Судья Барабанова Т.К. № 33-2931-2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 12 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Симакова А.В. судей Самойленко В.Г. Тищенко З.Г. при секретаре Уховой Н.Г. с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры Степанчук Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис», Товариществу собственников жилья «Гончарова» об устранений нарушений природоохранного законодательства, по кассационной жалобе представителя ЗАО «Севжилсервис», на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2011 года, по которому постановлено: «Иск Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска действующего в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис», Товариществу собственников жилья «Гончарова» удовлетворить. Обязать Закрытое акционерное общество «Севжилсервис» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.09.2011 года произвести следующие действия: - отвести и оборудовать на территории домов ... по ул. ... в г. ... специально оборудованную площадку для контейнера, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи неё специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора для домов ...; - установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками. Обязать Товарищество собственников жилья «Гончарова» в срок до 12.09.2011 установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома ... контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов ... в г. .... Взыскать с Закрытого акционерного общества «Севжилсервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей. Взыскать с Товарищества собственников жилья «Гончарова» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.» Заслушав доклад судьи Симакова А.В. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда УСТАНОВИЛА Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» Товариществу собственников жилья «Гончарова» об устранений нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, были выявлены нарушения закона в деятельности ответчиков. Так, проверкой установлено, что контейнерная площадка, расположенная во дворе домов ... имеет 4 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке. Данная площадка имеет ограждение (металлическая сетка) только с двух сторон, имеет значительные повреждения, фактически не препятствует разносу мусора по дворовой территории, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены на значительном расстоянии от площадки. Поскольку до настоящего времени недостатки, выявленные в процессе проверки, не устранены, истец просит обязать ответчиков в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.09.2011: - отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки, расположенной во дворе домов ... по ул. ...; -контейнерную площадку, расположенную во дворе домов ... оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки. В судебном заседании помощник прокурора Циркуленко М.В. уточнил заявленные требования. Просил обязать ЗАО «Севжилсервис» в срок до 01.09.2011 произвести следующие действия: отвести и оборудовать на территории домов ... специальную площадку контейнера, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов, а так же вблизи данной площадки отвести специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи домов ...; установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками. Обязать ТСЖ «Гончарова» в срок до 12.09.2011 установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома ... контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов .... В остальном на доводах, сложенных в исковом заявлении, настаивал, дал аналогичные пояснения. Представители ТСЖ «Гончарова» Т., В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных требований, представили договор об оказании услуг по сбору, вывозу и обезвреживанию отходов, заключенный с ООО «...» от ..., согласно которому, сбор и временное хранение отходов Ж «Гончарова» производит в коммунальном контейнере КЗ-12. Указали, что поскольку территория, на которой в настоящее время расположена контейнерная площадка обслуживается ТСЖ, то оснований для размещения контейнеров, 1 обслуживающих дома №№ ..., относящиеся к ЗАО «Севжилсервис», не имеется. В связи с чем контейнер, принадлежащий второму ответчику должен быть перенесен на придомовую территорию указанных домов. Представитель ЗАО «Севжилсервис» К. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, однако, указала, что законодательство не предусматривает выделение отдельной площадки для сбора крупногабаритных отходов, не отрицала факт нахождения контейнерной площадке для сбора мусора на территории, которую обслуживает ТСЖ «Гончарова». Представитель третьего лица Комитета природопользования и экологии Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил дело рассмотреть без его участия. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель ЗАО «Севжилсервис» С. просит решение суда отменить т.к. суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, неправильно дал оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела и положенным в основу решения. Крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок. Вывоз крупногабаритных отходов производится мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом по заявкам организации по обслуживанию жилищного фонда или природопользователей, образовавших эти отходы, либо природопользователями самостоятельно ; использованием собственного грузового транспорта (пункт 5.10); Владельцы (пользователи) зданий, учреждений и организаций, торговых павильонов оборудуют места сбора мусора и образующихся отходов в зависимости от объема их накопления мусорными урнами, контейнерами, не допуская нахождения мусора и других отходов вне предназначенных для этого устройств, заключают договор на циклическую очистку мусоросборников (вывоз отходов). Сбор указанных отходов в мусорные контейнеры для сбора ТБО жилых домов и на площадки для крупногабаритных отходов жилых домов без согласования с собственниками общего имущества и без заключения соответствующих договоров на использование контейнеров и площадок не допускается (пункт 5.11) т.о. не имеется оснований для возложения обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства на ЗАО «Севжилсервис». На основании вышеизложенного, кассатор просит решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2011 года по гражданскому делу № 2-. отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ЗАО «Севжилсервис», ТСЖ «Гончарова», третьего лица Комитета природопользования и экологии Мурманской области т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии со ст. 1 закона РФ от 10.01.202 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета РФ по строительному и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 года утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. В соответствии с п. 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями). Как следует из содержания п. 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Согласно п. 3.7.15. Правил крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий), скапливающихся на территории населенного пункта. В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пп. «д» пункта 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Согласно ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. В соответствии с п.п. 5.5, 5.7 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 количество контейнеров рассчитывается исходя из планируемого объема вывоза ТБО с учетом вместимости контейнеров, коэффициента неравномерности накопления и коэффициента, учитывающего количество контейнеров в ремонте, резерве. Площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Согласно заключенным между собственниками домов по ул. Гончарова №№ 13, 9 и управляющей организацией ЗАО «Севжилсервис» договорам управления, управляющая организация обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовать предоставление коммунальных услуг Собственникам и иным Пользователям путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность. Согласно Уставу ТСЖ «Гончарова», утвержденному решением собрания собственников помещений многоквартирных домов 28.04.2010, основными целями Товарищества являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации этого комплекса и прочие. Согласно п.3.5 Устава Товарищества, оно обязано: выполнять требования Жилищного кодекса РФ, положений федеральных законов и иных нормативных 4правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества и прочие (л.д. 16-54). Согласно п. 5.10 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок. Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению. Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными. В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что как следует из договора управления многоквартирным домом, заключенным между собственниками и управляющей организацией, а также Уставом ТСЖ «Гончарова», дома №№ ... по ул. ... находятся на обслуживании разных организаций, а именно: дома №№ ... - ОАО «Севжилсервис», дома №№ ... - ТСЖ «Гончарова» (л.д. 16-54). На основании устного соглашения, заключенного между указанными организациями, на контейнерной площадке, расположенной во дворе дома ... в г. Мурманске установлено 4 контейнера, из них: 3 обслуживаются ТСЖ «Гончарова» и 1 - ЗАО «Севжилсервис».заключив с собственниками многоквартирных домов договоры управления многоквартирным домом, управляющая компания и Товарищество приняли на себя обязательство обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр. В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска 13.05.2011 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении объектов коммунальных отходов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при осуществлении функции по уборке придомовых территорий от строительного и крупногабаритного мусора. В результате проверки установлено, что во дворе домов ... по ул. ... имеет 4 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке. Данная площадка имеет ограждение (металлическая сетка) только с двух сторон, значительно повреждена, фактически не препятствует разносу мусора по дворовой территории, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены на значительном расстоянии от площадки. Указанные обстоятельства подтверждены составленным актом осмотра контейнерной площадки от 13.05.2011 и приобщенными к нему фотоматериалами (л.д. 10-15). Как правильно указал суд, требования прокурора об обязании ответчиков выполнить определенные действия, а именно: отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора; установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками; установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома ... контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов ..., полностью соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов. Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам. Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется. Руководствуясь ст. 366 ГПК РФ судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Председательствующий Судьи