Судья Косабуко Е.Э. № 33-2559 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 07 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Пырч Н.В. судей Устинович С.Е. Игнатенко Т.А. при секретаре Уховой Н.Г. С участием помощника прокурора Мурманской области Тарасовой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница», администрации Ковдорского района Мурманской области об обязании устранить нарушения установленных санитарно-гигиенических требований, предусмотренных нормами действующего законодательства, по кассационной жалобе представителя ответчика Администрации Ковдорского района Мурманской области Якубовского А.А. на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 июля 2011 года, по которому постановлено: «Иск прокурора Ковдорского района - удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» и администрацию Ковдорского района в срок до _ _ 2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства: в соответствии с пунктом 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установить смесители, температура горячей воды в точках разбора которых не должна превышать 37°С: в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в ... (в 3 боксах и 2 палатах, используемых для госпитализации детей; 2 туалетах и 2 ванных комнатах); в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в ... (в 3 палатах и в 2 полубоксах, используемых для госпитализации детей; 6 туалетах; 3 ванных комнатах; комнате с установленным биде и клизменной); в соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в _ _ ; - в соответствии с пунктами 6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в ..., боксы №№ 5, 6, 7, используемые для изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие); в соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» устранить дефекты отделки: в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в ... (в палате № 2, в санитарной комнате детской палаты № 6, в комнате приема пищи больных дневного стационара, в палате № 14 дневного стационара), в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в ... (в коридоре, в приемной, в боксах № 5 и № 6, палатах № 1 и № 9, в процедурной, ванных комнатах и туалетах). Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» государственную пошлину в размере *** (***) рублей». Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., заключение помощника прокурора Мурманской области Тарасовой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Прокурор Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» (далее МУЗ «Ковдорская ЦРБ) об обязании устранить нарушения установленных санитарно-гигиенических требований, предусмотренных нормами действующего законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки МУЗ «Ковдорская ЦРБ», было установлено, что ответчиком не соблюдаются санитарно-гигиенические требования действующего законодательства: в нарушение п. 5.5 СанПиН во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях инфекционного и терапевтического отделений умывальники с подводкой горячей и холодной воды не оборудованы смесителями; в нарушение п. 6.4 СанПиН терапевтическое и инфекционное отделение МУЗ «Ковдорской ЦРБ» оборудовано системой механической приточно-вытяжной вентиляции, которая находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 11.14 СанПиН в терапевтическом отделении: в палате № 2 и в санитарной комнате детской палаты № 6 потрескалась краска на стене; в дневном стационаре в комнате приема пищи больных потрескался потолок; в п. №14 дневного стационара — выбоины в стене; на 2 этаже терапевтического отделения в коридоре вскрыт потолок, подтеки, отвалилась краска (после ликвидации течи стояка); в инфекционном отделении в коридоре в приемной, в боксе № 5, палате № 9 отслоилась краска; в боксе № 6 и туалете - грибок на стенах; в палате № 1 - грибок у раковины; в углу плесень, деревянная рама разрушена вследствие гниения, на потолке облезла краска, линолеум потрескался, в процедурной ванной комнате и туалетах отвалилась плитка, в ванной комнате для больных кишечными инфекциями разрушился воздуховод - деревянный короб развалился, на потолке облезла краска, на стене отвалилась плитка, в туалете для «социальных больных» отвалилась плитка, облезла краска, вентиляция не работает. Невыполнение установленных законом санитарно-гигиенических требований создает угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, а также работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ». C учетом уточненных требований просил обязать ответчиков МУЗ «Ковдорская ЦРБ» и администрацию Ковдорского района в срок до _ _ 2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства: в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 боксах и 2 палатах, используемых для госпитализации детей; 2 туалетах и 2 ванных комнатах) и в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 палатах и в 2 полубоксах, используемых для госпитализации детей; 6 туалетах; 3 ванных комнатах; комнате с установленным биде и клизменной) установить смесители, температура горячей воды в точках разбора которых не должна превышать 37°С, в соответствии с пунктом 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением боксы №№ 5, 6, 7 инфекционного отделения МУЗ «Ковдорская ЦРБ», используемые для изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие) в соответствии с пунктами 6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; устранить дефекты отделки в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», (в палате № 2, в санитарной комнате детской палаты № 6, в комнате приема пищи больных дневного стационара, в палате № 14 дневного стационара), в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в коридоре, в приемной, в боксах № 5 и № 6, палатах № 1 и № 9, в процедурной, ванных комнатах и туалетах) в соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Определением суда к участию в деле привлечены: в качестве ответчика - администрация Ковдорского района, в качестве третьего лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе. Представитель истца помощник прокурора Ковдорского района Стрельцова В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Савинова Е.А. в судебном заседании с иском согласилась частично, заявленные требования по терапевтическому отделению об оборудовании детских палат, санузлов для пациентов смесителями, температура в точках разбора горячей воды не должна превышать 37° С, о приведении в рабочее состояние системы механической приточно-вытяжной вентиляции, об устранении дефектов отделки в помещениях отделения не оспаривает. Представитель ответчика Администрации Ковдорского района Домбовский П.Л. в судебном заседании иск не признал. Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель ответчика Администрации Ковдорского района Мурманской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По мнению кассатора, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Не соглашаясь с решением суда, кассатор в обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в отзыве на исковое заявление, и пояснениям, данным в судебном заседании. Кроме того, в обоснование жалобы указывает, что Администрация Ковдорского района Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. МУЗ «Ковдорская ЦРБ» согласно Уставу учреждения является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банка, и вправе от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Вместе с тем, суд не принял во внимание положение пункта 3.5 Устава МУЗ «Ковдорская ЦРБ», предусматривающего обязанность учреждения по осуществлению текущего и капитального ремонта имущества. Ни в одном из документов, в том числе и исковом заявлении и уточнении к нему не содержится ссылок на нормативно-правовые акты и санитарные правила, предусматривающие обязанность исполнительно-распорядительных органов муниципального образования Ковдорский район по выполнению требований прокурора. Полагает, что прокурором не представлено доказательств в обоснование заявленных требований к администрации Ковдорского района Мурманской области. Неоднократное уточнение истцом заявленных требований в ходе судебного разбирательства, не позволяло ответчику должным образом подготовится к судебному заседанию и осуществлять свою защиту. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что имеется решение суда об устранении дефектов отделки в коридоре инфекционного отделения МУЗ «Ковдорская ЦРБ», при этом указаний на конкретные участки, которые должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями, ни в решении по указанному гражданскому делу ни в оспариваемом решении не содержится. Кроме того, терапевтическое отделение больницы включено в долгосрочную целевую программу «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 года, в рамках которой запланировано проведение капитального ремонта данного отделения больницы, в том числе и работы по приведению помещений и коммуникаций в соответствие с требованиями СанПиН. Считает, что требования прокурора об оборудовании системой механической приточно-вытяжной вентиляции инфекционного отделения необоснованными, поскольку в соответствии с п.6.4 СанПиН здания ЛПО должны быть оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим или естественным побуждением. Также указывает, что в решении суда не отражено, в чем конкретно заключается обязанность ответчиков по устранению дефектов отделки помещений терапевтического и инфекционного отделений больницы, какие дефекты отделки и работы, а также их объем должен произвести каждый из ответчиков. Полагает, что судом не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии угрозы для лиц, находящихся в помещении больницы, а также не принятие ответчиком мер, направленных на обеспечение нормального функционирования используемых помещений. В возражениях на кассационную жалобу представитель истца помощник прокурора Ковдорского района Стрельцова В.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ», представитель ответчика Администрации Ковдорского района, представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе, которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела. В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Согласно статье 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Статьей 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. К муниципальной системе здравоохранения статьей 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Согласно статье 37.2 Основ законодательства об охране здоровья финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ч.2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно статье 11 указанного закона индивидуальные В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 и введенных в действие с 17 сентября 2010 года, данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность; данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Пункт 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусматривает, что во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °С. Согласно пунктам 6.4, 6.20, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» здания лечебно-профилактических организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением; в существующих зданиях, при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе. Изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие), допускается только в боксы с механической системой вентиляции. Пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотрено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. В соответствии с п.п. 1,3, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно п.п. 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 3.1, 3.4, 3.5, 4.4 Устава МУЗ «Ковдорская ЦРБ» учредителем данного муниципального учреждения является администрация Ковдорского района. МУЗ «Ковдорская ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков; вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель; имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления; имущество учреждения является муниципальной собственностью Ковдорского района и передается учреждению в оперативное управление; учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете; при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества; учреждение обязано согласовывать проведение текущих и капитальных ремонтов с учредителем. На основании ст. 1, п.п. 1, 3, 13 ст. 6 Устава муниципального образования Ковдорский район, принятого Ковдорским районным Советом депутатов от 30.05.2005 (Зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 25.11.2005 N RU513120002005002) муниципальное образование Ковдорский район с населенными пунктами, в том числе город Ковдор, н.п. Енский и др., наделен статусом городского округа, к вопросам местного значения Ковдорского района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района; организация оказания на территории Ковдорского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В ходе судебного разбирательства установлено, что в инфекционном и терапевтическом отделениях МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не обеспечено выполнение пунктов 5.5, 6.4, 6.20, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10. Из Постановления начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе Т. С.Ю. от _ _ 2011 года следует, что в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в инфекционном и терапевтическом отделениях: в нарушение п. 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных и вспомогательных помещениях умывальники с подводкой горячей и холодной воды не оборудованы смесителями (для подачи горячей воды в точках разбора детских палат, санузлов для пациентов не выше 37 °С); в нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции не работают; в нарушение п. 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 в инфекционном отделении для госпитализации больных с подозрением на особо опасную инфекцию отсутствует бокс с работающей механической системой вентиляции; в нарушение п. 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 не проводится незамедлительное устранение текущих дефектов в помещениях (протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других); в терапевтическом отделении: в палате № 2 и в санитарной комнате детской палаты № 6 потрескалась краска на стене; в дневном стационаре в комнате приема пищи больных потрескался потолок; в п. № 14 дневного стационара - выбоины в стене; на 2 этаже терапевтического отделения в коридоре вскрыт потолок, подтеки отвалилась краска (после ликвидации течи стояка); в инфекционном отделении в коридоре в приемной, в боксе № 5, палате № 9 отслоилась краска; в боксе № 6 и туалете - грибок на стенах; в палате № 1 - грибок у раковины; в углу плесень, деревянная рама разрушена вследствие гниения, на потолке облезла краска, линолеум потрескался, в процедурной ванной комнате и туалетах отвалилась плитка, в ванной комнате для больных кишечными инфекциями разрушился воздуховод - деревянный короб развалился, на потолке облезла краска, на стене отвалилась плитка, в туалете для «социальных больных» отвалилась плитка, облезла краска, вентиляция не работает. За указанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, главный врач МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Захарова О.В. привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере *** рублей. Тщательно исследовав обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» обязанности по устранению нарушений санитарно-гигиенических требований действующего законодательства в срок до _ _ 2011 года. При этом, исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также положения Уставов Ковдорского района и МУЗ «Ковдорская ЦРБ», суд пришел к обоснованному выводу о возложении аналогичной обязанности на администрацию Ковдорского района. Как правильно указал суд, здание МУЗ «Ковдорская ЦРБ», не смотря на то, что оно передано в оперативное управление, тем не менее, является муниципальным имуществом, в связи с чем действующим законодательством и Уставом Ковдорского района на данного ответчика возложены обязанности по владению, пользованию и распоряжению находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района имуществом; организация оказания на территории Ковдорского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Финансовое обеспечение деятельности муниципального учреждения здравоохранения, каким является МУЗ «Ковдорская ЦРБ», в соответствии со ст. 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования, а согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно пояснениям представителя ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ», на ремонтные работы в терапевтическом отделении средства выделены из федерального и областного бюджетов по программе «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011 -2012 годы», на ремонтные работы в инфекционном отделении необходимы большие материальные затраты порядка пяти миллионов рублей, и самостоятельно за счет иных источников доходов, которые имеют целевое назначение, МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не в состоянии будет выполнить данные работы. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что именно от участия администрации Ковдорского района в финансировании данного учреждения зависит возможность исполнения возложенных на МУЗ «Ковдорская ЦРБ» судом обязанностей, поскольку к предмету ведения муниципального образования Ковдорский район законом отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета. Учитывая, что согласно Постановлению Правительства Мурманской области «Об организации работы по реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011 - 2012 годы» от 15.04.2011 № 192-ПП (л.д. 7-17) и утвержденных им Порядка организации работ и расходования средств при реализации данной программы, Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) получателями средств областного бюджета в рамках Программы являются уполномоченные администраторы доходов муниципальных бюджетов, иные межбюджетные трансферты предоставляются из областного бюджета за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита областного бюджета и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования, целью предоставления которых является реализация мероприятий по капитальным ремонтам на объектах муниципальных учреждений здравоохранения, предоставляются трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом, перечисление трансфертов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, на лицевой счет соответствующего администратора доходов, а также органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) представляют в Министерство здравоохранения Мурманской области отчет о реализации Программы и именно органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) несут ответственность за нецелевое использование средств и недостоверность предоставляемых сведений. Также обоснованно определен судом срок устранения нарушений санитарно-гигиенических требований, оснований для его увеличения, как просили ответчики, при рассмотрении дела у суда не имелось. Отклоняя доводы представителя ответчика Администрации Ковдорского района Мурманской области об отсутствии необходимости в возложении обязанности по устранению дефектов в терапевтическом отделении ЦРБ, так как объявлен конкурс на выполнение капитального ремонта в терапевтическом отделении больницы, суд правильно указал, что прокурором заявлены требования, согласно которым он просит обязать выполнить конкретный перечень работ направленных на устранение нарушений СанПиН 2.1.3.2630-10. При таком положении решение суда об удовлетворении требований прокурора является законным и обоснованным. Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на иной оценке представленных доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательства оценены судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иных доказательств, которые не были предметом исследований и оценки суда первой инстанции суду кассационной инстанции не представлено и в кассационной жалобе не приведено. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда определила: решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Администрации Ковдорского района Мурманской области – без удовлетворения. председательствующий: судьи:
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.