о признани права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Серова М.Г.

№ 33-3075-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Синицы А.П.

судей

Яцун Е.М.

Истоминой И.В.

при секретаре

Львовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Демьянова М.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

по кассационной жалобе ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 18 июля 2011 года, которым постановлено:

«Иск Демьянова М.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска включить в стаж работы, дающий право Демьянову М.П. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды его работы в качестве маляра по покраске автомобилей 5 разряда с *** 1994 года по *** 1995 года, с *** 1995 года по *** 1996 года, с *** 1996 года по *** 1996 года, с *** 1996 года по *** 1997 года, с *** 1997 года по *** 2000 года, с *** 2000 года по *** 2001 года, с *** 2001 года по *** 2001 года, с *** 2001 года по *** 2003 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска назначить Демьянову М.П. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с *** 2011 года.

В удовлетворении иска в части включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с *** 1986 года по *** 1990 года в качестве резчика металла на ножницах и прессах, с *** 1993 года по *** 1994 года в качестве загрузчика-выгрузчика пищевой продукции, с *** 2004 года по *** 2006 года - в качестве маляра Демьянову М.П. - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска в пользу Демьянова М.П. в возмещение расходов по оплате услуг представителя - * рублей, в возмещение расходов по оплате госпошлины - * рублей».

Заслушав доклад судьи Яцун Е.М., объяснения представителей Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска – Соловьёва А.Б. и Кузнецовой Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения истца Демьянова М.П. и его представителя Бельской И.С., а также представителя третьего лица ИП Лисенкова В.В. – Аносова А.М., против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Демьянов М.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее - ГУ УПФ РФ в Ленинском округе) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении с *** 2011 года досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с работой в тяжелых условиях труда. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска от *** 2011 года в назначении пенсии ему отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы.

Истец полагал, что в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение пенсии, ответчик неправомерно не включил периоды работы:

в качестве маляра в ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» с *** 1994 года по *** 2003 года;

в качестве маляра у предпринимателя без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ) Лисенкова В.В. с *** 2004 года по *** 2006 года;

в качестве резчика металла на ножницах и прессах на 56 Механическо-строительном заводе Северного флота с *** 1986 года по *** 1990 года.

Просил обязать ответчика зачесть указанные периоды работы в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий ему право на досрочное назначение пенсии, и назначить ему трудовую пенсию по старости *** 2011 года.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, указав, что помимо вышеназванных периодов работы, в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, подлежит включению его работа с тяжелыми условиями труда в качестве загрузчика-выгрузчика пищевой продукции с *** 1993 года по *** 1994 года.

Просил обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с *** 2011 года и взыскать в его пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере * рублей, расходы по уплате госпошлины при подаче иска в суд в размере * рублей.

Истец Демьянов М.П. и его представитель Бельская И.С. в судебном заседании иск поддержали.

Представители ответчика - ГУ УПФ РФ в Ленинском округе Соловьев А.Б., Щепеткина Е.В. в судебном заседании иск не признали.

Третье лицо - ПБОЮЛ Лисенков В.В. в судебное заседание не явился, его представитель Аносов А.М. возражений против удовлетворения иска не заявил.

Представитель третьего лица – ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском округе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование кассационной жалобы указывает, что периоды работы истца в качестве маляра в ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость истца в особых условиях труда в течение полного рабочего дня, то есть, не менее 80% рабочего времени.

В ходе проверки, проведенной ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска по факту обоснованности выдачи и содержания справки № ** от *** 2010 года ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов», уточняющей особый характер работы и условий труда истца, выявлены факты отвлечения от основной деятельности, которые не указаны в справке. Данная справка ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» была отозвана предприятием.

Приводит довод о том, что, несмотря на решение суда о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение пенсии досрочно, периодов работы в качестве маляра в ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов», оснований для назначения ему пенсии с *** 2011 года не имеется, поскольку эти периоды не образуют необходимый для назначения пенсии специальный стаж.

В возражениях на кассационную жалобу представитель истца - Бельская И.С. просит решение оставить без изменения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились: третье лицо - ПБОЮЛ Лисенков В.В. и представитель третьего лица – ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов», извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом, согласно пункту 9 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков...», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Как установил суд и подтверждается материалами дела, истец обратился в *** 2011 года в ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, при этом возраста 50 лет он достиг *** 2011 года.

Рассмотрев заявление Демьянова М.П., пенсионный орган отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 2 п.1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине отсутствия необходимого стажа работы с тяжелыми условиями труда с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера ( 12 лет 06 месяцев).

Страховой стаж истца определен в количестве 29 лет 02 месяца 01 день, стаж работы в районах Крайнего Севера- 27 лет 00 месяцев 19 дней.

Разрешая спор, суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с *** 1986 года по *** 1990 года в качестве резчика металла на ножницах и прессах, с *** 1993 года по *** 1994 года в качестве загрузчика-выгрузчика пищевой продукции, с *** 2004 года по *** 2006 года - в качестве маляра.

В указанной части решение сторонами не оспаривается.

Частично удовлетворяя требования Демьянова М.П., суд признал, что периоды работы истца в качестве маляра по покраске автомобилей 5 разряда с *** 1994 года по *** 1995 года, с *** 1995 года по *** 1996 года, с *** 1996 года по *** 1996 года, с *** 1996 года по *** 1997 года, с *** 1997 года по *** 2000 года, с *** 2000 года по *** 2001 года, с *** 2001 года по *** 2001 года, с *** 2001 года по *** 2003 года подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязал ответчика назначить Демьянову М.П. с *** 2011 года трудовую пенсию по старости.

С таким выводом суда согласиться нельзя.

Суд первой инстанции ошибочно посчитал, что при исчислении стажа за указанные выше периоды работы, стаж истца составляет более чем 12 лет и 6 месяцев.

При установлении пенсий до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере.

Федеральный закон №173-ФЗ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания ( Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» установлено, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона исключается льготный( кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования ( независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Тем самым, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).

После введения в действие с 01 января 2002 года Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление страхового стажа, имевшего место после указанной даты, производится в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

Таким образом, при льготном исчислении стажа за периоды работы истца в качестве маляра по покраске автомобилей 5 разряда, которые суд первой инстанции включил в стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», этот стаж составляет 12 лет 00 месяцев 26 дней.

Поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения досрочной трудовой пенсии по старости для мужчин необходимо наличие стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, то у суда не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с *** 2011 года.

С учетом изложенного решение подлежит отмене как принятое с неправильным применением судом норм материального права.

Поскольку предметом судебного разбирательства по данному делу являлся возникший между сторонами спор о праве истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и имеющие значение для данного дела обстоятельства установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 18 июля 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Демьянову ФИО20 в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отказать в полном объеме.

председательствующий:

судьи: