях, соответствующих уважению его человеческого достоинства, а также чтобы способ и метод исполнения данной меры не причиняли ему душевных страданий и лишений, интенсивность которых превышала бы неизбежный уровень страдания, присущий любому заключению, а также чтобы, учитывая практические требования лишения свободы, надлежащим образом охранялось здоровье заключенного. Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно статье 4 данного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Частью 1 и 2 статьи 9 Закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (ч. 1). В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (ч. 2). Статьей 13 данного Закона предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Пунктом 11 статьи 17 Закона установлено право подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа. Установив, что в изоляторе временного содержания имеются существенные нарушения нормы санитарной площади на одного человека, в камерах отсутствуют окна, а также в изоляторе не имеется комнаты свиданий и дезинфекционной камеры, нарушены права лиц, содержащихся в изоляторе, на ежедневную прогулку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора. Наличие указанных прокурором нарушений не оспаривалось в судебном заседании представителем ОВД в ЗАТО город Североморск. Правильным является вывод суда и о том, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, должна быть возложена на ОВД в ЗАТО город Североморск, как на самостоятельное юридическое лицо, поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» данные изоляторы являются подразделениями милиции общественной безопасности, финансируются а счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Исходя из требований безусловного соблюдения конституционно-правового статуса гражданина, с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации, исключающих жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, призванных сохранить здоровье и обеспечить нормальное существование человека, суд правомерно удовлетворил заявление прокурора об устранении выявленных нарушений в срок до 01 декабря 2011 года. Разрешая дело в части возможности приостановления деятельности изолятора временного содержания, суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что в ЗАТО город Североморск не имеется другого такого учреждения, предназначенного для содержания лиц, указанных в частях 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Ближайший изолятор временного содержания расположен на отдаленном расстоянии и находится в Ленинском административном округе города Мурманска. Приостановление деятельности изолятора в ЗАТО город Североморск отразится отрицательно как на деятельности правоохранительных органов, так и на условия содержания самих лиц, поскольку приведет к переполнению изолятора в городе Мурманске, являющего единственным учреждением такого типа. В связи с чем, обеспечение реализации прав одних лиц, не должно приводить к нарушению прав других граждан. Кроме того, приостановление деятельности изолятора временного содержания является исключительной мерой, которая должна применяться при наличии обстоятельств, создающих реальную угрозу для жизни и здоровья людей, если не имеется способов такой угрозы избежать. Вместе с тем, о наличии таких обстоятельств прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании не заявлял, доказательств, подтверждающих невозможность продолжения деятельности изолятора, не представил. Требования прокурора основаны на необходимости проведения капитального ремонта изолятора, что свидетельствует о возможности устранения выявленных нарушений без приостановления деятельности изолятора временного содержания. Судом также учтено, что пребывание лиц в изоляторе временного содержания носит непродолжительный характер, поскольку в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» данное время не должно превышать десяти суток в течение месяца. При таких обстоятельствах правовых оснований для приостановления деятельности изолятора временного содержания не имеется. Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельства дела и требованиям закона. Решение суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального и процессуального права, нарушений не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационного представления не имеется. На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила: решение Североморского городского суда Мурманской области от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационное представление исполняющей обязанности прокурора города Североморска Власовой С.Н. - без удовлетворения. председательствующий: судьи: