Судья Кис В.Ф. № 33-2088 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 27 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Прокопенко Н.Б. судей Устинович С.Е. Ганичевой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е., Щербановой О.Е. об оспаривании действий главы муниципального образования ЗАТО Александровск Ананьева В.А., по кассационной жалобе Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е., Щербановой О.Е. на решение Полярного городского суда Мурманской области от 16 июня 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении заявления Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е., Щербановой О.Е. о признании, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александровск В.А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу, является нарушением прав и свобод, и препятствием к осуществлению прав и свобод, предоставленных ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ; о признании, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александровск В. А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу, является не исполнением федеральных законов «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131- ФЗ, а также устава ЗАТО Александровск; о признании, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александровск В.А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу, является намеренным не исполнением своих полномочий, возложенных на него ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131- ФЗ и уставом ЗАТО Александровск - отказать». Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова Т.Е., Щербанова О.Е. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий главы муниципального образования ЗАТО Александровск В.А. Ананьева в порядке гл. 25 ГПК РФ. В обоснование требований указали то, что *** г. обратились с заявлением на имя Главы муниципального образования ЗАТО Александровск, в котором просили включить в состав семьи Щербанова Е.С. очередь которого на получение жилья в связи с отселением в *** году установлена под № ***, члена семьи - *** г. К.Е.., и на основании этого установить, что при распределении жилья соцнорма для семьи Щербановых составляет 90 кв. метров, а также сообщить, когда они получат жилье по очереди № ***, в которой стоят четвертый год, и просили не предлагать жилье, которое не готово к проживанию. На указанное заявление *** г. заявители получили ответ, в котором Глава муниципального образования указывает, что поставленные вопросы заявителями не относятся к его полномочиям. Просили признать, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александровск В.А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу является нарушением прав и свобод, препятствием к осуществлению прав и свобод, предоставленных ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ; признать, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александрове» В.А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу является не исполнением федеральных законов «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131- ФЗ, а также устава ЗАТО Александровск; признать, что решение главы муниципального образования ЗАТО Александрова В.А. Ананьева не отвечать лично на письменные обращения заявителей по существу является намеренным не исполнением своих полномочий, возложенных на него ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и уставом ЗАТО Александровск. Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова Т.Е., Щербанова О.Е. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Глава муниципального образования ЗАТО Александровск Ананьев В.А. в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил. В представленном отзыве указал, что Глава муниципального образования ЗАТО Александровск действовал в строгом соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Щербановы просят отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считают, что суд неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права. Считают, что глава ЗАТО Александровск Ананьев В.А. как орган местного самоуправления и высшее должностное лицо ЗАТО Александровск не имел права по закону переадресовать их заявление в администрацию ЗАТО Александровск, должностным лицам, которые по закону являются его подчинёнными и которые не компетентны в вопросах отселения граждан. Ссылаясь на п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», указывают, что глава ЗАТО Александровск Ананьев В.А. обязан был лично дать письменный ответ по существу поставленных в их обращении вопросов. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились заявители Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова Т.Е., Щербанова О.Е., глава муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области В.А.Ананьев, извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что Главой муниципального образования ЗАТО Александровск при разрешении заявления Щербановых не допущено нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» В соответствии с частью 1 статьи 2 приведенного Закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу части 1 статьи 9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в срок, установленный статьей 12 Закона. Пункты 1, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривают обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В силу ч. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из установленных по делу данных о том, что направление заявления Щербановых на рассмотрение в администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск требованиям закона не противоречит. Проанализировав положения Устава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (в ред. решения Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 30.03.2010 № 48) суд учел, что Администрация ЗАТО Александровск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Александровск федеральными законами и законами Мурманской области, обеспечивает исполнение полномочий органов местного самоуправления ЗАТО Александровск по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Мурманской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов и постановлениями и распоряжениями Главы ЗАТО Александровск. Согласно статье 36 Устава Глава муниципального образования ЗАТО Александровск, как высшее должностное лицо ЗАТО Александровск, реализуя свои полномочия, вправе требовать от Главы администрации соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов Мурманской области, Устава ЗАТО Александровск и иных нормативных правовых актов при исполнении им своих обязанностей; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области. Установив, что вопросы переселения граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем, в том числе о включении на отселение в состав семьи заявителя К.Е., очередь которого на получение жилья в 2011 году установлена под № ***, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, суд пришел к правильному выводу о том, что направление заявления Щербановых уполномоченному органу для рассмотрения по существу не противоречит требованиям Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и не нарушает права заявителей. Такой вывод суда соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», и оснований признать его неправильным судебная коллегия не усматривает. Сообщение о переадресации обращения Щербановым направлено своевременно. Поскольку по данному делу не установлено нарушения порядка рассмотрения обращения Щербановых, суд принял правомерное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование заявления, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Полярного городского суда Мурманской области от 16 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителей Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е., Щербановой О.Е. – без удовлетворения. председательствующий: судьи: