Судья Беляева В.В. № 33-1955 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 13 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Игнатенко Т.А. судей Устинович С.Е. Кузнецовой Т.А. при секретаре Молодецкой Н.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старова И.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения, признании права на включение в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата, по кассационной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Мурманской области – Бессонова Ф.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 марта 2011 года, которым постановлено: «Иск Старова И.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения жилищной комиссии, обязании признания нуждающимися в жилом помещении и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы -удовлетворить. Признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Мурманской области от *** года об отказе Старову И.В. в признании его участником подпрограммы на основании подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации ГЖС незаконным и отменить. Обязать Главное управление МЧС по Мурманской области признать Старова И.В. участником подпрограммы на основании подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации ГЖС на состав семьи: супруга - Старова Т.О.». Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., объяснения представителя ответчика Главного управления МЧС России по Мурманской области по доверенности Бессонова Ф.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истца Старова И.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Старов И.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения жилищной комиссии от *** года, которым ему отказано в признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Заявленное требование мотивировал тем, что более десяти лет проходил службу в подразделениях *** службы, на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. *** года был уволен по подпункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел в связи с сокращением штата. На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дней, в льготном исчислении – *** лет *** месяцев *** дня. Он и член его семьи – *** Старова Т.О. являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку своего жилого помещения не имеют. Полагал, что на основании подпункта «а» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, он и члены его семьи имеют право на признание нуждающимися в обеспечении жилым помещением и получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области от *** года ему незаконно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и включении в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Старов И.В. просил суд признать указанное решение незаконным, обязать Главное управление МЧС России по Мурманской области признать его и членов его семьи нуждающимися и включить в списки участников подпрограммы. Судом к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены Администрация города Мончегорска и Старова Т.О. В судебном заседании истец Старов И.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - ГУ МЧС России по Мурманской области – Давлетбаева Э.Ф. заявленные исковые требования не признала. Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования города Мончегорска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что признание нуждающимся Старова И.В. в целях получения государственного жилищного сертификата в ГУ МЧС России по Мурманской области не относится к компетенции администрации города Мончегорска. Просил дело рассмотреть без его участия. Третье лицо Старова Т.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена надлежащим образом. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель ГУ МЧС России по Мурманской области – Бессонов Ф.А. не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение не передовая дело на новое рассмотрение, считает, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции применил нормы права, регулирующие порядок прохождения военной службы военнослужащими. Однако, Старов И.В. проходил службу в МЧС России, а на сотрудников федеральной *** службы распространяются все права, обязанности и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации. В возражениях на кассационную жалобу Старов И.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились третьи лица представитель администрации г.Мончегорска, Старова Т.О. извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является препятствием к разбирательству дела. В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность судебного решения проверена в пределах доводов кассационной жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений» установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 Правительством Российской Федерации принято 29 сентября 1999 года Постановление № 1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» (в редакции от 08 августа 2003 года). Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1095 установлено, что увольняемые со службы сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с абзацем 5 подпункта «а» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных данным Постановлением, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 6 данных Правил установлено, что участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. На основании подпункта «а» пункта 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, для участия в подпрограмме подают соответственно в организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Таким образом, условием получения государственного жилищного сертификата является увольнение по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы в календарном исчислении не менее 10 лет, и состоящих после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. Судом установлено, что истец с *** года проходил службу в Государственной *** службе города *** на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Последняя занимая должность – *** города *** управления государственного *** надзора Главного управления МЧС России по Мурманской области. Приказом от *** года № *** истец уволен по подпункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел в связи с сокращением штата *** года. На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дней, в льготном исчислении – *** лет *** месяцев *** дня. В период прохождения службы истец *** года обратился к ответчику с рапортом о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы вместе с членами своей семьи. К рапорту истцом были приложены все необходимые документы. Решением жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Мурманской области от *** года истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на не предоставление выписки из решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, в решении также указано и на то, что сотрудники федеральной противопожарной службы до настоящего времени к иным категориям граждан не отнесены, а на учет нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти могут быть приняты после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Разрешая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец относится к категории лиц, указанных абзацем 5 подпункта «а» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Материалами дела подтверждена нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением и отсутствие у истца, а также членов его семьи другого жилья по договору социального найма либо на праве собственности. Согласно справке Главного управления МЧС России по Мурманской области от *** года № ***, в период службы истцу не предоставлялась субсидия на приобретение и строительство жилого помещения. С целью реализации своих прав на обеспечение жильем в рамках подпрограммы истцом до увольнения были представлены в жилищную комиссию документы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 19 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». На момент рассмотрения жилищной комиссией документов истца подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» действовала. Право истца на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата установлено Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1095, которые до настоящего времени действуют. Согласно подпунктам «в» и «е» пункта 2.1 Положения о жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области, жилищная комиссия принимает решение о постановке военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных служащих, указанных в штатном расписании ГУ МЧС России по МО, на учет нуждающихся в жилых помещениях; организует участие указанных лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования. Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими обстоятельствам дела. Довод кассационной жалобы на изменение с 01 января 2011 года порядка и условий обеспечения жилыми помещениями не может быть признан состоятельным по следующим основаниям. Действительно, с 01 января 2011 года абзац 2 пункта 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилым помещением некоторых категорий граждан», вступившим в силу с 01 января 2011 года. Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был дополнен. В соответствии с действующим в настоящее время порядком обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15). На основании статьи 2 новый порядок и условия распространены на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей. Вместе с тем, в соответствии с приведенной нормой данный порядок и условия обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, уволенных из указанных органов и принятых до 01 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся. Истец к указанной категории лиц не относится, заявление о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением подано им в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Мурманской области в период службы в подразделении государственной противопожарной службы. На учете в органе местного управления по состоянию на 01 января 2005 года истец также не состоит. Исходя из изложенного, истец на момент обращения в жилищную комиссию имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Данное право подлежало реализации после признания истца и членов его семьи федеральным органом исполнительной власти нуждающимися в обеспечении жилым помещением и постановке на учет, в чем истцу незаконно было отказано. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, предусматривающая выпуск и реализацию государственных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, которая осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2011 года № 582-р утвержден график выпуска и распределения в 2011 году государственных жилищных сертификатов в отношении категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе сотрудников МЧС России и приравненных к ним лиц (Раздел II). Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит. Таким образом, решение принято с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила: решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Мурманской области – Бессонова Ф.А. – без удовлетворения. Председательствующий: судьи: