о включении в АС военнуслужащих, нуждающихся в получении жилья



Судья Филиппова М.Е.

№ 33-648

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

30 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатенко Т.А.

судей

Пырч Н.В.

Кузнецовой Т.А.

при секретаре

Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Глазова С.В., Глазовой Л.Н., Глазовой А.С. к Федеральному государственному учреждению «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» о включении в автоматизированную систему «Учёт» военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы месту жительства

по кассационной жалобе Глазова С.В., Глазовой Л.Н. и Глазовой А.С. на решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 12 января 2011 года, которым постановлено:

«Глазову С.В., Глазовой Л.Н., Глазовой А.С. в иске к Федеральному государственному учреждению «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» о включении в автоматизированную систему «Учёт» военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, отказать».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения Глазова С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГУ «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» - Деревянко А.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Глазов С.В., Глазова Л.Н. и Глазова А.С. обратились в суд с иском к ФГУ «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности по включению Глазова С.В. и членов его семьи в автоматизированную систему «Учёт» военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.

Заявленное требование мотивировали тем, что ... года Глазов С.В. был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с общей выслугой ... лет ... месяцев, в календарном исчислении ... лет ... месяцев, и в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако ответчик отказал ему во включении в автоматизированную систему «Учёт», создав препятствия к реализации жилищных прав, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании Глазов С.В., действующий в своих интересах и по доверенности от имени Глазовой Л.Н. и Глазовой А.С., настаивал на удовлетворении иска.

Представитель Глазова С.В. - Лупкина И.А. заявленное требование поддержала.

Представитель ФГУ «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» Деревянко А.Н. в судебном заседании иск не признал, полагая, что автоматизированная система «Учет» предназначена для учета военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - войсковой части 32029, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего письменный отзыв о согласии с иском.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Глазов С.В., Глазова Л.Н. и Глазова А.С. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленное требование, сославшись на то, что перед увольнением из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации Глазовым С.В. был написан рапорт на имя командира воинской части № 32029 о постановке его и членов его семьи на учет в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по постоянному месту жительства.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии воинской части № * от ... года Глазов С.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, с момента увольнения в ... году, т.е. в течение ... календарных лет, он не обеспечен со стороны государства жильём по избранному месту жительства. Данные обстоятельства при принятии решения судом не учтены.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Глазова Л.Н., Глазова А.С. и представитель войсковой части 32029, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лица, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что в период прохождения военной службы истцу и членам его семьи была предоставлена служебная квартира, в которой они проживают по настоящее время. Квартира расположена в закрытом военном городке по адресу: /.../.

Приказом командира войсковой части 32029 от ... года №* Глазов С.В. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

На день увольнения выслуга службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила у истца ... лет ... месяцев ... дня, в льготном исчислении - ... лет ... месяцев.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 32029 от ... года № * Глазов С.В. признан нуждающимся в получении постоянной жилой площади в связи с предстоящим увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 69).

Из имеющихся в материалах дела копий заявления видно, что на день увольнения в качестве избранного места жительства истцом были указаны город Белгород и город Пушкино Ленинградской области (листы дела 59, 61, 62).

Вместе с тем, в судебном заседании истец пояснил, что после увольнения со службы он в органы местного самоуправления и в военный комиссариат по избранному месту жительства не обращался, требование о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства органу, ответственному за обеспечение его и членов его семьи жильем, не заявлял.

Как следует из протокола от ... года № *, жилищной комиссии войсковой части 32029 принято решение о внесении истца в списки кандидатов на получение постоянной жилой площади по избранному месту жительства - город ... с внесением в компьютерную базу - учет по войсковой части 32029 (л.д. 8).

Письменным сообщением от ... года № * ФГУ «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» уведомила истица о невозможности включения его в автоматизированную базу учета бесквартирных военнослужащих, поскольку автоматизированная база разработана для военнослужащих, проходящих военную службу и признанных в установленном порядке нуждающимися по увольнению из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в улучшении жилищных условий.

Разрешая дело, суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставление военнослужащим жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение производится в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на день увольнения истца и утратившего силу с 01 января 1998 года в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Таким образом, обязанность по обеспечению жильём увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, возлагалась на органы местного самоуправления.

На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В этой связи абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

На день рассмотрения возникшего спора по существу абзац 2 пункта 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилым помещением некоторых категорий граждан», вступившим в силу с 01 января 2011 года.

Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был дополнен.

В соответствии с действующим в настоящее время порядком обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15).

Таким образом, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, законом определены.

Данный порядок не предусматривал ранее и не предусматривает в настоящее время обеспечение жильем лиц, уволенных с военной службы, посредством включения информации в автоматизированную систему «Учет».

При этом внесением информации в автоматизированную систему учета было установлено пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, непосредственно для военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Данный пункт не был распространен на лиц, уволенных с военной службы.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1297 приказ от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» признан утратившим силу и с 09 ноября 2010 года не действует.

При таких обстоятельствах законом оснований для удовлетворения иска о внесении информации в автоматизированную систему учета с целью обеспечения истца и членов его семьи жилым помещением не имелось, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Выводы суда об отказе в иске в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, не соглашаться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.

Доводы кассационной жалобы направленные к иной оценке собранных по делу доказательств и к иному толкованию норм материального права, примененных судом, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 12 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Глазова С.В., Глазовой Л.Н. и Глазовой А.С. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: