о признании права на досрочное назначение пенсии



Судья Баранникова Т.Е. № 33-3279-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 23 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Симакова А.В.

судей Пырч Н.В.

Игнатенко Т.А.

при секретаре Блохиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Авраменко В.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Авраменко В.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 19 сентября 2011 года, по которому постановлено:

«в удовлетворении иска Авраменко В.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - отказать.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В. объяснения Авраменко В.Ю., представителя истца З.. поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика К. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Авраменко В.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ-УПФ РФ) в Ленинском округе города Мурманска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что работает постоянно, полный рабочий день, полную рабочую неделю по вольному найму на судах морского флота в войсковой части *** по настоящее время в должности водолаза.

Обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако *** года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа.

С решением комиссии не согласен, полагает, что периоды работы, указанные в протоколе, были незаконно исключены из стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Так в период службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с *** года он работал под водой в войсковой части *** года по июнь *** года, считает, что в силу требований действующего законодательства, данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, если с учетом военной службы стаж составит *** лет.

Считает, что *** часов нахождения под водой в период службы в Вооруженных Силах РФ подлежит включению в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, а стаж работы до *** года должен определяться, исходя из общей продолжительности работы, в соответствии с ранее действующим Списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.

Также считает, что подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период с *** года, когда он проводил спуски в *** и отработал в июле ***, которые не зачтены, поскольку не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд РФ, период работы в ***, не зачтенный поскольку работодателем не были перечислены страховые взносы Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, полагает, что ответчиком необоснованно не засчитаны в стаж *** часов работы под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, поскольку общее количество пребывания под водой с начала водолазной практики у него составляет *** в период службы в армии, ***, которые не засчитали, что составляет ***, как указано в протоколе комиссии, поскольку согласно справке войсковой части ***, уточняющей особый характер труда, его стаж работы на ***

Просил обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с марта ***

В судебное заседание истец Авраменко В.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, ранее просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель истца по доверенности - *** на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал.

Представитель ответчика Кузнецова Т.В. иск не признала, по существу заявленных требований пояснила, что для назначения трудовой пенсии по п.п.1 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Авраменко В.Ю. необходимо иметь не менее 20 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, 10 лет - стажа работы во вредных условиях. Комиссией зачтены период работы с *** года работы в *** и частично с *** - в войсковой части ***, поскольку в соответствии с действующим законодательством правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10, пользуются водолазы, занятые под водой, в том числе повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год или ***.

Основным условием для назначения водолазам трудовой пенсии является наличие не менее 10 лет стажа работы на соответствующих видах работ, а дополнительным - количество времени пребывания под водой, при этом требование наличия у водолаза в году не менее *** часов работы под водой, в месяце - *** часов, при его исчислении является прямой нормой законодательства.

За полные годы учитываются те годы, в течение которых водолаз работал под водой не менее 275 часов, годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам, исходя из нормы 25 часов в месяц, месяц, в котором время нахождения под водой более 25 часов учитывается как один, а менее не учитывается, затем полученные месяцы суммируются и делятся на 12, в результате получается количество лет.

Исходя из этого порядка подсчета стажа Авраменко В.Ю. засчитаны за полные годы работы ***

Также пояснила, что 2 месяца работы в *** года в *** не зачтены, поскольку не представлялись сведения из лицевого счета, в *** истец работал водителем, поэтому данный период мог быть зачтен в специальный стаж, а стаж работы в период службы в Вооруженных Силах РФ может быть включен только в том случае, если с учетом его общий специальный стаж составит 10 лет. Просила отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо - войсковая часть *** своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель третьего лица - *** в судебном заседании пояснил, что согласно имеющимся в организации документам Авраменко В.Ю. в *** года совершал тренировочные спуски, при этом он не направлялся от какого-либо работодателя, а делал это для повышения своей квалификации по собственной инициативе, поскольку с ним не заключался никакой договор и не производилась оплата, то и сведения в Пенсионный фонд не могли представляться.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Авраменко В.Ю. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального и материального права.

Управление Пенсионного фонда посчитало, что отсутствует требуемый специальный стаж, и исключило из стажа время пребывания под водой, которое составляло менее 25 часов в месяц. Данным подсчет специального стажа согласно разъяснениям Минтруда РФ от 11 мая 1993 года №6 противоречит действующему законодательству, как ущемляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с вредными условиями труда.

Кроме того истец считает, отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, поскольку время пребывания под водой с начала водолазной практики, на момент обращения составляло *** часов, в том числе 160 часов в период службы в армии и 240 часов пребывания под водой, которые не засчитали, и при этом стаж составил 3050 часов, а не как указано в протоколе комиссии 2050 часов.

Исключение из стажа 160 часов работы под водой в период службы в Вооруженных Сил РФ незаконно. Время, выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 (с последующими дополнениями) засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

В соответствии с разделом XXI «Общие профессии» Списка №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 и действующими до 1 января 1992 года, правом на пенсию на льготных условиях пользовались водолазы, старшие водолазы, инспектора по водолазному делу. Устанавливая в указанном Списке право на досрочное назначение пенсии водолазам без установления минимального предела времени нахождения под водой, государство предоставляло такое право в связи с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой работы водолаза. При этом, каких-либо условий относительно времени пребывания водолаза под водой Список не содержит.

Следовательно, стаж работы водолаза в период до *** года, до момента внесения изменений и дополнений в Список №1, должен определяться исходя из общей продолжительности работы в указанной должности.

Исходя из справки, он работал в должности водолаза, при этом время *** года пребывания под водой за время работы составило 3450 часов, что в переводе на годы и месяцы означает ***, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, вывод комиссии, что месяцы работы водолазом, где время пребывания под водой составляло менее 25 часов, не может являться основанием для не включения указанных периодов (месяцев) в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Истец считает, что судом не в полном объеме были оценены все имеющие значение для дела обстоятельства и представленные доказательства, что говорит о необоснованности решения суда.

На основании изложенного, кассатор просит решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц в\ч *** и ООО *** т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

Статьёй 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В силу пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10и16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Аналогичные положения содержались в статье 10, пункте «б» статьи 12, статье 14 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона Российской Федерации № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.

В соответствии со статьёй 94 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до 01 января 2002 года, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы исчислялись в льготном порядке в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, -в полуторном размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18 июля 2002 года (п. п. «а» п. 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой, пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии с разделом XXIII «Общие профессии» Списка № 1 от 26 января 1991 года право на льготное пенсионное обеспечение установлено водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) (позиция 12100000-11465).

Разделом XXI «Общие профессии» Списка № 1 от 22 августа 1956 года право на льготное пенсионное обеспечение было установлено водолазам, старшим водолазам, водолазным старшинам, инструкторам по водолазному делу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (в редакции от 26 мая 2009 года) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила), которые устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пункты 4 и 5 данных Правил предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется -стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно разъяснению Министерства труда России от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 6»О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, и дополнений к этим спискам, утвержденных постановлением кабинета Министров СССР от 09 августа 1991 года № 591» указано, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, как водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не мене 275 часов в год (25 часов в месяц).

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

Так судом установлено, что Авраменко В.Ю., *** года обратился в ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д.69-71).

С учетом требований вышеуказанных норм для назначения пенсии по старости по достижении возраста *** Авраменко В.Ю. необходимо было наличие страхового стажа 20 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет, стажа работы с вредными условиями -10 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** года Авраменко В.Ю. отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной пенсии по старости по п.п.1 п.1 статьи 27 и статье 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом комиссия по документам установила, что страховой стаж работы истца составляет ***

В стаж работы с вредными условиями труда не включены периоды:- ***

Записями в трудовой книжке Авраменко В.Ю. подтверждается, что он в период с ***

Таким образом, судом установлено, что стаж работы Авраменко В.Ю. водолазом в календарном исчислении составляет более 10 лет (***

Суд оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено достаточных доказательств наличия у него стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижении 45 летнего возраста, поскольку без включения спорных периодов в страховой стаж, и стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, его продолжительности не достаточно для назначения Авраменко В.Ю. пенсии с момента обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии и в удовлетворения исковых требований правомерно отказал.

В частности период работы истца в МЧП «Капиталь» судом обоснованно не включен в специальный стаж, поскольку в данной организации Авраменко В.Ю. работал водителем, что не оспаривалось его представителем в судебном заседании.

Установив, что во время службы в армии истец находился под водой не менее ***, с учетом которых специальный стаж истца не составит 10 лет, суд правомерно не усмотрел оснований для включения данного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.

Так в частности проверяя доводы истца, суд правильно указал, что исходя из сведений, зафиксированных в водолазной книжке, Авраменко В.Ю. подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда: ***, когда он находился под водой не менее 275 часов в год, и 37 месяцев, которые он находился не менее 25 часов в месяц под водой.

Между тем, судом установлено, что два месяца в 2001 году Авраменко В.Ю. находился под водой в связи с тем, что по личной инициативе, без направления работодателя проводил тренировочные спуски в *** Поскольку в указанный период времени истцу заработная плата не начислялись и не подлежали перечислению страховые взносы в Пенсионный фонд, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не могут быть включены в специальный стаж работы.

Таким образом, в календарном исчислении стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, составляет 4 года 11 месяцев, а в льготном исчислении до ***

Проверяя доводы представителя истца о том, что до утверждения Списка № 1 от 26 января 1991 года, действовал Список № 1 от 22 августа 1956 года, который предусматривал календарный подсчет стажа работы водолаза, независимо от количества часов нахождения под водой, суд обоснованно не принял их во внимание, поскольку они основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Оценивая доводы истца и его представителя о том, что поскольку общее количество часов пребывания под водой Авраменко В.Ю. составляет более ***, а именно 3450 часов, он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд правильно не принял их во внимание т.к. содержащееся в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 6 указание о том, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет *** и более, не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы водолазов в тех случаях, когда установленная норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась. Для всех случаев назначения пенсии по указанному основанию требуется наличие специального стажа, который определяется только при условии работы в особых условиях в течение определенного количества времени.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи