о взыскании заработной платы



Судья Птица Б.Б.

№ 33-1859-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

29 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатенко Т.А.

судей

Самойленко В.Г.

Кузнецовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кислюка А.В. к администрации 25 Судоремонтного комплекса Министерства обороны РФ и Управлению финансового обслуживания Министерства обороны РФ по Мурманской области о взыскании невыплаченной заработной платы

по кассационной жалобе Кислюка А.В. на решение Гаджиевского городского суда Мурманской области от 18 мая 2011 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении иска Кислюк А.В. к администрации 25 Судоремонтного комплекса Министерства обороны РФ и Управлению финансового обслуживания Министерства обороны РФ по Мурманской области о взыскании невыплаченной заработной платы, отказать».

Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Кислюк А.В. обратился в суд с иском к 25 Судоремонтному комплексу Министерства обороны РФ (далее - 25 СРК) и войсковой части 10672 о взыскании невыплаченной заработной платы.

В обоснование иска указал, что приказом начальника 25 СРК №*** от *** 2010 года он был принят на должность ***. С момента трудоустройства процентная надбавка к заработной плате ему была установлена в размере 0%. Вместе с тем, в районах Крайнего Севера он проживает фактически с рождения, т.е. с *** 1985 года, до трудоустройства в 25 СРК работал в МУП ЖКХ "***", что подтверждается сведениями из Пенсионного фонда (выпиской из лицевого счета застрахованного лица) и архивной справкой, выданной МУ «***». Полагает, что с момента трудоустройства, имеет право на получение процентной надбавки к заработной плате в размере 80%.

Фактически просил суд признать за ним право на установление процентной надбавки к заработной плате в размере 80 процентов с момента трудоустройства, т.е. с *** 2010 года, и обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы и выплатить ему недоплаченную заработную плату.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования в части цены иска и просил взыскать с Управления финансового обслуживания Министерства обороны РФ по Мурманской области невыплаченную часть заработной платы за период с момента трудоустройства по *** 2011 года в размере *** рублей *** копеек.

Истец Кислюк А.В. и его представитель адвокат Содель В.М. в судебном заседании иск поддержали.

Представители ответчика – 25 СРК в судебном заседании иск не признали.

Представитель соответчика – УФО МО РФ по Мурманской области в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кислюк А.В. просит решение суда изменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование кассационной жалобы кассатор указал, что суду первой инстанции им представлены безусловные доказательства факта наличия его трудовых отношений с МУП ЖКХ "***" до *** 2004 года, то есть до внесения изменений в статью 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Факт наличия трудовых отношений подтверждается сведениями из Пенсионного фонда, а именно выпиской из лицевого счета застрахованного лица, также показаниями свидетеля Е.В., данными в судебном заседании.

Полагает, что имеет право на установление процентной надбавки к заработной плате в размере 80%.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Кислюк А.В., его представитель адвокат Содель В.М., представитель ответчика - 25 Судоремонтного комплекса Министерства обороны РФ, представитель соответчика - Управления финансового обслуживания Министерства обороны РФ по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Установив наличие между истцом и ответчиком трудовых отношений, факт работы истца в районе Крайнего Севера по трудовому договору, суд первой инстанции обоснованно руководствовался при разрешении данного дела положениями Трудового кодекса РФ, а также Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Из материалов дела усматривается, что *** 2010 года приказом начальника 25 СРК № *** Кислюк А.В. был принят на должность ***. В этот же день работодателем была оформлена работнику трудовая книжка, в которую за № 1 внесена запись о работе.

Согласно приказу №*** от *** 2010 года, Кислюку А.В. процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не выплачивалась. Приказом № *** от ***2010г. с ***2010г. ему установлена выплата процентной надбавки к заработной плате в размере 20 %, приказом № *** от ***2011г. установлена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 40 %.

Проверяя доводы истца о наличии у него права на выплату процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%, суд первой инстанции обоснованно исходил из действующего законодательства.

В соответствии со статьями 315, 317 Трудового кодекса РФ лицам работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Аналогичные нормы содержатся и в Законе № 4520-1 (статьи 11, 10).

Статья 316 часть 1 Трудового кодекса РФ указывает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, на настоящий момент Правительством РФ не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Согласно данной нормы, применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным Постановлением (пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР", - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством).

Ранее действующая редакция статьи 11 Закона Российской Федерации № 4520-1 предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.

В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действующая в настоящее время редакция статья 11 Закона Российской Федерации № 4520-1 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.

Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.

При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со статьей 317 ТК и статьей 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Разъяснения от 16.05.1994 N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия", утвержденного Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, установленных статьей 11 Закона, исчисляется для лиц, работающих по найму со дня начала работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия.

При этом пунктом 33 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, установлено, что продолжительность непрерывного стажа работы, дающего право на получение надбавок к заработной плате, устанавливается в соответствии с записями в трудовых книжках.

Из содержания статьи 66 Трудового кодекса РФ следует, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Проверяя законность действий работодателя по выплате истцу процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с положениями указанного выше законодательства, суд первой инстанции не установил нарушений закона и прав истца, поскольку допустимыми доказательствами истцом в силу статей 12 части 1, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не доказан факт работы до 01.01.2005г.

Не указывает на работу по трудовому договору и представленная истцом архивная справка, поскольку в ней приведены данные о работе Кислюка А.В., *** г.р., в МУП ЖКХ "***" по договорам подряда 3 дня в мае 1999 г. и 18 дней в июне 1999г.; сведений о работе Кислюка А.В. за 2002-2003г.г. не имеется.

Правильно отклонена судом и выписка из лицевого света застрахованного лица, в которой приведены сведения об уплате страховых взносов МУП ЖКХ "***" за период работы Кислюка А.В. с 1 июня 2003 года по 31 декабря 2003 года в Пенсионный фонд, поскольку иные доказательства трудовых отношений в данный период отсутствуют.

Оценка доказательств дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и ее результат приведен в решении.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными, не имеется.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Гаджиевского городского суда Мурманской области от 18 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кислюка А.В. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: