о компенсации морального вреда



Судья Барабанова Т.К. № 33-2932-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 12 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Самойленко В.Г.

Тищенко З.Г.

при секретаре Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Махова П.П. к администрации Федерального казенного учреждения исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

по кассационной жалобе Махова П.П. на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 02 августа 2011 года, по которому постановлено:

« В удовлетворении исковых требований Махова П.П. к администрации Федерального казенного учреждения исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства - отказать.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В. возражения против жалобы представителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО, представителя Министерства финансов РФ в лице Федерального казначейства П.., представителя УФСИН по МО Г. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

УСТАНОВИЛА

Махов П.П. обратился в суд с иском к начальнику медицинской части Федерального казенного учреждения исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области Г., Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства.

В обоснование своим доводам указал, что в нарушение действующего законодательства, ему было отказано в организации и оказании медицинской помощи в виде лечения у врача-стоматолога. Так, из-за острой зубной боли, ему была необходима медицинская помощь в следующие дни: ... ... 2011 года; .... Однако, несмотря на его обращения в указанные дни, медпомощь ему была оказана лишь: .... Полагал, что начальником медицинской части предпринимались все возможные способы, направленные на не предоставление ему помощи (не вызывал в мед. часть, не разрешал вопрос о ведении приёма свыше установленного режима работы (по четвергам с 10.00 до 11.30 часов), а также не предпринял меры по замене ушедшего с ... в отпуск врача, другим специалистом).

В связи с не предоставлением истцу медицинской помощи, он испытывал постоянную острую зубную боль, что приносило ему физические и моральные страдания.

Просил признать действия администрации Федерального казенного учреждения исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области в неоказании ему медицинской помощи незаконными; обязать ответчика организовать оказание ему медицинской помощи по лечению зубов; признать, что имело место нарушение ст. 3 (пытки) Европейской конвенции «О защите прав человека и его основных свобод»; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В дальнейшем Махов П.П. уточнил заявленные требования, сообщил, что просит исключить из заявленного иска требование об обязании ответчика организовать оказание ему медицинской помощи по лечению зубов, поскольку лечение врачом-стоматологом ему было проведено, а также уточнил наименование одного из соответчиков, указав, что надлежащим ответчиком является - администрация Федерального казенного учреждения исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области (далее по тексту ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО) (л.д. 56-57). В остальном поддержал требования и доводы, изложенные в первоначальном исковом заявлении.

Определением суда от 26.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области (далее по тексту УФСИН по МО) (л.д. 77-78).

В судебном заседании истец не участвовал, поскольку отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о получении судебного извещения.

Представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных заявленных требований, представила письменные возражения на заявление, приобщенные к материалам дела, поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Представитель соответчика Минфина России П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования, представила мотивированные возражения, приобщенные к материалам дела, полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку обстоятельства, изложенные Маховым П.П. в исковом заявлении не подтверждены доказательствами.

Представители УФСИН по МО Г.К. в судебном заседании также возражали против удовлетворения заявленных требований, представили мотивированный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела, поддержали доводы, изложенные в нем. Указали, что материалами дела и служебной проверкой опровергаются изложенные в заявлении факты, истцу была оказана стоматологическая помощь в полном объеме в соответствии с его обращениями. Просили в удовлетворении требований отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Махов П.П., просит решение суда отменить т.к. суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, неправильно дал оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела и положенным в основу решения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание Махова П.П., т.к. о дате и месте рассмотрения дела он извещен, в силу ст.354 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

В силу ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205.

Так, пунктом 118 указанных Правил предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

Согласно пунктам 121, 122, 123 Правил, предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. Медицинская часть учреждения осуществляет: медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний; диспансерное наблюдение и учет осужденных; лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения; хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения. Плановый прием осужденных в медицинских частях ИУ производится в установленные часы их работы, по предварительной записи или по назначениям медицинского персонала. Мероприятия по организации неотложной медицинской помощи осуществляются в любое время суток.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (далее по тексту ПорядокО предусмотрено, что организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения.

Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.

Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 13, 27, 52, 53,54, 55, 57 указанного Порядка учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность. Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи. Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в Учреждении.

На каждого подозреваемого и обвиняемого заполняется медицинская карта амбулаторного больного установленного образца. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Такая информация может содержаться в вышеуказанном журнале, медицинской карте амбулаторного больного или медицинской карте стационарного больного, другой медицинской документации (в том числе регистрационной

В следственных изоляторах, исправительных колониях особого режима и тюрьмах на прием к врачу (фельдшеру) или выполнение процедур больные выводятся индивидуально или группами по 3 - 5 человек с соблюдением требований изоляции и при надлежащем надзоре. В остальных исправительных учреждениях осужденные прибывают на амбулаторный прием самостоятельно.

В каждом отряде ИУ начальником отряда ведется журнал предварительной записи на амбулаторный прием. Журнал предварительной записи перед началом амбулаторного приема передается в медицинскую часть. После приема журнал возвращается указанным лицам.

До начала амбулаторного приема фельдшер (медсестра) подбирает медицинские карты амбулаторного больного, лиц, записанных в журнале предварительной записи на амбулаторный прием, проводит доврачебную сортировку записавшихся на прием в зависимости от срочности оказания медицинской помощи, кратко опрашивает больных для выяснения их жалоб, измеряет у больных температуру тела и определяет очередность их направления к врачу.

Амбулаторный прием в установленные часы ведут врачи медицинской части. В Учреждениях, где по штату врач не положен, амбулаторный прием осуществляет фельдшер. После осмотра больного врач кратко и разборчиво заносит в его медицинскую карту амбулаторного больного дату приема, жалобы, данные объективного обследования, диагноз, лечебно-диагностические назначения, делает заключение о необходимости освобождения от работы, указывает дату повторной явки на прием.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что проверкой журнала, а также медицинской карты истца, установлено, что осужденный Махов П.П. обращался в медицинскую часть ФКУ ИК-17 УФСИН России: ... (приём у фельдшера медицинской части); ... (оказание стоматологической помощи); ... (приём у фельдшера медчасти, направлен к зубному врачу с диагнозом: «хронический периодонтит», оказана стоматологическая помощь); ... (приём у начальника медчасти); ... (оказана стоматологическая помощь); ... (амбулаторное лечение по поводу обострения хронического бронхита); ... (приём у начальника медчасти).

Данные обстоятельства также подтверждаются справкой, представленной врачом-терапевтом медчасти ФКУ ИК-17 УФСИН России К. (л.д. 60), обзорной справкой о предоставлении Махову П.П. медицинской помощи за период с ... по ..., составленной в связи с обращением истца в УФСИН России.

Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, сторонами суду не представлено, а судом не добыто.

Согласно заключению служебной проверки от ..., проведенной сотрудниками ФКУ ИК-17 УФСИН России по факту не оказания Махову П.П. медицинской помощи, обстоятельства, изложенные Маховым П.П. в исковом заявлении не подтвердились. Данные выводы подтверждены собранными в ходе проведения проверки материалами, в том числе, объяснениями осужденных ...

Заключение служебной проверки и объяснения осужденных ... суд правомерно принял в качестве доказательств по делу, поскольку они не опровергаются материалами дела, объяснения указанных лиц, записаны ими собственноручно, документов, подтверждающих получение данных документов с нарушением закона, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что объективных данных, свидетельствующих о наличии у Махова П.П. стоматологического заболевания, в том числе острой зубной боли, в период с ..., при этом неоказания медицинской помощи со стороны администрации ФКУ ИК-17 УФСИН России, в материалах дела не имеется, в медицинской карте истца отсутствуют сведения, подтверждающие наличие у истца жалоб на острую зубную боль при посещении врачей медицинской части ответчика ... года, суд пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.

Так в частности, проверяя доводы истца о том, что за неявку в медицинскую часть на него могло быть наложено дисциплинарное взыскание, суд обоснованно нашел их несостоятельными, поскольку Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, Порядком оказания осужденным медицинской помощи, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено наложение какого-либо взыскания на осужденного, добровольно изъявившего желание посетить приём врача-специалиста и не явившегося в медицинскую часть,

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 02 августа 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи