О взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении



Судья Брандина Н.В.

№ 33-3435

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

07 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.,

судей

Истоминой И.В.,

Синицы А.П.,

при секретаре

Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им.Маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации к Щелчкову Д.С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении,

по кассационной жалобе ответчика – Щелчкова Д.С. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 19 октября 2011 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного» Министерства обороны РФ удовлетворить.

Взыскать с Щелчкова Д.С., _ _ года рождения, уроженца ***, в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного» Министерства обороны РФ *** руб., а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ***руб..

Банковские реквизиты Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им.Маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации: ***».

Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., объяснения ответчика Щелчкова Д.С., его представителя Цвигуна А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия связи им.Маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военная академия) обратилось в суд с иском к Щелчкову Д.С. взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении.

В обоснование исковых требований указано, что Щелчков Д.С. в соответствии с приказом начальника государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации № * от _ _ 2007 года был зачислен на первый курс университета по специальности «***» с _ _ 2007 года с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению денежных средств в размере *** рублей. _ _ 2008 года Щелчков Д.С. заключил контракт с начальником Военной академии, приказ № * от _ _ 2008 года. _ _ 2010 года Щелчков Д.С. приказом начальника Военной академии № * отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Срок обучения Щелчкова Д.С. в военно-учебном заведении на момент его отчисления из Военной академии связи составил 2 года 7 месяцев. Сумма средств федерального бюджета, затраченная на военную подготовку в период обучения, составила *** рублей.

Истец просил взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на военную подготовку в период обучения в Военной академии связи за период времени с _ _ 2007 года по _ _ 2010 года в сумме *** рублей.

Ответчик Щелчков Д.С. в судебном заседании иск признал частично.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик Щелчков Д.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, снизив подлежащие взысканию суммы до *** рублей.

Приводит доводы о том, что истцом не представлены доказательства того, что при поступлении в Военную академию и при заключении контракта до его сведения были доведены условия возмещения затрат федерального бюджета в случае досрочного отчисления.

Указывает, что в размер и условия возмещения затрат федерального бюджета на военную и специальную подготовку до него не доводились.

Полагает, что в пользу истца подлежит взысканию сумма, затраченная на его военную и специальную подготовку с момента заключения контракта – _ _ 2009 года по _ _ 2011 года в размере ***руб.. Считает, суду следовало применить при разрешении спора положения статьи 1083 Гражданского кодекса РФ и статьи 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца - Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М.Буденного», извещенные о рассмотрении дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в силу которого граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е. 1" и "з" п. 1, подпунктами "в" и "д" п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.

В соответствии с п. 2 вышеназванной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен.

Период, на который определяются данные расходы, составляет 1 финансовый год (п. 5 Методики).

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти (п. 6 Методики).

В соответствии с п. 7 Методики, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приказом начальника государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия связи им.Маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации № * от _ _.2007 года Щелчков Д.С. зачислен курсантом на первый курс Военной академии связи по специальности «Применение и эксплуатация средств автоматизации управления и связи» с _ _ 2007 года.

_ _ 2009 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Военной академии связи и Щелчковым Д.С. заключен контракт о прохождении военной службы. Согласно подпункту «в» пункта 2 указанного контракта Щелчков Д.С. обязался возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере *** рублей.

Приказом начальника Военной академии связи № * от _ _ 2010 года Щелчков Д.С. отчислен из академии в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (в части невыполнения требований к успеваемости обучающегося).

Приказом начальника Военной академии от _ _ 2010 года № *, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года № *, Щелчков Д.С. с _ _ 2010 года исключен из списков личного состава академии, всех видов обеспечения и направлен для дальнейшего прохождения военной службы по призыву в распоряжение командира в/ч * г.... области.

В соответствии с индивидуальной картой учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку ответчика в период обучения в военно-учебном заведении, и расчетом, представленным истцом, затраты на обучение ответчика за период обучения в военном заведении 2 года 07 месяцев исходя из размера фиксированного значения сумм, установленных контрактом, составили ***руб..

Представленный расчет судом проверен, иными доказательствами не опровергнут, поэтому оснований признать его неправильным не имеется.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик был отчислен из числа курсантов в связи с неуспеваемостью, поэтому обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения.

Судебная коллегия находит указанный вывод и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенного предусмотренная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, основанием для отмены состоявшегося решения суда быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Оснований для применения положений статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не установил, не находит таких оснований и судебная коллегия.

Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского городского суда Мурманской области от 19 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щелчкова Д.С. - без удовлетворения.

председательствующий

судьи